Стрелкова Татьяна
Проект «Мы дети большой страны» на тему «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы
▼ Скачать
Проект «Мы дети большой страны»
Тема: «Традиции и культура русского народа»
для детей старшей группы
Воспитатель: Стрелкова Т. Н.
Санкт-Петербург
2024 г
Тип проекта : групповой, познавательный, творческий
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители
Публикация «Проект „Мы дети большой страны“ на тему „Традиции и культура русского народа“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Возраст детей : старшая группа (5-6 лет)
Продолжительность проекта : краткосрочный
Срок реализации: сентябрь-октябрь (02.09.2024-31.10.2024)
Цель проекта : создание условий для формирования у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) народа;
• Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
• Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников, декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта
• Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
• Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
• Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно-эстетическое развитие»;
• «Социально-коммуникативное»;
• «Физическое развитие»
Ожидаемый результат.
• Знание правил народных игр, умение в них играть;
• Умение разбираться в особенностях росписей;
• Проявление интереса к русскому народному творчеству (росписи, музыка, сказки);
• Обогащение словаря детей названиями предметов старинного быта;
• Соответствие РППС лексической теме;
• Вовлечение родителей в жизнь детского сада:
• Привлечение внимания родителей к роли русского народного творчества в воспитании детей;
Материалы и оборудование: иллюстрации, наглядный материал, книги, материал для продуктивной деятельности.
Актуальность проекта : В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Дети должны расти любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор. Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают детей быть честными и правдивыми. Использование устного народного и декоративно-прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Этапы управления проектом.
1 этап – подготовительный
• Создание в группе предметно-пространственной среды для творческой, продуктивной и самостоятельной деятельности.
• Подбор методической литературы по теме проекта.
• Подбор художественной литературы по теме проекта
• Подбор демонстрационного материала
• Привлечение родителей к работе над проектом.
• Проведение бесед, чтение, рисование, лепка, аппликация
• Консультация для родителей: «Обычаи и традиции русского народа».
2 этап - реализация проекта
• совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленными задачами.
• работа с родителями
3 этап. Рефлексивный
• Подведение итогов проекта;
• Досуг в народном стиле.
План реализации проекта в период сентябрь 2024 – октябрь 2024
Образовательная область Задачи и формы Интеграция образовательных областей
Познание
(ФКЦМ)
-способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей;
-расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия;
-закреплять и углублять социальные представления,
1. «Как возникла Россия.
Цель:
-Рассматривание карты Российской Федерации;
- Способствовать формированию у детей интереса к родной истории;
-Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.
- Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну.
2. Рассказ воспитателя
«Страна, в которой мы живем. Природа России»
Цель:
-Закрепить знания детей о названии страны, ее природе.
-Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
- Формировать связную, диалогическую речь.
3. Беседа «Мой дом – Россия!»
Цель:
-Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия).
-Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая.
- Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.
-Развитие мышления, внимания;
-Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика); -Социализация
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество
-Социализация,
- Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
- Социализация,
- Коммуникация,
-Чтение
художественной литературы,
Художественное творчество
Коммуникация
- задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;
- проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику
- развивать восприимчивость к сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности. 1. Составление рассказов по картинам:
- «Ярмарка. Русские»,
- «Русские промыслы»
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление загадок о Родине.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения.
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
3. Знакомство с русскими пословицами :
- «Родина краше солнца, дороже золота».
-«На чужбине и собака тоскует».
-«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
-«Смело иди в бой, Родина за тобой».
Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.
Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.
-Социализация,
-Познание,
-Безопасность,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество
Художественное творчество:
-воспитывать уважение к людям разных
Национальностей и их обычаям;
-приобщать к истокам
народной культуры;
-формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах. Рисование:
1. Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки).
Программное содержание:
-В изобразительной деятельности дети знакомятся с традиционно-русскими костюмами.
-Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями,
-Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.
2. Рисование «Головной убор»
-совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор;
-закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений
3. Рисование «Дружный хоровод»
Программное содержание:
-Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие.
-Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода
-Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.
4. Организация фотовыставки: «Русская игрушка!»
Программное содержание:
-познакомить детей с традиционными народными узорами.
-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Лепка: «Матрешка» (пластилин)
Цель: развивать фантазию и воображение;
-продолжать учить задумывать содержание своей работы;
-доводить замысел до конца; -Социализация,
-Познание,
Чтение художественной литературы Аппликация:
1. «Сапожки для русской девушки»
Цель:
-Уточнить знания о одежде и обуви;
-Развивать воображение; фантазию, развивать речь детей.
-Воспитывать навык аккуратного наклеивания.
2. Изготовление открыток «Музыкальные инструменты»
Цель:
-Продолжать учить детей вырезыванию по контуру.
-Развивать навыки работы с ножницами.
-Развивать чувство композиции.
-Научить изготавливать открытку.
1. Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию.
