Ольга К
Проект «Мы — коллекционеры» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы - коллекционеры»
Автор проекта: Куликова Ольга Евгеньевна – воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45»
Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год
Тип проекта: исследовательско - творческий.
Участники проекта: педагоги, родители, дети группы №10,
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Проблема, на решение которой направлен проект:
В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребёнку. А ведь в детях заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. Задача взрослых – научить ребёнка не просто собирать, а коллекционировать (классифицировать, осваивать родовидовые отношения.
Проанализировав некоторые программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста видно, что в них раскрыты только темы коллекций, ну а деятельность с детьми и содержание не раскрывается.
Обоснование проблемы:
Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Правильно организованная деятельность учит детей классифицировать собранные объекты, определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. У многих детей детское увлечение перерастает в хобби на всю жизнь.
Новизна проекта: данный проект, позволяет отойти от традиционных форм взаимодействия участников образовательного процесса, является методом материализации собственного «я» в современном мире для детей дошкольного возраста, в том числе для детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Проект позволяет детям глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме (выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию).
Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, проект основан на поддержке и развитии детской инициативы.
Цель проекта:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
• Формировать у детей образные представления о коллекционировании, его видах, направлениях.
• Расширять кругозор и развивать познавательную активность, инициативность, творческий потенциал, любознательность воспитанников.
• Формировать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, классифицировать, группировать, обобщать, проявлять избирательные интересы при выборе темы коллекции.
• Прививать детям навыки культуры оформления коллекции, сбора материалов и бережного хранения коллекций.
• Воспитывать у детей ответственное отношение к экспонатам коллекции.
• Развивать умения совместной (коллективной) деятельности у детей друг с другом.
• Обогащать развивающую предметно – пространственную среду по ознакомлению дошкольников с коллекциями.
Форма проведения итогового мероприятия:
Фестиваль «Наши коллекции».
Методы:
• Чтение художественной литературы,
• рассказ, разъяснение, беседа, дискуссии
• ситуация выбора деятельности,
• анализ конкретной ситуации,
• метод положительного примера, поощрения,
• метод упражнений,
• метод одобрения,
• метод требования,
• метод контроля, самоконтроля и самооценки,
• метод переключения.
Продукты проекта:
для детей:
• Коллекции разных видов: индивидуальные, коллективные, домашние.
• Собрана библиотека познавательной, энциклопедической литературы.
для педагогов:
• Конспекты, сценарии, методическая литература, компьютерные презентации, видеофильмы по теме;
• алгоритм коллекционирования;
• классификационные карты предметов коллекций;
• предметы и материалы для организации разнообразных мини – музеев, коллективные коллекции;
• оформлена библиотека «умных книг» (детские энциклопедии).
для родителей:
Индивидуальные и домашние коллекции; памятки о правильном оформлении коллекций.
Сильные стороны проекта:
Значимость и целесообразность использования коллекционирования в современном образовательном пространстве объясняется тем, что коллекционирование:
• Способно помочь решить множество педагогических задач (помогает расширять детский кругозор; развивает избирательность интересов; формирует познавательные интересы детей; развивает коммуникативные навыки, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать; способствует творческому развитию личности; помогает формировать эстетическое и сенсорное восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов; положительно влияют на развитие психики);
• Включает разнообразные педагогические методы и приёмы;
• Интегрированность в разных видах совместной деятельности;
• Обеспечивает эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса;
• Поддерживает индивидуальность и инициативу детей;
• Способствует установлению правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
• Позволяет взаимодействовать с родителями воспитанников.
Слабые стороны:
Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию, но, к сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает (коллекционирование – не просто собирательство предметов, а классификация их по родовидовым отношениям).
Пассивность некоторых родителей в этом виде деятельности, ведь от вовлечённости родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием. Или же наоборот, родители берут инициативу по сбору коллекции в «свои руки», подавляя самостоятельность ребёнка.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Заинтересованность дошкольников коллекционированием. У детей имеются стойкие представления о коллекционировании, коллекциях (их разнообразии, коллекционерах. Дети владеют практическими навыками оформления коллекций. Сформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.
Собраны индивидуальные коллекции (по выбору и желанию, которой ребёнок «управляет», ухаживает, умеет получать информацию о предметах коллекции из различных источников и применять полученные знания на практике
Для педагогов:
Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.
Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал.
Собраны коллективные (групповые) коллекции по темам.
Имеется достаточное количество материала, предметов, атрибутов для организации мини-музеев в группе, в детском саду. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.
Собранные коллекции будут способствовать развитию интереса к коллекционированию как типе познавательно-исследовательской деятельности у вновь пришедшего в группу коллектива детей.
Создано полноценное социальное сотрудничество с семьями воспитанников.
