Лучший педагог года

Проект «Мы дети большой страны» на тему «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы

Стрелкова Татьяна
Проект «Мы дети большой страны» на тему «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы
▼ Скачать

Проект «Мы дети большой страны»

Тема: «Традиции и культура русского народа»

для детей старшей группы

Воспитатель: Стрелкова Т. Н.

Санкт-Петербург

2024 г

Тип проекта : групповой, познавательный, творческий

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители

Публикация «Проект „Мы дети большой страны“ на тему „Традиции и культура русского народа“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Возраст детей : старшая группа (5-6 лет)

Продолжительность проекта : краткосрочный

Срок реализации: сентябрь-октябрь (02.09.2024-31.10.2024)

Цель проекта : создание условий для формирования у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Задачи проекта :

Образовательные:

• Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) народа;

• Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

• Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников, декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта

• Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

• Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

Развивающие:

- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

• Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.

• Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Социально-коммуникативное»;

«Физическое развитие»

Ожидаемый результат.

• Знание правил народных игр, умение в них играть;

• Умение разбираться в особенностях росписей;

• Проявление интереса к русскому народному творчеству (росписи, музыка, сказки);

• Обогащение словаря детей названиями предметов старинного быта;

• Соответствие РППС лексической теме;

Вовлечение родителей в жизнь детского сада:

• Привлечение внимания родителей к роли русского народного творчества в воспитании детей;

Материалы и оборудование: иллюстрации, наглядный материал, книги, материал для продуктивной деятельности.

Актуальность проекта : В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Дети должны расти любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор. Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают детей быть честными и правдивыми. Использование устного народного и декоративно-прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Этапы управления проектом.

1 этап – подготовительный

• Создание в группе предметно-пространственной среды для творческой, продуктивной и самостоятельной деятельности.

• Подбор методической литературы по теме проекта.

• Подбор художественной литературы по теме проекта

• Подбор демонстрационного материала

• Привлечение родителей к работе над проектом.

• Проведение бесед, чтение, рисование, лепка, аппликация

Консультация для родителей: «Обычаи и традиции русского народа».

2 этап - реализация проекта

• совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленными задачами.

• работа с родителями

3 этап. Рефлексивный

• Подведение итогов проекта;

• Досуг в народном стиле.

План реализации проекта в период сентябрь 2024 – октябрь 2024

Образовательная область Задачи и формы Интеграция образовательных областей

Познание

(ФКЦМ)

-способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей;

-расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия;

-закреплять и углублять социальные представления,

1. «Как возникла Россия.

Цель:

-Рассматривание карты Российской Федерации;

- Способствовать формированию у детей интереса к родной истории;

-Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.

- Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну.

2. Рассказ воспитателя

«Страна, в которой мы живем. Природа России»

Цель:

-Закрепить знания детей о названии страны, ее природе.

-Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

- Формировать связную, диалогическую речь.

3. Беседа «Мой дом – Россия!»

Цель:

-Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия).

-Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая.

- Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.

-Развитие мышления, внимания;

-Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика); -Социализация

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество

-Социализация,

- Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

- Социализация,

- Коммуникация,

-Чтение

художественной литературы,

Художественное творчество

Коммуникация

- задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;

- проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику

- развивать восприимчивость к сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности. 1. Составление рассказов по картинам:

- «Ярмарка. Русские»,

- «Русские промыслы»

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

2. Составление загадок о Родине.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения.

- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

3. Знакомство с русскими пословицами :

- «Родина краше солнца, дороже золота».

-«На чужбине и собака тоскует».

-«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

-«Смело иди в бой, Родина за тобой».

Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.

Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.

-Социализация,

-Познание,

-Безопасность,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество

Художественное творчество:

-воспитывать уважение к людям разных

Национальностей и их обычаям;

-приобщать к истокам

народной культуры;

-формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах. Рисование:

1. Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки).

Программное содержание:

-В изобразительной деятельности дети знакомятся с традиционно-русскими костюмами.

-Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями,

-Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.

2. Рисование «Головной убор»

-совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор;

-закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений

3. Рисование «Дружный хоровод»

Программное содержание:

-Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие.

-Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода

-Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

4. Организация фотовыставки: «Русская игрушка

Программное содержание:

-познакомить детей с традиционными народными узорами.

-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество,

-Музыка;

Лепка: «Матрешка» (пластилин)

Цель: развивать фантазию и воображение;

-продолжать учить задумывать содержание своей работы;

-доводить замысел до конца; -Социализация,

-Познание,

Чтение художественной литературы Аппликация:

1. «Сапожки для русской девушки»

Цель:

-Уточнить знания о одежде и обуви;

-Развивать воображение; фантазию, развивать речь детей.

-Воспитывать навык аккуратного наклеивания.

2. Изготовление открыток «Музыкальные инструменты»

Цель:

-Продолжать учить детей вырезыванию по контуру.

-Развивать навыки работы с ножницами.

-Развивать чувство композиции.

-Научить изготавливать открытку.

1. Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию.

Программное содержание:

- расширить и обобщить знания детей с некоторыми особенностями разных народных культур.

