Лучший педагог года

Проект «Моя семья»

Татьяна Уткина
Проект «Моя семья»

Введение.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Актуальность

Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.

Проблема

Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.

Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.

Проблемы, на решение которых направлен проект

• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.

• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.

• Разобщенность между семьей и детским садом.

Технологическая карта проекта

2. Формировать умения проявлять заботу о родных людях.

3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

4. Формировать навыки общения с взрослыми и детьми.

5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Ожидаемый результат:

1. Дети будут иметь более конкретные представления о понятии «семья», о родственных отношениях между членами семьи.

2. Дети будут определять свою гендерную принадлежность, иметь представления об особенностях ролей мальчика и девочки.

3. В период реализации проекта еще более укрепятся детско-родительские отношения, родители более грамотно будут относиться к решению проблем, возникающих с детьми.

4. Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.

5. У детей сформируется образ «Я», называют своё имя и фамилию; имена членов семьи.

Продукт проектной деятельности:

• Альбом «Древо моей семьи»;

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие:

Социализация:

• Развитие игровой деятельности.

Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

• Формирование гендерной, семейной принадлежности.

Коммуникация:

• Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.

• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.

• Развивать социальный и эмоциональный интеллект.

Труд:

• Развитие трудовой деятельности.

• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Безопасность:

• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Познавательное развитие:

• Понимать роль взрослых и детей в семье.

• Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

• Формировать умение называть членов соей семьи.

• Воспитывать культуру поведения.

• Обогатить знания о своей семье.

• Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.

Познание (Конструктивная деятельность):

• Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

• Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка - дома - улица и т. д.

• Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.

• Совершенствовать конструктивные умения.

Речевое развитие:

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

• Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.

• Продолжать работу над развитием связной речи.

• Формировать умение отвечать на вопросы.

• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

• Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

Художественно – эстетическое развитие:

Художественное творчество:

• Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.

• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.

• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.

• Развивать чувство форм и композиции.

• Вызывать радость от созданного детьми изображения.

• Формировать навыки аккуратной работы.

Музыка:

• Приобщать детей к народной и классической музыке.

• Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.

• Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.

• Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов.

Физическое развитие:

Здоровье:

• Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.

• Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.

• Приучать детей следить за своим внешним видом.

• Формировать элементарные навыки поведения за столом.

Физическая культура

• Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.

• Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.

• Приучать действовать совместно.

• Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.

• Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Выставка детских рисунков.

5. Консультации для родителей.

6. Выставки.

7. Фотовыставки.

8. Создание альбома.

Оборудование:

• компьютер,

• магнитофон,

• мультимедиа,

• фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный (вхождение в тему):

1. Опрос детей по проблеме.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Подбор игр, литературных произведений, для реализации проектной деятельности

II этап – Основной (продуктивный, совместная деятельность всех участников проекта):

1. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

2. Консультации для родителей: «Можно ли обойтись без наказания?», ««Права ребенка в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании», «Отец как воспитатель».

3. Выставки: «Моя мама-рукодельница», «Наши руки, не для скуки».

4. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!».

5. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя».

6. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».

III этап – Заключительный:

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Презентация проекта «Моя семья».

Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей

Разделы работ

Образовательная

деятельность

Основное содержание

Познание (окружающий) «Моя семья»

Конструирование – «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне»

«Двухэтажный домик для мамы»

Художественное творчество

Рисование - «Улыбнёмся мы друг другу»,

«Портрет моей семьи»

«Цветные ниточки для бабушки»

«Машина для дедушки»

Лепка - «Испечём оладушки»

«Погремушка для братика».

Аппликация - «Ты смотри – улетели все шары»

«Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики)»

Чтение художественной литературы

Чтение рус. нар. сказки «Три медведя»,

Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»

Коммуникация - «Рассказы о своей семье»

Музыка – Пение колыбельной «Баю – бай», «Пирожки» Филиченко.

Совместная деятельность

Беседы

Беседа по фотографиям

«Беседа о братишках и сестренках»

«Беседа о том, что такое семья»

Моя семья

Чтение и обсуждение сказок, стихов,

Отгадывание загадок

Ситуативный разговор «Что готовит мама?»,

«Что умеет делать папа?»

Беседа по картинкам

Где работает мама (папа?

Что делать, если кто-то заболел?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Цель: Формировать представление о семье, умение

сосредотачивать внимание на предметах и явлениях

предметно – пространственной развивающей среды. Знакомить детей с профессиями своих родителей. ЗнкерркаркеХЗЗнаком детей с профессиями своих родителей.

Чтение художественной литературы

Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»

Цель: создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке

«Солнышко» - Е. Благинина;

Сказки: «Маша и медведь», «Три медведя»,

«Волк и семеро козлят». Цель: обратить внимание детей на то, как мама Коза заботится о своих козлятах, а козлята стараются ее слушаться

«А что у вас» С. Михалков

«Вот дедушка» - Ф. Фребеля.

«Бабушкины руки» - Л. Квитко;

Д. Габе «Моя семья»

К. Ушинский «Петушок с семьёй»

А. Барто «Посидим в тишине», «Разговор с дочкой»,

Чтение потешки «Ладушки – ладушки»

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

Цель: Развивать долговременную память, мышление, речь детей,

учить внимательно, слушать произведения

Коммуникация

Беседа «Кто, где работает?»

«Как ты помогаешь маме?»

«У меня есть брат (сестра)

«Дом, в котором я живу»

Отгадывание загадок

Пословицы и поговорки о семье

Игра в настольный театр «Репка». Цель: обратить внимание детей, что в сказке «Репка» все живут дружно, помогают друг другу

Художественное творчество

Лепка, Аппликация: «Открытка для папы и мамы», «Вот какой у нас букет», «Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки»

Цель: Предлагать детям передавать в аппликациях и лепке красоту окружающих предметов, развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду искусства

Музыка

Прослушивание и разучивание песен о семье.

Цель: развивать чувство прекрасного через музыку; приобщать детей к искусству исполнения песни и танца; учить передавать красоту песни окружающим; развивать память, внимание, мышление

Физическая культура

«Семейная зарядка»; «Помогаем маме».

Цель: учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание

Игровая деятельность

Дидактические игры и упражнения

«Кому, что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела», «На чём люди ездят?».

Цель: Способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей.

Подвижные игры

«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель»

Сюжетно - ролевые игры

«Семья», «Дочки - матери», «Детский сад», «Поездка в магазин, зоопарк», «Больница», «Пешеходы», «В театр».

Моделирование ситуаций.

Цель: Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей. Помогать, детям объединяться для игры в группы. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Формировать умения детей играть в дружно, формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для семьи. Знакомить с правилами доброжелательного отношения.

Настольные игры

«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».

Игры с конструктором; пазлы; кубики - картинки; строитель.

Цель: Развивать речь, логическое мышление, умение, выполнять постепенно усложняющие правила

Познание

Д/и «Двухэтажный домик для мамы»

Цель: Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету

Труд

1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».

Цель: Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности.

2. Оформления участка с родителями.

3. .Беседы: «Помогу – ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся».

4. Знакомство с трудом взрослых

Безопасность

Беседа: «Правила поведения за столом»

Цель: Знакомить детей элементарным правилам поведения.

Наблюдения

За птицами, транспортом, прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями

Сотрудничество с семьей

Создание альбомов: «Я и моя семья», «У нас самые лучшие папы на свете!», «Наши любимые мамы!». Цель: показать детям, что в семье их очень любят, что их родители замечательные люди, на которых всегда можно положиться и равняться

Радость выходного дня. «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство участка детского сада)

Выставка творческих работ «От скуки на все руки».

Работа с родителями

1. Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях

2. Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»

3. «День добрых дел»

4. Ширмы: «Семья»,

«Дети и компьютеры»,

«Растим здорового ребёнка»,

«Еда без вреда»,

«Пальчиковые игры на тему «Семья»

5. Консультации:

«Как преодолеть рассеянность у ребёнка?»

«Творим, фантазируем, воображаем»

«Путешествие в прошлое семьи».

«Развивающие игры с детьми на кухне»

«Пример для родителей: «Спокойной ночи»

6. Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»

7. Лекторий для родителей. Семейное чтение: «Выберите ребёнку книгу по плечу и по душе»

8. Совместное создание предметно – развивающей среды.

9. Творческая выставка на тему: «Я и моя семья»

10. Рекомендации «Как сделать поделку «Древо семьи».

11. Составление родословной семьи;

Оценка результатов

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.

В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После просмотра сказки «Колобок», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».

На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

Публикации по теме:

Интернет проект «Читающая семья»Интернет проект «Читающая семья» Актуальность. Сегодня выпускается множество детских книг, как правило, отлично изданных. А ребят, не любящих читать, всё больше! Современные.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Проект «Моя семья» Образовательный проект для средней группы: «Моя семья» Воспитатели: Ковалева Елена Михайловна Миронова София Николаевна МБДОУ Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя семья»
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя семья»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Уткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД