МААМ-картинки

Проект «Мы в Чувашии живем» (5 фото)

ирина степанова
Проект «Мы в Чувашии живем»
▼ Скачать

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

По доминирующей в проекте деятельности : творческий, игровой.

По числу участников проекта : 20 человек.

По времени проведения: кратковременный.

По характеру контактов: в рамках МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»

Актуальность

Публикация «Проект „Мы в Чувашии живем“» размещена в разделах

Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства. По возрасту фольклор равен его носителю – этносу, истоки его уходят в древность доклассовых обществ. Народная музыка представляет собой глубокий и правдивый музыкальный «автопортрет» народа, его характера, психологии, способностей, взглядов на мир.

В веках и тысячелетиях решалась главная задача людей – вырастить свою смену доброй, умной, трудолюбивой. По крупицам собираем мы опыт людей, известных своими педагогическими достижениями, порой забывая о том необъятном, близком и родном, процеженном веками, педагогическом опыте своего народа.

Сквозь столетия дошли до наших дней пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки, танцы. Они хранят в себе духовный опыт народа, его педагогические воззрения, связывающие прошлое с настоящим и будущим. Освоение духовно – практического опыта людей, их культурных ценностей составляет основу психического развития ребенка.

В настоящее время педагоги уделяют особое внимание формирование у детей национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям, развитию интереса к национальной культуре и традициям.

Наиболее эффективным полем воспитательного воздействия на ребенка дошкольника являются праздники, общие сходы, посиделки, которые несут детям незабываемые впечатления и входят в жизнь ребенка ярким событием, оставаясь в памяти надолго. Кроме того, праздник – это синтез всех видов искусств. Музыкально – литературный материал, красочное оформление помещения предметами народного быта, яркие национальные костюмы способствуют развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре.

Анализ внешней среды

Существуя тысячелетиями, развиваясь по законам внутренней эволюции, народная музыка подвергается и различным внешним влияниям. В ней всегда сохраняются архаические элементы. Они могут быть приглушены позднейшими наслоениями, а могут составлять и легковоспринимаемую существенную ее часть. Примером большой роли архаики в современной культуре может послужить чувашская народная музыка. Попав в поле зрения европейски образованных ценителей 19 в., она сразу же предстала как «песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни» (Н. Г. Гарин – Михайловский). Неслучайно А. П. Бородину в качестве материала к половецким сценам оперы «Князь Игорь» (сюжет 12 века) были предложены специалистами записи чувашских народных песен, и он воспитывался ими.

Представление об относительно хорошей сохранности архаики в чувашской народной музыке может быть дополнительно и аналогиями в глубоких сферах духовной культуры. Так, наукой признаются глубокая древность дохристианской религии. Чувашского языка,

сохранившего древнейшие черты. Архаичностью отличается так же структура народного костюма и орнамент вышивок.

Период наивысшего развития чувашская народная музыкальная культура пережила приблизительно в середине второго тысячелетия новой эры, когда завершилось формирование этнической культуры в целом. Музыкальная культура чувашей приобрела вид, известный нам сегодня по материалам 18 – 20 вв. По – видимому, это был период наибольшего соответствия содержания и предназначения народного искусства внешним условиям бытования.

Анализ внутренней среды

В МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида» созданы условия для реализации проекта : функционируют 4 группы: 3 группы дошкольного возраста, 1 логопедическая группа.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей позволяет осуществлять комплексный подход к организации обучения детей, учитывая их индивидуальные психологические особенности.

Для развития интереса к чувашскому языку и национальной музыкальной культуре детей дошкольного возраста в музыкальном зале детского сада имеется музыкальный центр, фонотеку с чувашскими сказками и песнями на кассетах; иллюстрации к произведениям. В группах созданы чувашские уголки, имеются магнитофоны.

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование у детей начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Образовательные:

*Дать представление о чувашской национальной музыке, композиторах.

*Приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к

эстетическим и нравственно – этическим ценностям своего народа.

Развивающие:

*Развивать у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, истории родного края

и национальной музыкальной культуре.

Воспитательные:

*Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими

образцами национального искусства.

*Воспитание у детей уважительного отношения к истории и культуре чувашского

народа, освоение ими ценностей национального музыкального искусства на основе

обрядов и традиций.

Сроки выполнения проекта

Данный проект выполняется в течении одного месяца: апрель.

Содержание проекта

Участники проекта

Музыкальный руководитель: Степанова Ирина Михайловна

Воспитатели старшей группы: Осипова Л. Ю., Ильина О. П.

