Татьяна Уткина
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
Актуальность
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.
Проблема
Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.
Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.
Проблемы, на решение которых направлен проект
• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
• Разобщенность между семьей и детским садом.
Технологическая карта проекта
2. Формировать умения проявлять заботу о родных людях.
3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
4. Формировать навыки общения с взрослыми и детьми.
5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Ожидаемый результат:
1. Дети будут иметь более конкретные представления о понятии «семья», о родственных отношениях между членами семьи.
2. Дети будут определять свою гендерную принадлежность, иметь представления об особенностях ролей мальчика и девочки.
3. В период реализации проекта еще более укрепятся детско-родительские отношения, родители более грамотно будут относиться к решению проблем, возникающих с детьми.
4. Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.
5. У детей сформируется образ «Я», называют своё имя и фамилию; имена членов семьи.
Продукт проектной деятельности :
• Альбом «Древо моей семьи»;
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация:
• Развитие игровой деятельности.
Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
• Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Коммуникация:
• Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
• Развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Труд:
• Развитие трудовой деятельности.
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Безопасность:
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познавательное развитие:
• Понимать роль взрослых и детей в семье.
• Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
• Формировать умение называть членов соей семьи.
• Воспитывать культуру поведения.
• Обогатить знания о своей семье.
• Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.
Познание (Конструктивная деятельность) :
• Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
• Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка - дома - улица и т. д.
• Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.
• Совершенствовать конструктивные умения.
Речевое развитие:
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
• Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
• Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:
• Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Развивать чувство форм и композиции.
• Вызывать радость от созданного детьми изображения.
• Формировать навыки аккуратной работы.
Музыка:
• Приобщать детей к народной и классической музыке.
• Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
• Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.
• Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов.
Физическое развитие:
Здоровье:
• Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
• Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
• Приучать детей следить за своим внешним видом.
• Формировать элементарные навыки поведения за столом.
Физическая культура
• Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
• Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
• Приучать действовать совместно.
• Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
• Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Формы организации проекта :
1. Опрос детей.
2. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Выставка детских рисунков.
5. Консультации для родителей.
6. Выставки.
7. Фотовыставки.
8. Создание альбома.
Оборудование:
• компьютер,
• магнитофон,
• мультимедиа,
• фотоаппарат.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный (вхождение в тему) :
1. Опрос детей по проблеме.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Подбор игр, литературных произведений, для реализации проектной деятельности
II этап – Основной (продуктивный, совместная деятельность всех участников проекта) :
1. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2. Консультации для родителей: «Можно ли обойтись без наказания?», ««Права ребенка в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании», «Отец как воспитатель».
3. Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Наши руки, не для скуки».
4. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!».
5. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя».
6. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
III этап – Заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Презентация проекта «Моя семья».
Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей
Разделы работ
Образовательная
деятельность
Основное содержание
Познание (окружающий) «Моя семья»
Конструирование – «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне»
«Двухэтажный домик для мамы»
Художественное творчество
Рисование - «Улыбнёмся мы друг другу»,
«Портрет моей семьи»
«Цветные ниточки для бабушки»
«Машина для дедушки»
Лепка - «Испечём оладушки»
«Погремушка для братика».
Аппликация - «Ты смотри – улетели все шары»
«Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики)»
Чтение художественной литературы
Чтение рус. нар. сказки «Три медведя»,
Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»
Коммуникация - «Рассказы о своей семье»
Музыка – Пение колыбельной «Баю – бай», «Пирожки» Филиченко.
Совместная деятельность
Беседы
Беседа по фотографиям
«Беседа о братишках и сестренках»
«Беседа о том, что такое семья»
Моя семья
Чтение и обсуждение сказок, стихов,
Отгадывание загадок
Ситуативный разговор «Что готовит мама?»,
«Что умеет делать папа?»
Беседа по картинкам
Где работает мама (папа?
Что делать, если кто-то заболел?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель: Формировать представление о семье, умение
сосредотачивать внимание на предметах и явлениях
предметно – пространственной развивающей среды. Знакомить детей с профессиями своих родителей. ЗнкерркаркеХЗЗнаком детей с профессиями своих родителей.
Чтение художественной литературы
Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»
Цель: создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке
«Солнышко» - Е. Благинина;
Сказки: «Маша и медведь», «Три медведя»,
«Волк и семеро козлят». Цель: обратить внимание детей на то, как мама Коза заботится о своих козлятах, а козлята стараются ее слушаться
«А что у вас» С. Михалков
«Вот дедушка» - Ф. Фребеля.
«Бабушкины руки» - Л. Квитко;
Д. Габе «Моя семья»
К. Ушинский «Петушок с семьёй»
А. Барто «Посидим в тишине», «Разговор с дочкой»,
Чтение потешки «Ладушки – ладушки»
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
Цель: Развивать долговременную память, мышление, речь детей,
учить внимательно, слушать произведения
Коммуникация
Беседа «Кто, где работает?»
«Как ты помогаешь маме?»
«У меня есть брат (сестра)
«Дом, в котором я живу»
Отгадывание загадок
Пословицы и поговорки о семье
Игра в настольный театр «Репка». Цель: обратить внимание детей, что в сказке «Репка» все живут дружно, помогают друг другу
Художественное творчество
Лепка, Аппликация: «Открытка для папы и мамы», «Вот какой у нас букет», «Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки»
Цель: Предлагать детям передавать в аппликациях и лепке красоту окружающих предметов, развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду искусства
Музыка
Прослушивание и разучивание песен о семье.
Цель: развивать чувство прекрасного через музыку; приобщать детей к искусству исполнения песни и танца; учить передавать красоту песни окружающим; развивать память, внимание, мышление
Физическая культура
«Семейная зарядка»; «Помогаем маме».
Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание
Игровая деятельность
Дидактические игры и упражнения
«Кому, что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела», «На чём люди ездят?».
Цель: Способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей.
Подвижные игры
«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель»
Сюжетно - ролевые игры
«Семья», «Дочки - матери», «Детский сад», «Поездка в магазин, зоопарк», «Больница», «Пешеходы», «В театр».
Моделирование ситуаций.
Цель: Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей. Помогать, детям объединяться для игры в группы. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Формировать умения детей играть в дружно, формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для семьи. Знакомить с правилами доброжелательного отношения.
Настольные игры
«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Игры с конструктором; пазлы; кубики - картинки; строитель.
Цель: Развивать речь, логическое мышление, умение, выполнять постепенно усложняющие правила
Познание
Д/и «Двухэтажный домик для мамы»
Цель: Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
Труд
1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».
Цель: Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности.
2. Оформления участка с родителями.
3. . Беседы: «Помогу – ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся».
4. Знакомство с трудом взрослых
Безопасность
Беседа: «Правила поведения за столом»
Цель: Знакомить детей элементарным правилам поведения.
Наблюдения
За птицами, транспортом, прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями
Сотрудничество с семьей
Создание альбомов: «Я и моя семья», «У нас самые лучшие папы на свете!», «Наши любимые мамы!». Цель: показать детям, что в семье их очень любят, что их родители замечательные люди, на которых всегда можно положиться и равняться
Радость выходного дня. «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство участка детского сада)
Выставка творческих работ «От скуки на все руки».
Работа с родителями
1. Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях
2. Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»
3. «День добрых дел»
4. Ширмы: «Семья»,
«Дети и компьютеры»,
«Растим здорового ребёнка»,
«Еда без вреда»,
«Пальчиковые игры на тему «Семья»
5. Консультации:
«Как преодолеть рассеянность у ребёнка?»
«Творим, фантазируем, воображаем»
«Путешествие в прошлое семьи».
«Развивающие игры с детьми на кухне»
«Пример для родителей: «Спокойной ночи»
6. Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»
7. Лекторий для родителей. Семейное чтение: «Выберите ребёнку книгу по плечу и по душе»
8. Совместное создание предметно – развивающей среды.
9. Творческая выставка на тему: «Я и моя семья»
10. Рекомендации «Как сделать поделку «Древо семьи».
11. Составление родословной семьи;
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После просмотра сказки «Колобок», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.