Ирина Пермина
Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№37 «Родничок»
Проект
«Математика вокруг нас»
Тема: «Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Воспитатель: Пермина И. К.
КЕМЕРОВО
2018
Публикация «Проект „Математика вокруг нас, Числа в загадках, пословицах и поговорках“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Пословицы и поговорки для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
«Математика вокруг нас»
Тема: «Числа в загадках, пословицах и поговорках»
1. Название проекта : «Математика вокруг нас»
2. Воспитатель: Пермина И. К.
3. Состав проектной группы : воспитанники средней группы, родители, педагоги.
4. Тип проекта : познавательный, творческий, информационно – исследовательский.
3. Вид проекта : групповой.
4. Срок проведения: весна.
6. Возраст детей: 4- 5 года.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Социально-коммуникативное развитие.
4. Речевое развитие.
Методы и приемы:
1. Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
2. Практический – изготовление математических фриз.
3. Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов.
Актуальность:
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из – за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость в нашей жизни Ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя занятия по другим видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, кратность, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний в математике.
Цель: Расширить представления о числах на материале устного народного творчества
Задачи:
– Отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа;
– Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы, поговорки);
Место проведения: территория детского сада.
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора детей в математике и их словарного словаря.
– Работать в группе, планировать и распределять работу между ее членами.
Эту цифру знать изволь:
На баранку похож ноль.
Ноль похож на колобок.
Он пузат и круглобок.
На него похожа кошка,
Если сложится в клубок.
0 (ноль) в пословицах и поговорках :
• Ноль без палочки;
• Ноль внимания;
• Абсолютный нуль, круглый ноль;
• Сводить к нулю, свести к нулю.
Загадка :
• Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца
Без начала и конца
Тонкая как спица,
Цифра единица.
От неё ведётся счёт,
И за это ей почёт!
1 (один) в пословицах и поговорках :
• Один в поле не воин;
• Одна пчела много меду не натаскает;
• Одной рукой в ладоши не хлопнешь;
• Одна голова на плечах;
• Один за всех и все за одного.
Загадки :
• Стоит Антошка на одной ножке;
Его ищут, а он не откликается
• На ноге стоит одной, крутит – вертит головой.
Нам показывает страны, реки, горы, океаны
• На одной ноге кружится, беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица, музыкальная
А вот это цифра два.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
2 (два) в пословицах и поговорках :
• Два сапога – пара;
• Одна голова хорошо, а две лучше;
• Как две капли воды;
• Меж двух огней;
• Сидеть меж двух стульев;
• Старый друг лучше новых двух;
• Одним выстрелом убить двух зайцев.
Загадки :
• Два братца пошли в реку купаться
• Два кольца, два конца, посередине гвоздик
• У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами
• У него два колеса и седло на раме,
А вот это - посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков
Состоит из двух крючков.
3 (три) в пословицах и поговорках :
• Заблудиться в трех соснах;
• Обещанного три года ждут;
• От горшка - три вершка;
• Рыдать в три ручья.
Загадки :
• Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль. Как зовут меня?
• Трое одним лугом пашут
• У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
• Он по очереди ими сверху смотрит на меня
Вот четвёрка. Не сложна
В написании она:
Слева - угол впереди,
Справа линию веди.
Есть ещё короче путь:
Надо стул перевернуть.
Слева - ножка, справа - спинка.
Очень точная картинка!
4 (четыре) в пословицах и поговорках :
• Без четырех углов изба не рубится;
• Конь на четырех ногах, да и то спотыкается;
• На все четыре стороны;
• Жить в четырех стенах.
Загадки :
• Четыре братца под одной крышей стоят
• Вспушит она свои бока, свои четыре уголка.
• И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет
• Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
5 (пять) в пословицах и поговорках :
• Как свои пять пальцев;
• Пятое колесо в телеге.
Загадки :
• У пяти братьев одна работа
• На пяти проводах отдыхает стая птах
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
6 (шесть) в пословицах и поговорках :
• Три волосинки в шесть рядов уложены;
• Шестое чувство.
Загадки :
• Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит жужжит, упадет – землю роет
• На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина
Чтоб семёрку написать,
Уголок рисуй опять.
Сверху вниз от уголка
Линию ведёт рука.
До конца её тяни,
Посредине прочеркни.
Эту цифру - цифру семь,
Написать легко совсем!
7 (семь) в пословицах и поговорках :
• У семи нянек дитя без глазу;
• Семь пятниц на неделе;
• Семеро с ложкой, один – с сошкой;
• Семь раз отмерь, один – отрежь;
• Семеро одного не ждут.
Загадки :
• Ежедневно в семь утра, я трещу: вставать пора!
• Есть семь братьев: годами равные, именами разные
У восьмёрки два кружка.
Нарисуй снеговика:
На одном кружке - другой.
Цифра восемь пред тобой!
8 (восемь) в пословицах и поговорках :
• Весна да осень – на день погод восемь;
• На будущую осень, годов через восемь;
• Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Загадки :
• Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я – ….
• Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк!
Цифра девять. Это есть -
Перевёрнутая шесть.
Наверху рисуй кружок,
Вниз - дугу наискосок.
9 (девять) в пословицах и поговорках :
• Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше;
• За три девять земель.
Загадка :
• Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!
Выводы: в ходе проекта было сформировано представление детей о математических загадках, пословиц.
Заключение:
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:
в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно – дидактические пособия, игры, математические фризы, у детей появился интерес к математике; установлены взаимоотношения между детьми и родителями.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы полностью. Внедрены иновационные технологии при работе с детьми и родителями. Сформированы необходимые знания, умения и навыки по овладению ФЭМП. Родители получили консультации и советы.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕКТА:
В своей дальнейшей работе планирую обратить внимание на детей, которым плохо дается овладение ФЭМП и детей, у которых не желания получать знания. Это особый контингент. Поэтому планирую усовершенствовать свои методы и приемы для работы с такими детьми. Буду делать акцент для заинтересованности таких детей, находить темы, игры, развлечения, которые им интересны. И больше уделять времени в работе с родителями этих детей.
Использованные источники:
1. Е. В. Колесникова «Математика вокруг нас» с. 84.
2. «Дошкольная педагогика» №4 – 2011г. Т. А. Пирожкова «Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников». с. 30.
3. «Дошкольная педагогика» №7 – 2011г. Л. А. Патракова «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формированию элементарных математических представлений у дошкольников». с. 16.
4. «Дошкольная педагогика» №8 – 2011г. Л. П. Бусырева, Л. С. Летягина, Ю. С. Кочура «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников». с. 22.
5. И. И. Щелищева; И. Б. Румянцева «Математика вокруг нас».
6. Карпенко М. Т. Сборник загадок. Москва, Просвещение,1988.