Программное содержание:
- расширить и обобщить знания детей с некоторыми особенностями разных народных культур.
- познакомить детей с разнообразными природно– климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Социализация,
-Познание,
- стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;
- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни. 2. Чтение сказок
«Самое дорогое» - русская народная сказка;
Программное содержание:
-расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры,
- вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.
3. Чтение сказки: «Гуси-лебеди»
Программное содержание:
- воспитывать взаимопомощь -
4. Чтение Сказки «Царевна – Лягушка»»
Программное содержание:
- Формирует представление о добре и сострадании, усердии, о том, добро побеждает зло, что трудолюбие всегда вознаграждается.
Чтение сказки:
«Финист – Ясный Сокол»
Программное содержание:
Формирует представления о добре и зле
«Морозко»
Программное содержание:
Формирование представлений о вежливости, добром отношении к людям, уважении к старшим; понимания того, что трудолюбие вознаграждается -Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Музыка;
Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой»
Цель: закрепление знаний о сказках, обогащение и активизация словарного запаса детей
Физическая культура
- поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;
- побуждать к самостоятельной двигательной активности;
-создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки. Спортивное развлечение «Русские игры : Золотые ворота, Гуси-лебеди, Казаки-разбойники.»
Цель:
- воспитывать уверенность в собственных силах;
- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу.
- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;
- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений. -Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество;
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики Мы с тобой подружимся маленькие пальчики Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
«В гости» В гости к пальчику большому приходили к дому Указательный и средний,
Безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья Друг без друга им нельзя.
«Человечки», «Прогулка», «В домике» Литература:
«Физкульт-минутки для пальцевой моторики» Т. А. Ткаченко,
«Играем пальчиками и развиваем речь» автор В. В. Цвынтарный
-Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация Чтение художественной литературы,
-Художественное творчество,
-Музыка;
Беседы
- развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности,
описывает явления окружающего мира 1. «Я и моя семья»
2. «Самая хорошая, дорогая самая
3. «Страна, в которой мы живем»
Программное содержание:
-Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия.
-вызвать желание больше узнать о России.
-дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве, -Здоровье,
-Социализация,
-Познание,
-Труд,
-Коммуникация,
-Чтение ХЛ
-Художественное творчество;
Развлечения
Музыкальный фольклор.
Русская народная музыка.
Театрализованные игры Развлечение «Город мастеров»
Программное содержание:
-воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры,
-формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Известные песни
Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров :
• Былины,
• Хороводные,
• Плясовые,
• Частушки,
• Игровые,
«Изобрази героя, «Скажи о друге ласково», «Изобрази жестом»
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
-совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
-закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию.
совершенствовать интонационную выразительность речи.
использовать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, интонацией. -
Музыка
Коммуникации,
-Социализация
-Музыка
Самостоятельная деятельность детей
Игры Дидактические:
«Раньше и теперь»
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Назови слова характеризующие хорошего человека»
Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный)
«Диалоги по телефону»
Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и
вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы.
«Закончи предложение «Моя страна …»»
Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
«Моя родина - Россия»
Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.
«Можно - нельзя»
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Добавь слово»
Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь.
«Что путешественник по России возьмет с собой»
Игровая задача: быстро и правильно придумать предметы для путешествия.
Дидактические игры:
• «Чей костюм»,
• «Укрась кокошник»,
• «Составь узор»,
• «Угадай роспись».
Сюжетно-ролевые: «Семья», «Веселое путешествие по России»
Цель:
-формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.
- помочь детям осмысливать правила поведения.
-Развивать творческое воображение.
“Дом моды”
Цель:
-закреплять знания детей об одежде русского народа -Безопасность,
-Труд,
-Познание,
-Коммуникация,
-Социализация
Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов
Переносить полученные знания в сюжетно-ролевые игры.
-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.
Активизация словаря: брюки, жилет, платье, пояс с украшениями, сапоги, фартук, головной убор: кокошник, платок и др.
Подвижные игры:
• «Сиди, сиди Яша»,
• «Шатер»,
• «Гуси - лебеди»,
• «Горелки»,
• «Пятнашки»
Изобразительная деятельность Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наша одежда») -Познание,
-Художественное творчество
Продуктивная деятельность Самостоятельная продуктивная деятельность с - художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др. ,
- конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т. д.) -Познание,
-Социализация,
-Художественное творчество
Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками. Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме.
Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских праздников.
Музыкальные русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки». Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг)
Совместное создание музея «Все о Русском народ» -декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т. д.).
-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.
-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)
Итоговое мероприятие проекта Досуг в народном стиле
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта :
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; умения задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний :
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации; беседа – является связующим звеном.
Новизна проекта
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предложения по возможному распространению проекта :
Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Проект поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, к нашей стране; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
• - Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.
• - Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
• - Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
• - Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
• - Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.
• - Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.
• - Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки).