Ольга Жукова
Проект «Метеослужба в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект направлен на организацию в дошкольном образовательном учреждении интерактивного пространства, которое направлено на создание у детей дошкольного возраста благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении с родным краем, привитие трудовых природоведческих навыков.
Описание проекта
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Публикация «Проект „Метеослужба в детском саду“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Опираясь на требования к содержанию образования, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности.
Дошкольники – прирождённые исследователи, и тому подтверждение их любознательность, их постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а особенно детей дошкольного возраста.
В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. Педагогический коллектив пришел к выводу, что развивать у дошкольников умения экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами: наблюдая за погодой и природными явлениями. Метеоплощадка позволит включить ребенка в исследовательскую деятельность, значительно повысить образовательный эффект.
Целевая группа проекта – дети дошкольного возраста.
Продолжительность проекта - май 2020 года по май 2021 года
Руководство проектом будет осуществляться заведующим МБДОУ, реализация проекта будет осуществляться рабочей группой (старший воспитатель, педагоги групп).
В учреждении работают творческие и активные педагоги, постоянные участники конкурсов и акций различного уровня. Детский сад в рамках социального партнёрства осуществляет практические, творческие и методические контакты со многими организациями города: «Центр детского творчества», «Центр психолого - медико - социального сопровождения», городская детская библиотека, учреждениями культуры, «Краеведческий музей», «Выставочный зал», Междуреченским Домом – интернат для престарелых и инвалидов. Учреждение осуществляет сетевое взаимодействие с другими дошкольными учреждениями города. Особое значение имеет сотрудничество с «Детско - юношеским центром», это реализация программы по экологическому воспитанию «Игровая экология». Коллектив воспитанников и педагогов детского сада тесно сотрудничает с Эко центром заповедника «Кузнецкий Алатау», мы являемся опекунами благородного оленя по кличке «Малыш». Детский сад включен в реестр участников Всероссийского природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» и ведёт свою работу в рамках акции «Эколята – юные защитники природы».
Обоснование целесообразности реализации проекта
Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. Экологическое осознание начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового. И поэтому педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.
Одной из таких форм работы становится создание в детском саду экологического пространства «Метеостанция», которая сделала бы более привлекательной и интересной, для детей детского сада и ближайших детских садов, изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Цель проекта : создание в дошкольном образовательном учреждении интерактивного пространства для исследовательской и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи проекта
1. Усовершенствовать новым интерактивным оборудованием развивающую среду ДОУ для воспитания у детей интереса и потребности в общении с природой, любви к родному краю.
2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая связи между живой и не живой природой.
3. Организовать сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями города Междуреченска, Центром детского творчества, сотрудничество с родителями, педагогами для активного участия в проведении работы по усвоению у детей дошкольного возраста системы знаний о природе: её компонентах и взаимосвязях между ними через исследовательскую деятельность.
Стратегия и методы реализации проекта
Руководство проектом осуществляется заведующим ДОУ (контроль за реализацией проекта, целевого и эффективного использования финансовых средств и ресурсов). Также руководитель учреждения проводит консультационную помощь по координации процессов проектной деятельности, осуществляет разработку заданий; контролирует подготовку документов для заключения контрактов, оформление договоров на поставку материалов; составление сетевых графиков и календарных планов; осуществляет контроль стоимости, сроков и качества выполнения.
Рабочая группа: старший воспитатель, педагоги групп, осуществляют реализацию проекта через :
- систематические наблюдения в живой и неживой природе и на метеоплощадке;
- проверку в практической деятельности народных примет;
- чтение природоведческой литературы;
- моделирование;
- экспериментирование;
- труд в комнате природы и на метеоплощадке;
- работу с родителями.
Ход работ по проекту контролируется путём организации периодических совещаний, письменных отчётов рабочей группы, педагогов и специалистов.
Для распространения положительного опыта работы планируется оформление методических пособий, публикаций на сайте учреждения; организация семинаров, круглых столов с приглашением специалистов городской метеостанции и педагогов.
В проектной деятельности предусмотрено сотрудничество со СМИ: городские газеты «Контакт», «Знамя шахтёра», городская телерадиокомпания «Квант», «РТА».
Рабочий план – график реализации проекта
Этапы Сроки Мероприятия
1. Пподготовительный этап Май 2020 Направлен на изучение методической литературы и выбор предлагаемой на рынке продукции. Сбор коммерческих предложений. Выбор наиболее оптимального варианта по цене, качеству, условиям поставки и установки. Выбор поставщиков.
Тесное сотрудничество:
с родителями воспитанников;
с сотрудниками городской метеостанции;
с педагогами дошкольных учреждений города Междуреченска.
2. Оосновной этап Июнь 2020 – май 2021 Заключение договоров на приобретение, поставку и установку выбранного товара.
Разработка программы для детей с использованием интерактивного оборудования.
Реализация программы для детей с использованием интерактивного оборудования.
3. Заключительный этап Май 2021 Подведение итогов:
Педагогическая диагностика детей;
Оформление пакета методических документов, разработанных в ходе реализации проекта
План – график мероприятий по сопровождению проекта.
1. Проведение педагогической диагностики детей май
декабрь май Карты наблюдения.
Отчеты мониторинга.
2. Семинары, заседания Педагогического совета сентябрь
декабрь
февраль
май Материалы, с описанием новых технологий и методик работы с интерактивным оборудованием.
3. Работа с родителями. Семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы для родителей, родительские собрания май
декабрь
март
май Листы отзывов.
Фото и видеоматериалы о проведённом мероприятии, протоколы мероприятий
4. День открытых дверей других образовательных учреждений декабрь Листы отзывов.
Фото и видеоматериалы о проведённом мероприятии
5. Информирование о ходе реализации проекта через СМИ ноябрь
май Фото и видеоматериалы о проведённых мероприятиях в СМИ.
6. Проведение мониторинга результатов проекта
ноябрь
январь
май Фото материалы.
Карты наблюдения.
Отчёт о проведенных мероприятиях.
7. Обучение педагогов и специалистов на курсах повышения квалификации, семинарах и вебинарах май-ноябрь Сертификаты, свидетельства, удостоверения об окончании курсов повышения квалификации.
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате реализации проекта в дошкольном учреждении будет усовершенствована предметно- пространственная среда детского сада по познавательному развитию. Метеоплощадка на территории детского сада значительно повысит эффективность работы. Она будет способствовать формированию у детей гуманно-ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием её законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире.
Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Каждый год родителей детей знакомим с опытом работы «Метеослужба в ДОУ». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».
Интерактивная метеоплощадка позволит педагогам вести работу на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка. Одновременно с познавательным развитием идё т творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках. Занятиями на метеоплощадке будут охвачены не только 100% детей детского сада, но и воспитанники ближайших детских садов.
Дальнейшее развитие проекта.
Создание интерактивного пространства в учреждении не только обеспечит качественное выполнение воспитательно - образовательной работы с детьми, но и предоставит возможность развития новых форм работы со всеми воспитанниками детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО. …нац проекты. Позволит, более активно включится в реализацию Российского природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята». Опыт реализации проекта может быть использован другими образовательными учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и методические документы предоставления дополнительных услуг детям. На основе приобретенного опыта по реализации проекта возможно распространение опыта работы, как на уровне города, так и области. Представления опыта на семинарах и конференциях различного уровня.
1Флюгер
Состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В, для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса. 1
2Метеобудка с подиумом
Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке. Будка состоит из 4 жалюзийных стенок, пола, потолка и крыши. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка установлена на метеоплощадке так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха.
3Ветровой рукав
Позволяет определить силу ветра:
Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.
Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав.
Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.
Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.
Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.
Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.
Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит
лес.
4Стенд магнитно – маркерный, меловой
Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом. Так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день. 1
5Термогигрометр
Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. 1
6Барометр
Напоминает часы. Вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. 1
7Снегомерная рейка
Применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см.
8 Дополнительное оборудование Заборчик, кормушка для птиц, набор горшков для цветов, подставка для цветов, визуализатор погоды, программа работы на метеоплощадке с набором игр, журнал наблюдений за погодой, 1