ирина степанова
Проект «Мы в Чувашии живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
По доминирующей в проекте деятельности : творческий, игровой.
По числу участников проекта : 20 человек.
По времени проведения: кратковременный.
По характеру контактов: в рамках МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»
Актуальность
Публикация «Проект „Мы в Чувашии живем“» размещена в разделах
Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства. По возрасту фольклор равен его носителю – этносу, истоки его уходят в древность доклассовых обществ. Народная музыка представляет собой глубокий и правдивый музыкальный «автопортрет» народа, его характера, психологии, способностей, взглядов на мир.
В веках и тысячелетиях решалась главная задача людей – вырастить свою смену доброй, умной, трудолюбивой. По крупицам собираем мы опыт людей, известных своими педагогическими достижениями, порой забывая о том необъятном, близком и родном, процеженном веками, педагогическом опыте своего народа.
Сквозь столетия дошли до наших дней пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки, танцы. Они хранят в себе духовный опыт народа, его педагогические воззрения, связывающие прошлое с настоящим и будущим. Освоение духовно – практического опыта людей, их культурных ценностей составляет основу психического развития ребенка.
В настоящее время педагоги уделяют особое внимание формирование у детей национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям, развитию интереса к национальной культуре и традициям.
Наиболее эффективным полем воспитательного воздействия на ребенка дошкольника являются праздники, общие сходы, посиделки, которые несут детям незабываемые впечатления и входят в жизнь ребенка ярким событием, оставаясь в памяти надолго. Кроме того, праздник – это синтез всех видов искусств. Музыкально – литературный материал, красочное оформление помещения предметами народного быта, яркие национальные костюмы способствуют развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре.
Анализ внешней среды
Существуя тысячелетиями, развиваясь по законам внутренней эволюции, народная музыка подвергается и различным внешним влияниям. В ней всегда сохраняются архаические элементы. Они могут быть приглушены позднейшими наслоениями, а могут составлять и легковоспринимаемую существенную ее часть. Примером большой роли архаики в современной культуре может послужить чувашская народная музыка. Попав в поле зрения европейски образованных ценителей 19 в., она сразу же предстала как «песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни» (Н. Г. Гарин – Михайловский). Неслучайно А. П. Бородину в качестве материала к половецким сценам оперы «Князь Игорь» (сюжет 12 века) были предложены специалистами записи чувашских народных песен, и он воспитывался ими.
Представление об относительно хорошей сохранности архаики в чувашской народной музыке может быть дополнительно и аналогиями в глубоких сферах духовной культуры. Так, наукой признаются глубокая древность дохристианской религии. Чувашского языка,
сохранившего древнейшие черты. Архаичностью отличается так же структура народного костюма и орнамент вышивок.
Период наивысшего развития чувашская народная музыкальная культура пережила приблизительно в середине второго тысячелетия новой эры, когда завершилось формирование этнической культуры в целом. Музыкальная культура чувашей приобрела вид, известный нам сегодня по материалам 18 – 20 вв. По – видимому, это был период наибольшего соответствия содержания и предназначения народного искусства внешним условиям бытования.
Анализ внутренней среды
В МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида» созданы условия для реализации проекта : функционируют 4 группы: 3 группы дошкольного возраста, 1 логопедическая группа.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей позволяет осуществлять комплексный подход к организации обучения детей, учитывая их индивидуальные психологические особенности.
Для развития интереса к чувашскому языку и национальной музыкальной культуре детей дошкольного возраста в музыкальном зале детского сада имеется музыкальный центр, фонотеку с чувашскими сказками и песнями на кассетах; иллюстрации к произведениям. В группах созданы чувашские уголки, имеются магнитофоны.
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование у детей начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Образовательные:
*Дать представление о чувашской национальной музыке, композиторах.
*Приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к
эстетическим и нравственно – этическим ценностям своего народа.
Развивающие:
*Развивать у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, истории родного края
и национальной музыкальной культуре.
Воспитательные:
*Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими
образцами национального искусства.
*Воспитание у детей уважительного отношения к истории и культуре чувашского
народа, освоение ими ценностей национального музыкального искусства на основе
обрядов и традиций.
Сроки выполнения проекта
Данный проект выполняется в течении одного месяца: апрель.
Содержание проекта
Участники проекта
Музыкальный руководитель: Степанова Ирина Михайловна
Воспитатели старшей группы: Осипова Л. Ю., Ильина О. П.
Дети старшей группы.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое:
- музыкальный руководитель с высшим педагогическим образованием
- в группах работают воспитатели с высшим педагогическим образованием
- в детском саду созданы все условия для организации и развития творческих
способностей детей
- имеются технические средства обучения: музыкальный центр, DVD– проигрыватель,
ноутбук, экран, проектор
- имеются чувашские национальные костюмы
План мероприятий по реализации проекта
Этапы Направление деятельности Мероприятия Сроки
Подготовительный 1. Повышение профессионального мастерства
2. Создание условий для реализации работы
3. Подготовка материалов и проведение диагностических наблюдений за детьми -подбор научно – методической литературы, изучение литературы по проблеме;
-поиск информации по проблеме в Интернет – сайтах;
-участие в методических объединениях, открытых мероприятиях района.
-подбор музыкальных произведений, пособий, костюмов;
-составления сценария итогового мероприятия (праздника).
-выбор диагностической методики;
-организация и проведение диагностики;
Основной 1. Реализация проекта «Мы в Чувашии живем»
2. Определение основных методов и приемов, побуждающих детей к восприятию чувашской музыки
3. Организация работы с детьми
4. Создание развивающей среды
- проведение комплексных занятий по восприятию чувашской музыки;
- оформление выставки детских рисунков «Чувашия - край родной»;
- подбор стихотворений, пословиц, поговорок, сказок, былин, песен, загадок, игр, песен,
танцев;
- организация индивидуальной работы с детьми по разучиванию
чувашских песен, игр, танцев;
- оформление совместно с воспитателями национальных уголков (подбор чувашских флагов, гербов, музыкальных инструментов, костюмов, вышивок);
- обогащение фонотеки групп произведениями чувашской музыки и сказок с которыми дети знакомились на занятии;
Заключительный 1. Оценка эффективности проекта.
2. Обобщение результатов работы по проектной деятельности.
Анализ. -проведение повторной диагностики
- проведение развлечения «Путешествие на машине времени к девушке Танслу» с детьми старшего дошкольного возраста;
- обмен опытом с педагогами МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида;
- презентация проекта. конец апреля
География реализации проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида, село Красноармейское Красноармейского района Чувашской республики.
Устойчивость проекта
Целенаправленное использование в работе с детьми методов формирования основ чувашской музыкальной культуры приведет к развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку и национальной музыкальной культуре.
Дети *заложение основ начала национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям.
* воспитание у детей интереса к чувашскому языку, народной музыкальной культуре.
*научатся через пластику движений передавать изменения характера музыки и ярких средств музыкальной выразительности.
*обогатится речь словарем, характеризующим эмоционально – образное содержание музыки.
Педагоги *повысится педагогическая компетентность педагогов в вопросах развития чувашской музыки и культуры.
Родители *повысится родительская компетентность в вопросах ознакомления детей с музыкой и культурой чувашского края.
В проекте обоснована важность уже в дошкольном возрасте формированию у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям, интереса к национальной культуре и традициям, выполняя тем самым Государственную программу по реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».
Цель и задачи занятий – это развитие интереса к чувашскому языку, национальной музыкальной культуре, освоение ценностей национального музыкального искусства на основе обрядов и традиций.
Как известно, продвижение к всеобщим гуманистическим ценностям происходит через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Приоритет личности воспитуемого, опора на народные традиции являются основными принципами возрождения чувашской национальной школы.
На занятиях мы с детьми осваивали национальные танцы, песни, игры. С детьми старшей группы выучили Гимн Чувашской Республики, ознакомились с Гимном Красноармейского района.
Все методические приемы эффективны лишь в том случае, если чувашские песни исполняются выразительно, вызывают у детей эмоциональный отклик, сопереживание, побуждают к высказываниям о характере и выразительных оттенках музыки, развивают эстетическое восприятие, любознательность и творческую активность детей, их музыкальную культуру.
Первое ознакомление с чувашской музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому стараюсь выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. При проведении слушания чувашской музыки, использую разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру, а также вокализацию тем, что способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.
На занятиях мною были использованы следующие методы:
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно – образного мышления, воображения. Он применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая установка на распознание и выражение эмоций, побуждение к действиям, способствующим осознанности восприятия музыкального образа детьми.
Моторно – двигательное уподобление эмоционально – образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к «экспериментированию», передаче характера музыки в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот метод удовлетворяет потребность детей в движениях, помогает увлечь их, формирует положительное эмоционально – оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, развитию творческой активности.
Словесное уподобление эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова – образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий). Тихие, выразительные пояснения могут сопровождать звучание музыки, предшествовать восприятию в виде альтернативных вопросов, сопровождать прослушивание, побуждая к осмыслению выразительности образа, тем, интонаций. Поэзия, сказка развивают художественно – образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству.
Наиболее действенным полем воспитательного воздействия являются общие праздники, сходы, которые несут детям незабываемые впечатления и входят в жизнь ребенка ярким событием, оставаясь в памяти надолго. Это своеобразная тропинка в удивительный мир народных традиций. Праздник «Путешествие на машине времени к чувашской девочке Танслу» - помочь детям встать на первую ступень постижения неповторимого мира музыки Понять всю красоту и своеобразие чувашских песен, игр, танцев. Заинтересовать яркими выступлениями «артистов» (детей старших групп). Поддержать желание познать и войти в этот мир национального искусства. Сюжет развлечения напоминает сказку, а в сказке может случится всякое, самое непредсказуемое, но главное – доброе отношение к близким, любовь к своим истокам – останется в душе ребенка.
.Программно - методическое обеспечение проекта
1. Бахтина В. Ю., Николаева Л. М. «Праздники на Земле Улыпа». – Чебоксары: 2006. – 203
2. Васильева Л. Г. «Загадочный мир народных узоров». – Чебоксары: 2005. – 88 с.
3. Васильева Л. Г. «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников». – Чебоксары: - 2006. – 104с.
4. Драгунова О. В., Кузнецова Л. В. «Программа образования ребенка – дошкольника». – Чебоксары: ЧРИО, - 2006. – 292с.
5. Захаров Г. П. «Чаваш музыки ача саденче». – Чебоксары: 1995. – 127с.
6. Иванов В. П., Матвеев Г. Б. «Культура Чувашского края». – Чебоксары: 1994.-
351 с.
7. Искендеров Ф. В., Костина Е. Ф. «Азбука чувашских орнаментов и эмблем». – Ульяновск: 2006. – 64 с.
8. Махалова И. В., Николаева Е. И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа» - Чебоксары: 2003. – 255 с.