Анастасия Лебедева
Проект музыкального руководителя «Классическая музыка и дети» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта :
Лебедева Анастасия Сергеевна
г. Пролетарск
Актуальность проекта
Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.
Публикация «Проект музыкального руководителя „Классическая музыка и дети“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Возникают определенные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и уровнем готовности детей к данному виду деятельности.
Гипотеза проекта
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с классической музыкой и ее жанрами, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки.
Цель проекта
Повышение качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ через создание условий для приобщения их к классической музыке.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Срок реализации: 3недели
Тип проекта : групповой, творческий, открытый (в контакте с семьей)
Объект проекта : Классическая музыка
Предмет проекта : Творчество композитора П. И. Чайковского
Задачи проекта :
• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений П. И. Чайковского;
• развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
• формировать элементы музыкально-эстетического сознания;
• развивать музыкальное мышление;
• стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;
• возможность творческого самовыражения;
• дать представление о балете «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, правилах поведения в театре.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Материально-техническое обеспечение:
видео и аудио записи «Детского альбома» и балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
«Лебединое озеро»;
выставка творческих работ детей «П. И. Чайковский и дети»;
презентации П. И. Чайковский «Лебединое озеро», «Детский альбом П. И. Чайковского»;
разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с классической музыкой;
систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Творчество П. И. Чайковского»;
разработанные рекомендации для родителей.
Основные формы реализации проекта :
• игровые занятия по слушанию музыки,
• интегрированные занятия,
• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
• музыкальные гостиные,
• музыкальные викторины,
• релаксационные паузы,
• творчество П. И. Чайковского балет «Лебединое озеро» мероприятие «Лебединое озеро»;
• выставка творческих работ детей «П. И. Чайковский и дети»;
• презентации П. И. Чайковский «Лебединое озеро», «Детский альбом П. И. Чайковского»;
• разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с классической музыкой;
Ожидаемый результат проектной деятельности :
•глубокое музыкальное восприятие классической музыки детьми дошкольного возраста;
• более содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки;
• творческое самовыражение детей.
Этапы реализации проекта
1 этап:
1. Организация подготовительной работы для реализации данного проекта
2. Обсуждение целей и задач проекта.
3. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
4. Изучение компетентности родителей по теме проекта «Классическая музыка и дети».
5. Создание условий для реализации проекта : оформление музыкального зала, пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов, подбор музыкальных и литературных источников по соответствующим тематикам.
2 этап
1. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников (индивидуальные беседы, рекомендации, выступление на собраниях)
2. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
3. Организация тематических выставок, мини-презентаций. познакомить воспитателей с современными методическими разработками и литературой по теме: «Классическая музыка и дети»;
4. провести цикл занятий и мероприятий по теме: Творчество П. И. Чайковского (Детский альбом П. И. Чайковского и балет «Лебединое озеро»);
5. организовать выставку детских рисунков на тему «Детский альбом» П. И. Чайковского;
6. познакомить детей с правилами поведения в театре, концертных залах во время слушания музыки, используя мультфильм «Уроки доброты».
7. разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с классической музыкой дома;
8. систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Творчество П. И. Чайковского»;
9. обогащение предметно-развивающей среды
План работы по реализации проекта «Классическая музыка и дети»
«Детский альбом» П. И. Чайковский – музыкальная гостиная
Индивидуальные беседы «Слушание классической музыки»
Включение классической музыки в режимные моменты дня (прослушивание композиций в перерывах между занятиями, утром, перед сном; пробуждение под музыку)
Индивидуальные беседы «Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка»
Оформление музыкального зала в стиле «Новогодний театр»
Знакомство с циклом П. И. Чайковского «Времена года» «Зима»
Разработка рекомендаций для родителей «Влияние классической музыки на психику ребенка»
оформление музыкально-дидактических игр «Музыкальные жанры»
Занятие «Наш оркестр» (слушание музыки в исполнении симфонического оркестра)
Знакомство с произведениями П. И. «Чайковского из цикла «Детский альбом»
Наглядная информация для родителей «Правила поведения при встрече с музыкой»
Цикл занятий по балету «Лебединое озеро» П. И. Чайковский
Подготовка костюмов к новогоднему спектаклю
Оформление музыкального зала к новогоднему спектаклю «Лебединое озеро»
3 этап:
1. Итоговое мероприятие: новогодний спектакль «Лебединое озеро» муз. П. И. Чайковского
2. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
3. Презентация проекта «Классическая музыка и дети».
Заключение
Цель проекта «Классическая музыка и дети» - повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ через создание условий для приобщения их классической музыке.
Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду.
В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Список литературы:
1. Тельчарова Р. А. «Музыка и культура»,статья;
2. Незнайкинский Е. В. «О психологии музыкального восприятия», статья;
3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 1994. - 288 с.
5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
6. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
7. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
9. Интернет – ресурсы: musical-sad.ru; nsportal.ru.
Приложения
1. Конспект музыкальной дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Кто композитор»;
2. Сценарий новогоднего мероприятия: спектакль «Лебединое озеро»
3. Разработанные рекомендации для родителей и педагогов по ознакомлению детей с классической музыкой
4. Фотоотчет по реализации проекта, выставка творческих работ детей «П. И. Чайковский и дети»;
5. Презентации П. И. Чайковский «Лебединое озеро», «Детский альбом П. И. Чайковского»;