Елена Тюляева
Проект «Мой домашний питомец» в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.
Публикация «Проект „Мой домашний питомец“ в средней группе,» размещена в разделах
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Не даром говорят: «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. В условиях детского сада невозможно организовать уход за животными, который бы осуществляли сами дети (это запрещено требованиями СанПиН, именно поэтому взаимодействие с семьями воспитанников позволяет решить проблему разностороннего развития личности ребёнка в полной мере. Без участия семьи невозможно привить дошкольникам чуткое отношение к животным.
Цель проекта: расширение и обогащение представлений детей о значении домашних животных в жизни человека.
Задачи проекта:
1. Развивать и поддерживать интерес к домашним животным.
2. Воспитывать гуманное, бережное отношение к животному миру.
3. Активизировать совместную деятельность участников проекта.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный (2 недели).
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
-методы: анкетирование родителей, опрос детей, анализ полученных результатов, рассказ педагога, рассказы детей, демонстрация наглядных пособий.
-формы: беседа, занятие, утренняя гимнастика, консультация для родителей, тематический вечер, презентация книги, дидактические игры.
Ожидаемые результаты:
1. У участников проекта появятся новые представления о разнообразии домашних питомцев, и их значимости в жизни человека.
2. У участников проекта появится желание бережно относится к животному миру.
3. Активизируется совместная деятельность участников проекта.
Проект реализовывался на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Мурманска №156 на группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение анкетирования родителей, опроса детей, обработка полученных результатов, оформление консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.
2. Основной
Проведениеобразовательной деятельности (занятий, утренней гимнастики и дидактических игр по теме проекта. Совместная работа детей и родителей дома. Изготовление книги «Мой домашний питомец», монтаж видеофильма о ходе проекта.
3. Заключительный
Проведение итогового мероприятия. Презентация книги. Награждение участников проекта грамотами и благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности.
План-график мероприятий реализации проекта
1. Подготовительный:
1. Анкетирование родителей «Домашние животные в семье»;
2. Беседа с детьми «Домашние животные»;
3. Анализ анкетирования и беседы с детьми;
4. Консультация для родителей «Домашние животные в жизни ребёнка».
2. Основной:
1. Серия дидактических игр «Домашние животные»
2. Образовательная деятельность (занятие) по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) на тему «Домашние животные»;
3. Домашние задание
4. Образовательная деятельность (занятие) по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Мой домашний питомец»
5. Утренняя гимнастика «Щенята футболисты»
6. Образовательная деятельность (занятие) по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Кошка»
7. Чтение художественной литературы
8. Изготовление книги по рассказам детей.
9. Монтаж видеофильма о ходе проекта.
3. Заключительный:
1. Тематический вечер совместно с родителями на тему «Мой домашний питомец». Презентация книги «Мой домашний питомец».
Оценка результатов проекта и отчётность
1. У участников проекта появились новые представления о разнообразии домашних питомцев, и их значимости в жизни человека.
В начале проекта было проведено анкетирование родителей на тему «Домашние животные в семье».
В опросе приняли участие 14 родителей.
Результаты анкетирования показывают, что ровно у половины опрошенных есть домашние животные. На вопрос «По какой причине у вас нет домашнего животного?» родители отвечали следующее: личные причины (21%, аллергия (14%, не позволяет жилплощадь, нет времени на уход и не с кем оставлять на время отпуска (по 7%). В ходе исследования было выяснено, что 50% детей принимают участие в уходе за домашними животными. Также были определены предпочтения родителей в выборе домашних питомцев: кошки и собаки – 28%, только собаки – 21%, только кошки – 21%, другие – 7%, никаких – 7%. На вопрос «Подкармливаете ли вы бездомных животных» ответы получились следующие: да – 57%, нет – 43%. А также было выяснено, что 29% родителей могут взять бездомное животное с улицы к себе домой.
На подготовительном этапе была проведена беседа с детьми на тему «Домашние животные».
Предварительный опрос детей проводился по следующим вопросам:
- Каких домашних животных вы знаете?
-Почему их так называют?
-Какую пользу они приносят людям?
Как человек заботится о животных?
- Чем питаются домашние животные?
- Есть ли у вас домашнее животное? Какое?
- Хотели бы завести домашнее животное?
- Как вы играете со своим домашним животным?
- Подкармливаете ли вы бездомных животных?
- Домашнее животное – это друг человека?
Опрос показал, что в понимании большинства детей домашние животные – это только кошки, собаки и попугаи. Дети имеют представление о том, как за ними нужно ухаживать. У большинства из них есть домашние питомцы, а у тех, у кого нет, хотели бы его завести. Почти никто из детей не подкармливает бездомных животных. Но дети понимают, что домашний питомец – это друг человека.
Так же на подготовительном этапе была оформлена консультация для родителей «Домашние животные в жизни ребёнка».
На предложенную консультацию почти все родители обратили внимание, некоторых родителей очень заинтересовала данная тема.
На основном этапе была проведена серия дидактических игр.
Дети активно принимали участие во всех предложенных играх. В ходе проведения каждой игры у детей закреплялись и обогащались представления о домашних животных.
Также проводились образовательная деятельность (занятие) по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) на тему «Домашние животные».
Данное занятие было предложено детям для уточнения представлений о домашних животных, так как в ходе предварительного опроса детей выяснилось, что дети к домашнему животу относят в основном кошек и собак. В ходе проведения занятия стало понятно, что все животные детям были знакомы, у детей сформировалось представление о том, что домашнее животное не всегда живёт в квартире человека. Особенно детям понравилось раскрашивать животных.
2. У участников проекта появилось желание бережно относится к животному миру.
На основном этапе детям и родителям было предложено домашнее задание, в ходе которого они выполнили совместные рисунки, сделали фотографии с домашними питомцами и составили рассказ о них.
И образовательная деятельность (занятие) по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Мой домашний питомец».
На занятии дети составили рассказы про своих домашних питомцев, из которых в последующем была составлена книга.
Ежедневно на основном этапе проводилась утренняя гимнастика «Щенята футболисты».
Детям предлагалось превратиться в щенят, которые играют в футбол. Все дети с радостью выполняли упражнения, получили заряд положительных эмоций на весь день.
Также в ходе режимных моментов осуществлялось чтение художественной литературы.
Дети внимательно слушали все предложенные произведения, активно отвечали на вопросы. Особенно детям понравилась сказка «Три поросёнка».
В ходе основного этапа была проведена образовательная деятельность (занятие) по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Кошка».
Детям было предложено прокатить своих котят вместе с котёнком Гав на поезде, а для этого нужно было нарисовать своего котёнка в вагоне. Ребятам очень понравилось это занятие, так как у них был простор для творчества. Они могли нарисовать своё котёнка так, как они хотели: любой породы, любого цвета и т. д. В конце занятия дети составили свой паровозик с котятами и прокатили их.
3. Активизировалась совместная деятельность участников проекта.
На заключительном этапе был проведён тематический вечер совместно с родителями на тему «Мой домашний питомец» и презентация книги «Мой домашний питомец».
Во время проведения мероприятия дети принимали активное участие в разнообразных видах деятельности - викторине, подвижных играх, презентации книги, взаимодействовали с персонажами. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования, дети закрепляли знания о домашних животных. Проявляли самостоятельность и инициативу. Неожиданным для детей и родителей стало награждение грамотами и благодарственными письмами. Так как семья во многом определяет отношение детей к окружающему миру, их интерес к нему, активность и инициативу, совместный тематический вечер способствовал близкому эмоциональному общению детей и взрослых в разных ситуациях, которые естественно возникали в их совместной деятельности.