Для родителей:
Сформировано представление о коллекционировании, как типе исследовательской деятельности; владеют навыками оформления коллекций.
Собраны домашние, индивидуальные коллекции.
Создано полноценное социальное сотрудничество с педагогами группы, дошкольной организации.
Ресурсное обеспечение:
-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);
-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, форменная и спецодежда родителей с места работы, орудия, предметы для труда, фотографии с места работы родителей);
-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).
II. Краткое содержание проекта «Мы – коллекционеры».
№ Тема коллекции Формы работы срок
1. «Деревья нашего края» (гербарий) ОД: «Деревья нашего края», «Как помочь больному дереву».
Беседы: «В чем отличие деревьев от других растений»,«Какие деревья растут на территории детского сада», «Кто сажает деревья в лесу»,«Почему желтеют и опадают листья», «Как деревья помогают человеку», «Как сберечь деревья»
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Назови, я отгадаю», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь», «Определи на ощупь», «Хорошо - плохо», «Четвертый лишний».
ЧХЛ: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», А. Лопатин «Жизнь дерева», «Мудрость дерева», К. Д. Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», М. Михайлов «Лесные хоромы», В. Лескова «Лечебница под сосной», Н. Сладков «Сказки леса», В. Бианки «Сказки», А. Прокофьев «Березка», «Наш лесок», Н. Некрасов «Зеленый шум», И. Токмакова «Дуб», «Ива», Б. Заходер «Почему деревья не ходят», И. Семенова «Березка».
Исследовательская деятельность: «Определение возраста дерева с помощью измерения его диаметра», «Рассматривание коры дерева».
Рисование: «Осенний лес», «Зима в лесу»
Аппликация: «Золотые березы» октябрь
2. «Шишки» Беседы «Плод на ёжика похож», «Шишки бывают разные», «Рассказ лесного доктора»
Рассматривание иллюстраций «Хвойные деревья», «Шишки»
Просмотр презентации «Шишкины секреты»
Просмотр мультфильма «Чьи в лесу шишки»?; Озвученный диафильм В. Важдаева «Сказка о еловой шишке и серой мышке»
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Какой шишки не стало», «С какой ветки детки?», «Узнай по запаху»
Конструирование из шишек «Лебедь», «Ежик»
Опытно-экспериментальная деятельность: «Шишка - гигрометр», «В поисках семян»
ЧХЛ: Е. Сладков «Еловая каша», В. Драгунский «Заколдованная буква», Татьяна Бугрова «История еловой и сосновой шишки» октябрь
3. «Камни» Беседы: «Как рождаются камни», «О чём рассказывают камни?», «У каждого камня своя история», «Как люди применяют камни в жизни»
Просмотр презентации «Какие бывают камни»
Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку», «Камешки на берегу»
ЧХЛ: загадки о камнях; Н. И. Сладков «Сушёные камни; С. Шилов-Старобардинский «Сказка о камне», Л. Н. Толстой «Хотела галка пить», Сказка «Три поросенка»; П. П. Бажов «Серебряное копытце»; А. Воронина «Где растут камни».
Опытно - экспериментальная деятельность: «Определение формы и размера», «Определение характера поверхности», «Определение веса», «Определение тонет - не тонет», «Определение звука камней»
Выкладывание изображений из камней ноябрь
4. «Ракушки» Беседы: «Откуда берутся морские ракушки», «Кто такие моллюски?», «Морские чудеса», «На дне морском».
Рассматривание иллюстраций в книгах «Жизнь на коралловом рифе», «Живая природа», «Подводный мир».
Просмотр видео презентаций: «Чудеса подводного мира: двустворчатые молюски», «Что можно сделать из ракушек»
Опытно – экспериментальная деятельность «Звук моря в ракушке»,
Дидактическая игры «Виды раковин», «Найди лишнюю ракушку», «Составь узор из ракушек»
ЧХЛ: В. Катаев «Жемчужина», М. Придворов «Моллюски», сказка В. Бахревский «Жемчужина окатная»
Конструирование из ракушек «Морские обитатели» ноябрь
5. «Открытки» Беседы: «Что такое открытка», «Виды поздравительных открыток», «Открытка в прошлом и в настоящее время, ее значимость», «Путешествие почтовой открытки»
Экскурсия в музей истории «История создания открытки»
Рассматривание наборов открыток «Города России», открыток к разным праздникам
Обмен открытками между подгруппами детей с целью пополнения коллекции
Исследование «Классификация открыток по ряду признаков» (праздники страны, города, достопримечательности своего края)
Создание
ЧХЛ: С. Маршак «Почта», Комарова Н. В. «Открытка», Е. Анирусс «Старая открытка», Г. Дядина «Открытки», чтение поздравительных текстов к разным праздникам для открыток
Конструирование «Открытка своими руками» декабрь
6 «Колокольчики» Беседы: «Легенда происхождения колокольчика», «Какие бывают колокольчики» (классификация по материалу изготовления, назначению)
Просмотр презентации: «Колокола России», «Колокольчик в народных праздниках»
Просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик»
Рассказы детей: «Расскажи откуда я» (домашнее задание, от куда были привезены колокольчики; рассказы детей о путешествиях по памятным местам нашей Родины – описательные рассказы
ЧХЛ:«Городок в табакерке», «Серебряный колокольчик», «Колокольчик Простотак», энциклопедий (поиск необходимого материала, исторических сведений)
Прослушивание классических произведений, игра на разных колокольчиках
Подвижные игры: «Жмурки с колокольчиком»; «Паутинка с колокольчиком».
Экспериментирование: «Проверить, зависит ли звук колокольчика от его размера», «Проверить, зависит ли звук колокольчика от материала, из которого он изготовлен».
Конструирование «Колокольчик на елку» декабрь
7. «Лесные звери» Экскурсия в краеведческий музей г. Городец. Рассматривание экспонатов
Беседы: «Дикие животные леса», «Как звери готовятся к зиме?», «Повадки животных», «Охрана животных»
Рассматривание серии картин «Животные леса»
Чтение и рассматривание иллюстраций серии книг «Животные леса», энциклопедий о животных «Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов; «Животные России» - самая первая энциклопедия (интересные факты из жизни диких животных)
Дидактические игры: «Кто чем питается», «Кто где живет», «Зоологическое лото»
ЧХЛ: Н. Сладков «Лесные силачи», «Как медведь сам себя напугал», Г. А. Скребицкий «Всяк по-своему», В. Бианки «Как животные к зиме готовятся?», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка, про храброго зайца», Е. Чарушин «Что за зверь?», «Волчишко»,«Лисята», «Медвежата», Братья Гримм «Заяц и еж», русские народные сказки: «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Сказка про лису и медведя»
Исследовательская деятельность: «Почему заяц зимой белый?», «Какая шубка теплее?»
Рисование: «Персонаж из сказки – лесной зверь». январь -февраль
8. «Динозавры» Беседы: «Кто такие динозавры?», «Чем питались динозавры?», «Как динозавры заботились о своем потомстве?», «Существуют ли животные, похожие на динозавров?», «Откуда мы знаем о динозаврах»;
Просмотр мультфильмов: «Ледниковый период», «Динозавр», «Земля до начало времен»;
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Как появилась жизнь на Земле», «Мир динозавров»; серии книг «Травоядные и хищные динозавры»
ЧХЛ: В. Пахомов «Данька любит динозавров, Ю. Юркин «Динозавр»
Рисование: «Как выглядел динозавр? Мое представление о динозаврах»
Лепка «Такие разные динозавры»
Дидактические игры: «Травоядные и хищники», «Разрезные картинки» январь - февраль
9. «Ткани» Беседы: «Виды тканей и их свойства», «Ткани всякие нужны», «Как изготавливают ткани», «Ознакомление с профессией портной»
Виртуальная экскурсия «Ателье»
Рассматривание журналов мод, устройство швейной машинки, моделей одежды из тканей;
Работа с трафаретами «Праздничное платье для мамы, бабушки»
Дидактическая игра «Подбери ткань», «Определи наощупь»
Сюжетно – ролевая игра «Агентство мод»; ЧХЛ:Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «А что у вас?»; Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»,К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» март
10 «Пуговицы» Беседы: «Что мы знаем о пуговице?», «Для чего нужны пуговицы»; «История возникновения пуговицы»; «Виды застёжек для одежды»; «Назначение пуговиц»
Просмотр презентаций: «История одной пуговицы»;
ЧХЛ: К. Матюшина «Пуговичное королевство», «Другая сторона пуговицы», «Волшебная пуговица»
Дидактические игры: «Найди по описанию».
«Выложи клумбу»; «Найди пару»; «Подбери по цвету»; «Откуда я?» (классификация пуговиц по профессиям)
Рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу» март
11 «Часы - часики» Беседа: «Что такое время»,«История часов», «Устройство часов», «Для чего человеку нужны часы?», «Путешествие в прошлое и настоящее часов-будильников»
Рассматривание альбомов «Какие бывают часы?», «В мире часов»
Слушание аудиозаписи звона и боя часов, определение названия часов
Дидактические игра «Каждому предмету свое время», «Выбери, что нужно для часов», «Определи время»
ЧХЛ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Берестов «Без четверти шесть», И. Мирошникова «Стихи про часы и о времени», «Живые часы» О. Анофриев «Тик-Так», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник»
Опытническая деятельность «Собери часы»
Конструирование: «Часы»
Выставка «Новогодние часы» (изготовление макета часов совместно с родителями) апрель
12 «Фарфоровые куклы» Беседы: «История возникновения фарфоровой куклы», «Что такое фарфор и его свойства», «Как изготавливают фарфоровую куклу», «Правила обращения с фарфоровой куклой, как за ними ухаживать»
Виртуальная экскурсия «Фарфоровые куклы в народных костюмах»
Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах «Куклы в нарядах России»
Дидактические пособия: «Костюмы народов России»,
ЧХЛ: глав из книги М. Левиной "365 кукол со всего света"; Г. Черкашин «Кукла»
Слушание музыки «Болезнь куклы» П. И. Чайковский
Рисование: «Наряд для куклы» апрель
13 «Золотая хохлома» Беседы:«История возникновения хохломской росписи», «Откуда к нам пришла хохлома?»,
Просмотр презентации «Веселая хохлома».
Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в альбомах.
ЧХЛ: Н. Глазков «Золотая хохлома», Л. Куликова «Эти липовые ложки», П. Синявский «Хохломская роспись», отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов и частушек.
Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».
Рисование: «Элементы хохломы», «Хохломские ложки», «Роспись тарелки» май
14. «Городецкая роспись» Беседы: «Городец-город мастеров», «Городецкая роспись», «Знакомство как нарисовать купаву», «Познакомить детей как нарисовать ромашку», «Городецкий конь».
Виртуальная экскурсия «Веселый Городец»
Рассматривание альбомов: «Городецкая роспись»
Дидактические игры: «Волшебный рисунок», «Найди отличия»
«Найди пару», «Разложи по порядку», «Составь узор», «Назови элемент узора», «Сравни узоры городецкой росписи».
ЧХЛ: «Сказка и Городце», стихотворения «Городецкие узоры», «Весёлыё Городец».
Рисование:«Закладка для книги (ромашка)», «Поднос (розан)», Доска «розан».
Слушание музыкальных произведений: Е. Андронов песня «Городецкая роспись», «Городец встречает гостей» май
15 «Насекомые» Беседы «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые»
Рассматривание иллюстраций: «Насекомые»
Просмотр презентации «Путешествие в мир насекомых»
Наблюдения на прогулке «Бабочка», «Божья коровка», «Комар», «Муравей» и др.
Исследование «Сходство и отличие насекомых» (рассматривание через лупу)
ЧХЛ: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
Конструирование «Бабочка»
Рисование «На лесной полянке»,«Бабочки» (техника монотипия) июнь
III. Результаты по проекту «Мы - коллекционеры».
В проект вовлечены все родители и дети группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.
Для детей и родителей созданы условия для творческого самовыражения, развития инициативы, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.
Реализован принцип индивидуализации образования на уровне каждого воспитанника; содействие позитивной социализации детей дошкольного возраста. Создание коллекций дало возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворить возрастные потребности детей в познании окружающего мира, повысить авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.
Дети владеют практическими навыками коллекционирования, оформлением коллекций; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.
Получены углубленные знания о технологии коллекционирования у родителей.
Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями:
встреча с коллекционерами, совместное посещение всех участников образовательного процесса библиотеки, музеев; родительское собрание «Исследовательская деятельность дошколят»; консультации «Растим любознаек», «Коллекционирование – это интересно», «Посмотри вокруг и это интересно»; мастер – класс «Как правильно оформить коллекцию»; презентация коллекций, поэтическая гостиная «Я – поэт», мини - музеев; изготовление альбомов детских стихов, книжки – малышки; проведен фестиваль «Наши коллекции»
Активизирована работа с социальными партнёрами детской библиотекой им. С. Я. Маршака, музеями г. Городец через организацию экскурсий.
Проведение различных форм взаимодействия ДОУ и семьи способствовало сплочению коллектива детей, родителей и педагогов группы.
Вывод:
Проект явился одной из эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников 6 – 7 лет для их развития познавательно-исследовательской деятельности, овладение таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций.
Достоинством работы проекта «Мы – коллекционеры» можно считать его интегрированность, так как собранные коллекции можно использовать в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.
Данный проект позволил педагогам решать задачи обеспечения принципов создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и других помещениях дошкольного учреждения; обобщить опыт по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. П. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. – М. ; Синтез, 2014
2. Ввозная В. И., Коновалова И. Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М. ; Сфера, 2006
3. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Плешаков А. А., Мир вокруг нас. – М. ; Просвещение, 2003
5. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000. Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics.
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
7. Чиркова С. В., Родительские собрания в детском саду. – М. ; Вако, 2009