- познакомить детей с разнообразными природно– климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Социализация,

-Познание,

- стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;

- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни. 2. Чтение сказок

«Самое дорогое» - русская народная сказка;

Программное содержание:

-расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры,

- вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.

3. Чтение сказки: «Гуси-лебеди»

Программное содержание:

- воспитывать взаимопомощь -

4. Чтение Сказки «Царевна – Лягушка»»

Программное содержание:

- Формирует представление о добре и сострадании, усердии, о том, добро побеждает зло, что трудолюбие всегда вознаграждается.

Чтение сказки:

«Финист – Ясный Сокол»

Программное содержание:

Формирует представления о добре и зле

«Морозко»

Программное содержание:

Формирование представлений о вежливости, добром отношении к людям, уважении к старшим; понимания того, что трудолюбие вознаграждается -Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Музыка;

Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой»

Цель: закрепление знаний о сказках, обогащение и активизация словарного запаса детей

Физическая культура

- поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;

- побуждать к самостоятельной двигательной активности;

-создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки. Спортивное развлечение «Русские игры : Золотые ворота, Гуси-лебеди, Казаки-разбойники.»

Цель:

- воспитывать уверенность в собственных силах;

- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу.

- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;

- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений. -Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество;

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики Мы с тобой подружимся маленькие пальчики Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

«В гости» В гости к пальчику большому приходили к дому Указательный и средний,

Безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья Друг без друга им нельзя.

«Человечки», «Прогулка», «В домике» Литература:

«Физкульт-минутки для пальцевой моторики» Т. А. Ткаченко,

«Играем пальчиками и развиваем речь» автор В. В. Цвынтарный

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество,

-Музыка;

Беседы

- развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности,

описывает явления окружающего мира 1. «Я и моя семья»

2. «Самая хорошая, дорогая самая

3. «Страна, в которой мы живем»

Программное содержание:

-Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия.

-вызвать желание больше узнать о России.

-дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве, -Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение ХЛ

-Художественное творчество;

Развлечения

Музыкальный фольклор.

Русская народная музыка.

Театрализованные игры Развлечение «Город мастеров»

Программное содержание:

-воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры,

-формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Известные песни

Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров :

• Былины,

• Хороводные,

• Плясовые,

• Частушки,

• Игровые,

«Изобрази героя, «Скажи о друге ласково», «Изобрази жестом»

развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

-совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

-закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию.

совершенствовать интонационную выразительность речи.

использовать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, интонацией. -

Музыка

Коммуникации,

-Социализация

-Музыка

Самостоятельная деятельность детей

Игры Дидактические:

«Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

«Назови слова характеризующие хорошего человека»

Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный)

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и

вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы.

«Закончи предложение «Моя страна …»»

Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

«Моя родина - Россия»

Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.

«Можно - нельзя»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

«Добавь слово»

Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь.

«Что путешественник по России возьмет с собой»

Игровая задача: быстро и правильно придумать предметы для путешествия.

Дидактические игры:

«Чей костюм»,

«Укрась кокошник»,

«Составь узор»,

«Угадай роспись».

Сюжетно-ролевые: «Семья», «Веселое путешествие по России»

Цель:

-формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.

- помочь детям осмысливать правила поведения.

-Развивать творческое воображение.

“Дом моды”

Цель:

-закреплять знания детей об одежде русского народа -Безопасность,

-Труд,

-Познание,

-Коммуникация,

-Социализация

Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов

Переносить полученные знания в сюжетно-ролевые игры.

-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.

Активизация словаря: брюки, жилет, платье, пояс с украшениями, сапоги, фартук, головной убор: кокошник, платок и др.

Подвижные игры:

«Сиди, сиди Яша»,

«Шатер»,

«Гуси - лебеди»,

«Горелки»,

«Пятнашки»

Изобразительная деятельность Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наша одежда») -Познание,

-Художественное творчество

Продуктивная деятельность Самостоятельная продуктивная деятельность с - художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др. ,

- конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т. д.) -Познание,

-Социализация,

-Художественное творчество

Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками. Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме.

Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских праздников.

Музыкальные русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки». Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг)

Совместное создание музея «Все о Русском народ» -декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т. д.).

-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.

-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)

Итоговое мероприятие проекта Досуг в народном стиле

Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта :

1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; умения задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний :

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации; беседа – является связующим звеном.

Новизна проекта

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.

Предложения по возможному распространению проекта :

Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Проект поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, к нашей стране; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

• - Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.

• - Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

• - Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

• - Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.

• - Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.

• - Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.

• - Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дружат дети большой страны»Фотоотчет «Дружат дети большой страны» Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Педагогический прект «Посткроссинг — Дружат дети большой страны»Педагогический прект «Посткроссинг — Дружат дети большой страны» Проект «Посткроссинг- дружат дети большой страны» поможет воспитателям решить задачи ФГОС ДО, в частности, сформировать у детей представление.

Посткроссинг, или Дружат дети большой страныПосткроссинг, или Дружат дети большой страны Сегодня к нам в группу пришел наш старший воспитатель и рассказал ребятам, что на адрес детского сада пришло письмо для ребят нашей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы дети большой страны» на тему «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы
Опубликовано: 31 августа 2024 в 21:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мы дети большой страны» на тему «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Стрелкова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД