Раслова Любовь
Проект «Мой белый город, ты — цветок из камня»
▼ Скачать + Заказать документы
(архитектура города Саранска)
Вид проекта : ориентировочный.
Цель проекта : развитие интереса к архитектуре как виду искусства через приобщение к шедеврам современной архитектуры и формирование навыков элементарного архитектурно – художественного творчества.
Задачи проекта :
• развивать эстетическое восприятие архитектурных сооружений, устойчивый интерес к художественным достоинствам построек и их дизайну;
• обогащать и обобщать знания о видах и стилях архитектуры;
Темочки:
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Камни. Роспись, рисование на камнях
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Мой город. Проекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Проекты, проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
• развивать умение отражать особенности архитектурного искусства в своей творческой изобразительно – игровой деятельности.
Предполагаемый результат: создание макетов архитектурных построек города Саранска и проведение конкурса.
Этапы проекта :
1 этап – целеполагание (совместно с детьми).
Конкурс рисунков архитектурных построек города Саранска.
2 этап – планирование:
• знакомство с особенностями архитектуры родного города, любование их красотой.
• Беседа «любимые уголки родного города».
• Сюжетно – ролевая игра «Мой белый город, ты – цветок из камня…».
• Знакомство с местами проживания и жилищами наших предков.
• Заучивание произведений фольклора.
• Беседа об архитекторе.
• Дидактическая игра «Построим мы хоромы».
• Познавательно – творческое занятие «Строим город мы большой, с златоглавыми церквами, с теремами да садами…»
• Конкурс макетов архитектурных построек города.
3 этап – сбор и анализ информации.
Экскурсии по родному городу (знакомство с характерными особенностями
архитектуры родного города).
Беседа «Любимые уголки родного города» :
o У вас есть любимые места в городе Саранске?
o Как часто вы их посещаете?
o Какие чувства они у вас вызывают?
o Обращаете ли вы внимание на скверы, парки, украшающие их скульптуры?
o
Сюжетно – ролевая игра «Мой белый город, ты – цветок из камня…»
Цель: обогащать детей эстетическими впечатлениями от красоты родного города, совершенствовать игровой опыт, дополнять активный словарь архитектурной терминологией.
Схема развития игры.
• Мотивация.
• Создание «туристического агентства» по ознакомлению гостей с до-стопримечательностями родного города (выбор названия агентства, распределение ролей работников и гостей, набор экскурсоводов по конкурсу «Опиши здание», определение места жительства гостей, их профессий, целей туризма).
• Приезд туристов (встреча, размещение в гостинице, реклама услуг турагентства).
• Определение маршрута экскурсии по городу.
• «Поездка» по городу на основе демонстрационного материала (творческие рассказы – описания зданий, парков, памятников, вопросы туристов).
• Организация для туристов культурной программы (народные песни, пляски, игры и др.)
Знакомство с местами проживания и жилищами наших предков.
В лесистых местах, по берегам рек Мокши, Суры, Саранки, Инсара сели-лись, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. Постепенно образовывалось село. Строились не день и не два. Готовили землю под пашню, рубили и корчевали лес. Так возникала заимка, а первые постройки назывались починками (от слова «почин», т. е. начало).
Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька – вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко – ведь земли много и леса (строительного материала) много. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светелкой.
Мордовские и русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек). Скаты крыши очень напоминали крылья. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно на улицу. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Окна – «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. У каждой избы был свой особый облик.
Заучивание произведений фольклора.
• Возле леса жить – голодному не быть.
• Из гнилого леса ненадолго изба.
• Соломиной не подопрешь хоромину.
• Семья сильна, когда над ней крыша одна.
• Одному страшно, а ораве все нипочем.
• Семья в куче – не страшна туча.
• Не бравшись за топор, избы не срубишь.
• Не для лета изба рубится, а для зимы.
• Одно кривое окно весь фасад портит.
Беседа об архитекторе.
• Кто такой архитектор? («Архи» - старший, «тект» - строить. Что получилось? Архитектор – старший по строительству.)
• Что называется архитектурой?
Дидактическая игра «Построим мы хоромы»
(из готовых форм на фланелеграфе).
4 этап – осуществление проекта (художественно – творческая деятель-ность).
Познавательно – творческое занятие «Строим город мы большой, с златоглавыми церквами, с теремами да садами…»
Программное содержание:
• Углублять знания особенностей древнерусского и мордовского дере-вянного зодчества;
• Познакомить с различными способами «строительства» избы;
• Развивать конструктивное творчество детей.
Зрительный ряд: фотографии и иллюстрации с изображением зданий деревянного зодчества.
Музыкальный ряд:
• Мордовская народная песня «Луганяса келунясь»
• «Лайме порась» сл. И. Девина, муз. Н. Кошелевой
• Русская народная мелодия «При долинушке».
Предметно – развивающая среда.
Художественная мастерская: просторный рабочий стол, рядом на подставке – макеты деревянного дома и современного многоэтажного дома.
5 этап – презентация результата.
Конкурс макетов архитектурных построек на тему «Мой белый город, ты – цветок из камня…»
Литература.
1. Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, № 9, стр. 177 – 180.
2. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000, № 4, стр. 21 – 26.
3. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. 2001, № 4, стр. 11 – 13.
4. Лебедева Л. И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обуче-нии. // Школьные технологии. 2002, № 5, стр. 116 – 120.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.
6. Слободчиков В. И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
7. Яковлева Н. Проектирование как педагогический феномен. // Педагогика. 2002, № 6, стр. 8 – 14.