Одарюк Катя
Проект «Декоративно-прикладное искусство» во второй младшей группе
Паспорт проекта :
Вид проекта : информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта : дети младшей группы «Капелька» групповой (30 человек, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Цель проекта : Расширять представления детей о «Декоративно-прикладном искусстве».
Задачи:
Публикация «Проект „Декоративно-прикладное искусство“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.
Актуальность
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.
Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности основанное на глубоких художественных традициях.
Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.
По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Цель: Расширить знания у детей младшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
Ожидаемые результаты:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
- Научатся сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.
- Смогут самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Виды деятельности:
- презентация;
- рассматривания иллюстраций;
- беседы; чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- подборка поговорок, пословиц;
- ситуативный разговор;
- заучивание стихотворений;
- создание выставки работ детей;
- Виртуальная экскурсия в краеведческий музей
- досуг «Русские народные промыслы»
- консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей»
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап.
-выбор темы;
-постановка проблемы;
-определение цели и задачи;
-разработка стратегии реализации проекта.
- подбор литературных произведений.
- подбор художественных иллюстраций. Подбор материала по теме «Декоративно –прикладное искусство».
-Составление презентаций «История возникновения самовара»
«Русская изба и печь» «История матрёшки»
2. Практический. Реализация проекта.
2. Практический. Реализация проекта.
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно – развивающей среды.
17.01 1 Беседа, презентация «История возникновения Городецкой росписи». Цель: развивать интерес и любовь к народному искусству. Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов.
2 Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Городец». Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами
Консультация для родителей «Декоративно- прикладное искусство- как средство нравственно- патриотического воспитания». Познакомить родителей с декоративно-прикладным искусством.
Оформление иллюстраций и плакатов по теме «Роспись»
18.01 1. Чтение стихов: Л. Куликова «Городец», частушки о Городце. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле
2. Рисование «Укрась доску». Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.
1. Рекомендации для родителей по домашнему чтению художественной литературы по теме «Народное творчество». Посоветовать книги родителям по теме «Народное творчество».
Д/игра «Угадай, какая роспись»
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей.
19.01 1. Беседа «Об искусстве Гжельских художников». Познакомить детей с гжельским народным промыслом. Беседа «Какие бывают керамические изделия». Систематизировать представления детей о многообразии керамических изделий.
2. Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Гжель». Познакомить с характерными особенностями гжельской росписи. Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Керамические изделия». Создание условий для формирования у детей систематических знаний о керамических изделиях.
1. Консультация "Виды народного декоративно-прикладного искусства".
20.01 1 Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Узоры Гжели». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами. Аппликация «Керамический кувшин». Закреплять основные приемы объёмной аппликации.
2. Рисование «Рисунок на кувшине». Развивать умение дошкольников применять геометрический орнамент для украшения посуды.
Развивать память, мышление, активный словарь.
Д/игра «Укрась матрешку». Цель : закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей.
21.01 1 Беседа «Что такое народная игрушка?» «что такое самовар? «Для чего он нужен?». Знакомить детей с изделиями народных мастеров – народной игрушкой и русского самовара.
2 Рассматривание русской матрешки, русского самовара рассказ о их изготовлении народными мастерами. Познакомить детей с русской народной игрушкой и самоваром –с мастерами – изготовителями самовара и игрушки, вызвать к ним интерес.
Консультация «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома». Приобщить родителей принимать активное участие по теме декоративно – прикладное искусство.
Создание альбома и наглядно- демонстрационного материала «Гжель»
24.01 1Беседа «В тереме расписном я живу». Просмотр презентации «Русская изба» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, бытом русского народа, его гостеприимством.) Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Продолжать формировать представление об облике русской игрушки, избы, печи и самоваре.
2. Д/игры «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку».
25.01 1 Беседа «Дымковская игрушка», «История возникновения филимоновской игрушки». Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента Чтение В. В. Гаврилова «Филимоновская игрушка». Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров
26.01 1. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
Раскраски на тему «Роспись»
27.01 1. Лепка дымковской игрушки «Петух».
Цель: углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве. Учить из пластилина лепить изделия. Развивать мелкую моторику рук.
28.01 1. Раскрашивание дымковского сарафана. Учить выполнять элементы дымковской росписи. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам.
Беседа «Возникновения фарфора». Познакомить участников с историей возникновения фарфора. Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала «Фарфоровых изделий».
Фотоотчет по результатам проекта