Елена Фоминова
Проект «Мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»
«Утверждено»
Заведующий МДОУ
«Детский сад «Сказка»
п. Тургеневский
___/ А. Н. Байжанова/
Проект «Мир сенсорики»
(Краткосрочный)
Младшая разновозрастная группа
Разработчик проекта : Фоминова Е. Ю.
2019 год
Тема: «Мир сенсорики»
Вид, тип проекта : краткосрочный, познавательно –игровой
Публикация «Проект „Мир сенсорики“» размещена в разделах
Сроки проведения: (25.11.19г. – 29.11.19г.)
Участники проекта : дети младшей разновозрастной группы; родители; воспитатели.
Возраст детей: 2 - 4 лет.
Основание для разработки
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о сенсорике.
Реализация проекта по тематике «Мир сенсорики» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей, педагогов и родителей.
Актуальность проекта :
Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
Проблема:
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно – перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей показал недостаточный уровень сенсорного развития. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Цель проекта :
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи:
образовательные:
Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
развивающие:
Различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Развивать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно-настольные игры.
воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, любознательность к дидактическим играм.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• углубляет и расширяет знания о сенсорике;
• пополняет словарный запас;
• развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
• стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
• разнообразит способы сотрудничества;
• развивает художественно-творческие навыки.
Для педагогов:
• расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности коллектива детского сада.
Для родителей:
• расширят свои возможности влиять на процессы воспитания детей;
• нормализуют психолого-педагогическую атмосферу;
• наладят взаимоотношения с детьми;
Ежедневно проводится:
Утренняя гимнастика (приложение 1)
Гимнастика пробуждения (приложение2)
Пальчиковая гимнастика (приложение3)
Зрительная гимнастика (приложение4)
Артикуляционная гимнастика (приложение5)
Физ. минутки (приложение 6)
Дыхательная гимнастика (приложение 7)
Этапы реализации проекта.
1. этап. Подготовительный.
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
3. Беседа - консультация с родителями на тему: «Мир сенсорики».
2. этап. Основной. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта
3 этап. Практический. Накопление и закрепление полученных знаний о сенсорике. В процессе реализации проекта заинтересованность детей темой «Мир сенсорики» проявления их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Возможность участия в проекте, где дети смогут применять имеющееся знания о сенсорике, представить свои рисунки.
Деятельность педагога
Беседа «Цвет и величина»
Беседа «Фрукты»
Беседа «Геометрические фигуры»
Беседа «Величина и форма»
Беседа «Цвета»
Дидактическая игра «Закрой окошки»
Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»
Дидактическая игра «Полянка»
Дидактическая игра «Игры с бельевыми прищепками»
Дидактическая игра «Укрась ёлочку шарами»
Подвижная игра «Листопад»
Подвижная игра «Птичка, раз!
Птичка,два!»
Подвижная игра «Найди свой домик»
Подвижная игра «Поедим в лес»
Подвижная игра «Ладушки - оладушки»
«Загадки о геометрических фигурах»
Чтение русской народной сказки «Три Медведя»
Заучивание стихотворения о геометрических фигурах
Чтение русской народной сказки «Колобок»
Заучивание стихотворения А. Барто «Мяч»
Сюжетно-ролевая игра «Построим куклам дом»
Сюжетно-ролевая игра «День рождение куклы Кати»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Сюжетно-ролевая игра «Покатаем кукол на машине»
Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»
ОД лепка «Разноцветные шары»
ОД рисование «Солнышко лучистое»
ОД ознакомление с окружающим миром «Путешествие в волшебный лес»;
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
Пальчиковая гимнастика «В корзиночке»
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Зрительная гимнастика «Овощи»
Зрительная гимнастика «Осень»
Зрительная гимнастика «Листопад»
Зрительная гимнастика «Солнышко»
Зрительная гимнастика «Ягоды»
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик».
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой».
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик».
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик».
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Артикулярная гимнастика «Орешки»
Артикулярная гимнастика «Бублик»
Артикулярная гимнастика «Шарик»
Артикулярная гимнастика «Блинчик»
Артикулярная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
Физ. минутка «Большой - маленький»
Физ. минутка «Раз - два»
Физ. минутка «Три медведя»
Физ. минутка «Мячик»
Физ. минутка «Пальчики»
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей».
План проектной деятельности
Дни недели l половина дня ll половина дня
Понедельник 25.11.19г. Беседа «Цвет и величина»
Приложение №9
Дидактическая игра «Закрой окошки»
Приложение № 8
Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Приложение №3
Зрительная гимнастика Овощи»
Приложение №4
ОД рисование «Солнышко лучистое»
Приложение №10
Прогулка
Подвижная игра «Листопад»
Приложение №12 Чтение художественной литературы
Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Приложение №10
Сюжетно-ролевая игра
«Построим куклам дом»
Приложение №11
Физ. минутка «Большой - маленький»
Приложение №6
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик».
Приложение №7
Артикулярная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
Приложение №5
Вторник
26.11.19г. Беседа «Фрукты»
Приложение №9
Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»
Приложение №8
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Приложение №3
Зрительная гимнастика «Осень»
Приложение №4
Прогулка
Подвижная игра «Птичка, раз!
Птичка,два!» Приложение №12
Чтение художественной литературы
«Загадки о геометрических фигурах»
Приложение №10
Сюжетно-ролевая игра «День рождение куклы Кати»
Приложение №11
Физ. минутка «Раз – два»
Приложение №6
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой».
Приложение №7
Артикулярная гимнастика «Орешки»
Приложение №5
Среда
27.11.19г. Беседа «Геометрические фигуры»
Приложение №9
Дидактическая игра
«Полянка»
Приложение №8
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
Приложение №8
Зрительная гимнастика «Листопад»
Приложение №4
Прогулка
Подвижная игра «Поедим в лес»
Приложение №12
Чтение художественной литературы
Чтение русской народной сказки «Колобок»
Приложение №10
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Приложение №11
Физ. минутка «Три медведя»
Приложение №6
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Приложение №7
Артикулярная гимнастика «Шарик»
Приложение №5
Четверг
28.04.19г. Беседа «Величина и форма»
Приложение №9
Дидактическая игра «Игры с бельевыми прищепками»
Приложение №8
Пальчиковая гимнастика «В корзиночке»
Приложение №3
Зрительная гимнастика «Солнышко»
Приложение №4
ОД лепка «Разноцветные шары»
Приложение №10
Прогулка
Подвижная игра «Ладушки - оладушки»
Приложение №12
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворения о геометрических фигурах
Приложение №10
Сюжетно-ролевая игра «Покатаем кукол на машине»
Приложение №11
Физ. минутка «Мячик»
Приложение №6
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Приложение №7
Артикулярная гимнастика «Бублик»
Приложение №5
Пятница
29.11.19г. Беседа «Цвета»
Приложение №9
Дидактическая игра «Укрась ёлочку шарами»
Приложение №8
Пальчиковая гимнастика Апельсин»
Приложение №3
Зрительная гимнастика «Ягоды»
Приложение №4
ОД ознакомление с окружающим миром «Путешествие в волшебный лес»
Приложение №10
Подвижная игра «Найди свой домик»
Приложение №12
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворения
А. Барто «Мяч»
Приложение №10
Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»
Приложение №11
Физ. минутка «Пальчики»
Приложение №6
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Приложение №7
Артикулярная гимнастика «Блинчик»
Приложение №5
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей».
Продукт проектной деятельности.
Для детей:
Лепка «Разноцветные шары»
Выставка работ по рисованию «Солнышко лучистое»
Оформление отчё та: паспорт проекта «Мир сенсорики»;
Для педагогов:
Картотека дидактических игр по сенсорике
Изготовление игр и пособий для сенсорного развития детей.
Для родителей:
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей».
4. этап Заключительный
ОД Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в волшебный лес»
Обеспечение проекта :
Кадровые ресурсы: воспитатели, детей младшей разновозрастной группы.
Материально-технические ресурсы:
-музыкальный зал;
-технические средства обучения (ноутбук. музыкальный центр и т. д.);
-наглядно-методические пособия;
-методическая литература.
Родительский ресурс: взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
-консультации;
-индивидуальные беседы;
- рекомендации по каждому конкретному ребёнку.
Информационный ресурс:
-изучение ИТК;
- изучение методической литературы