Дети старшей группы.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое:

- музыкальный руководитель с высшим педагогическим образованием

- в группах работают воспитатели с высшим педагогическим образованием

- в детском саду созданы все условия для организации и развития творческих

способностей детей

- имеются технические средства обучения: музыкальный центр, DVD– проигрыватель,

ноутбук, экран, проектор

- имеются чувашские национальные костюмы

План мероприятий по реализации проекта

Этапы Направление деятельности Мероприятия Сроки

Подготовительный 1. Повышение профессионального мастерства

2. Создание условий для реализации работы

3. Подготовка материалов и проведение диагностических наблюдений за детьми -подбор научно – методической литературы, изучение литературы по проблеме;

-поиск информации по проблеме в Интернет – сайтах;

-участие в методических объединениях, открытых мероприятиях района.

-подбор музыкальных произведений, пособий, костюмов;

-составления сценария итогового мероприятия (праздника).

-выбор диагностической методики;

-организация и проведение диагностики;

Основной 1. Реализация проекта «Мы в Чувашии живем»

2. Определение основных методов и приемов, побуждающих детей к восприятию чувашской музыки

3. Организация работы с детьми

4. Создание развивающей среды

- проведение комплексных занятий по восприятию чувашской музыки;

- оформление выставки детских рисунков «Чувашия - край родной»;

- подбор стихотворений, пословиц, поговорок, сказок, былин, песен, загадок, игр, песен,

танцев;

- организация индивидуальной работы с детьми по разучиванию

чувашских песен, игр, танцев;

- оформление совместно с воспитателями национальных уголков (подбор чувашских флагов, гербов, музыкальных инструментов, костюмов, вышивок);

- обогащение фонотеки групп произведениями чувашской музыки и сказок с которыми дети знакомились на занятии;

Заключительный 1. Оценка эффективности проекта.

2. Обобщение результатов работы по проектной деятельности.

Анализ. -проведение повторной диагностики

- проведение развлечения «Путешествие на машине времени к девушке Танслу» с детьми старшего дошкольного возраста;

- обмен опытом с педагогами МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида;

- презентация проекта. конец апреля

География реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида, село Красноармейское Красноармейского района Чувашской республики.

Устойчивость проекта

Целенаправленное использование в работе с детьми методов формирования основ чувашской музыкальной культуры приведет к развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку и национальной музыкальной культуре.

Дети *заложение основ начала национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям.

* воспитание у детей интереса к чувашскому языку, народной музыкальной культуре.

*научатся через пластику движений передавать изменения характера музыки и ярких средств музыкальной выразительности.

*обогатится речь словарем, характеризующим эмоционально – образное содержание музыки.

Педагоги *повысится педагогическая компетентность педагогов в вопросах развития чувашской музыки и культуры.

Родители *повысится родительская компетентность в вопросах ознакомления детей с музыкой и культурой чувашского края.

В проекте обоснована важность уже в дошкольном возрасте формированию у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям, интереса к национальной культуре и традициям, выполняя тем самым Государственную программу по реализации Закона «О языках в Чувашской Республике».

Цель и задачи занятий – это развитие интереса к чувашскому языку, национальной музыкальной культуре, освоение ценностей национального музыкального искусства на основе обрядов и традиций.

Как известно, продвижение к всеобщим гуманистическим ценностям происходит через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Приоритет личности воспитуемого, опора на народные традиции являются основными принципами возрождения чувашской национальной школы.

На занятиях мы с детьми осваивали национальные танцы, песни, игры. С детьми старшей группы выучили Гимн Чувашской Республики, ознакомились с Гимном Красноармейского района.

Все методические приемы эффективны лишь в том случае, если чувашские песни исполняются выразительно, вызывают у детей эмоциональный отклик, сопереживание, побуждают к высказываниям о характере и выразительных оттенках музыки, развивают эстетическое восприятие, любознательность и творческую активность детей, их музыкальную культуру.

Первое ознакомление с чувашской музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому стараюсь выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. При проведении слушания чувашской музыки, использую разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру, а также вокализацию тем, что способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.

На занятиях мною были использованы следующие методы:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно – образного мышления, воображения. Он применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая установка на распознание и выражение эмоций, побуждение к действиям, способствующим осознанности восприятия музыкального образа детьми.

Моторно – двигательное уподобление эмоционально – образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к «экспериментированию», передаче характера музыки в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот метод удовлетворяет потребность детей в движениях, помогает увлечь их, формирует положительное эмоционально – оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, развитию творческой активности.

