Елена Киприянова
Проект «Мое село — моя малая Родина» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Полное название проекта : «Мое село – моя малая Родина»
Автор проекта : воспитатель Киприянова Елена Владимировна.
Вид, тип проекта : краткосрочный (2 недели) информационно - практико-ориентированный, творческий.
Проблема: дефицит представлений об истории своего села, традициях.
Цель проекта : Расширение представлений дошкольников о родном селе, любви к родным местам. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Мое село — моя малая Родина“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Обогатить знания о достопримечательностях родного села.
Расширять представления детей о различных природных объектах.
Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, конструировании).
Предполагаемые результаты:
сплочение участников проектной деятельности;
формирование у воспитанников интереса к истории своего села, достопримечательностям, природе, к своей семье;
осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей
Актуальность проекта :
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и
узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве
увидал»
К. М. Симонов.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом. Изучив тщательно педагогическую литературу, я пришла к выводу,
что особые формы работы в направлении патриотического воспитания просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы.
Свою работу я начала с родителей. Хотелось узнать, насколько хорошо они знают свое село, в котором живут. Я провела беседу на тему «Моя малая Родина». Затем с помощью родителей мы подобрали различный материал на эту тему (старые фотографии, вырезки из районной газеты).
Знакомство детей с родным краем я начала с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. Познакомила детей с историей села и его достопримечательностями. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Дала представления о том, чем село отличается от города.
Детей знакомлю не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей. С его героями и просто тружениками села.
Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному селу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
В группе оформила патриотический уголок с российской символикой. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
Хочется надеяться, что смогла привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Содержание проекта :
I этап подготовительный
Постановка цели, задач.
Составление конспектов занятий, бесед по познавательному развитию.
Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы.
Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание»
II этап практический
Реализация проекта.
Беседы: Беседа «История возникновения родного села», «По дороге в детский сад»
Чтение рассказов и разучивание стихов Г. Ладонщиков «Наша Родина»,
В Степанов «Что мы Родиной зовем?», Михаил Пришвин «Моя родина»,
Ушинский К. Д. «Наше отечество»
Ситуативный разговор «Сделаем наше село чище».
Опрос «Назови достопримечательности нашего села».
Экскурсии: «Наша библиотека», «К памятнику неизвестного солдата»
Дидактические игры: «Собери герб»,«Кем быть?»
НОД: «Край ты мой любимый».
Рисунки «Мой край», Аппликация «Российский флаг»
Работа с родителями :
Советы, рекомендации родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае. Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
III этап итоговый.
Данный проект показал свою эффективность:
созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
положительная динамика в формировании представлений об истории родного села;
у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе работы формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В. А. Сухомлинский
Список литературы:
1Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М. : Издательство «Ювента». – 2003.
2. Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.
3. М. П. Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
4. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
5. О. В. Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
6. В. Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»