Словесное уподобление эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова – образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий). Тихие, выразительные пояснения могут сопровождать звучание музыки, предшествовать восприятию в виде альтернативных вопросов, сопровождать прослушивание, побуждая к осмыслению выразительности образа, тем, интонаций. Поэзия, сказка развивают художественно – образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству.

Наиболее действенным полем воспитательного воздействия являются общие праздники, сходы, которые несут детям незабываемые впечатления и входят в жизнь ребенка ярким событием, оставаясь в памяти надолго. Это своеобразная тропинка в удивительный мир народных традиций. Праздник «Путешествие на машине времени к чувашской девочке Танслу» - помочь детям встать на первую ступень постижения неповторимого мира музыки Понять всю красоту и своеобразие чувашских песен, игр, танцев. Заинтересовать яркими выступлениями «артистов» (детей старших групп). Поддержать желание познать и войти в этот мир национального искусства. Сюжет развлечения напоминает сказку, а в сказке может случится всякое, самое непредсказуемое, но главное – доброе отношение к близким, любовь к своим истокам – останется в душе ребенка.

.Программно - методическое обеспечение проекта

1. Бахтина В. Ю., Николаева Л. М. «Праздники на Земле Улыпа». – Чебоксары: 2006. – 203

2. Васильева Л. Г. «Загадочный мир народных узоров». – Чебоксары: 2005. – 88 с.

3. Васильева Л. Г. «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников». – Чебоксары: - 2006. – 104с.

4. Драгунова О. В., Кузнецова Л. В. «Программа образования ребенка – дошкольника». – Чебоксары: ЧРИО, - 2006. – 292с.

5. Захаров Г. П. «Чаваш музыки ача саденче». – Чебоксары: 1995. – 127с.

6. Иванов В. П., Матвеев Г. Б. «Культура Чувашского края». – Чебоксары: 1994.-

351 с.

7. Искендеров Ф. В., Костина Е. Ф. «Азбука чувашских орнаментов и эмблем». – Ульяновск: 2006. – 64 с.

8. Махалова И. В., Николаева Е. И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа» - Чебоксары: 2003. – 255 с.

Проект «Мы в Чувашии живем»
Фото «Мы в Чувашии живем»
Проект - фото
Фото №1 Описание проблемы на решение которой направлен проект По доминирующей в Фото №2 Проектная деятельность проекте деятельности творческий игровой
Публикации по теме:

Фоторепортаж «Отдых в Чувашии»Фоторепортаж «Отдых в Чувашии» Фотоотчёт. Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию мой отдых в Чувашии. Мне повезло летом, в очередной отпуск отдохнуть.

Фотоотчет «Мы живем в России!»Фотоотчет «Мы живем в России!» Весь год наша группа работала по проекту " От России до малой Родины", и конечно мы готовились к празднику " День России". Праздник проходил.

«Увлечения моей семьи». Фотоотчёт о выставке, посвященной Году отца и матери в Чувашии«Увлечения моей семьи». Фотоотчёт о выставке, посвященной Году отца и матери в Чувашии Фотоотчёт с выставки, посвященной Году Отца и Матери в Чувашии «Увлечения моей семьи» В январе в Чувашии дан старт Году Отца и Матери.

Квест-игра «Мы живем в России!»Квест-игра «Мы живем в России!» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: углублять и уточнять представления о России; дать знания о флаге,.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним»Проект для средней группы «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» Тип проекта: информационный Вид проекта: фронтальный (дети средней «Б» группы «Игралочка») Продолжительность: долгосрочный (на 2020-2021.

Проект «Живем в безопасном мире» для старшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Родительское собрание «Дом, в котором мы живем» Предварительная работа: 1. Провести опрос среди родителей на кануне собрания. 2. Подготовить большой ватман с названием стенгазеты. Ножницы,.

Узоры солнечной ЧувашииУзоры солнечной Чувашии Здравствуйте дорогие коллеги! В нашей республике в этом году празднуется 100 - летие образования Чувашской автономии. Флешмобы, челленджи,.

Эссе «Дом, в котором мы «живем» Я работаю в детском саду, мой педагогический стаж составляет 32 года. Я люблю свою работу, меня не пугают трудности, связанные с педагогическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы в Чувашии живем»
Опубликовано: 31 января 2023 в 12:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мы в Чувашии живем»» (включая файлы) размещена пользователем ирина степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД