Светлана Бурцева
Проект «Мастерская архитектора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №142 «Росинка»
Проект
«Мастерская архитектора»
Выполнила
Старший воспитатель
Бурцева С. Н.
г. Ульяновск, 2020г
Проект «Мастерская архитектора»
С. Н. Бурцева, старший воспитатель
МБДОУ ЦРР – детского сада №142 «Росинка»,
Ульяновская область, г. Ульяновск
Характеристика проекта
Тема: «Мастерская архитектора»
Публикация «Проект „Мастерская архитектора“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Проекты, проектная деятельность
- Строитель. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Вид проекта : творческий, ролевой.
Актуальность темы: создания подобного проекта, обусловлено необходимостью совершенствования методов и средств ознакомления детей с искусством, их духовного развития, воспитания национальной культуры детей. Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что в нем представлена система и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой. Отличительной особенностью данного проекта является то, что знакомство с архитектурой происходит в процессе разнообразных видов деятельности детей и опирается на региональные особенности, т. к. задачи по ознакомлению с искусством не могут решаться вне содержания той национальной культуры, национальных традиций, которые веками создавались народом, чей менталитет на данной территории является приоритетным. В основе проекта естественное и непринуждённое приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре. В процессе ознакомления с архитектурой дети получают знания о том, какие дома бывают в разных эпохах, из чего их можно строить, знакомятся с историей жилищ, профессией архитектора, «Путешествуют» по городам «Золотого кольца», знакомятся с историей народного жилища, способами его украшения, учатся создавать и сооружать постройки. Кроме того, одной из самых интересных для дошкольников формой работы для развития практически всех качеств является экспериментальная деятельность и конструирование. Соединение этих двух видов продуктивно – познавательной деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявлять в полном объеме свое творчество, с другой – развивает в нем научно – исследовательский подход к проблеме. Одним из средств исследования может выступать архитектура. Экспериментируя с природным и бросовым материалом, разными видами конструктора, в игровой форме дети усваивают элементарные представления об архитектурных сооружениях.
Цель проекта :
– с помощью системы занятий формировать у детей дошкольного возраста знания об архитектуре, создать условия для развития навыков совместной экспериментальной деятельности детей и развивать качества творца - архитектора.
Задачи проекта :
приобщение детей к миру искусства;
развитие интеллекта, детского творчества;
развитие интереса к изучению памятников архитектуры России;
ознакомление с особенностями архитектуры народного жилища;
стимулировать развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать умение анализировать готовые эскизы и постройки, создавать собственные, учитывая существенные признаки материалов;
воспитание эстетического восприятия детей;
Участники проекта : дети 6-7 лет.
Продолжительность проекта : 1 год.
Основные направления реализации проекта
Работа над проектом осуществлялась в 3 этапа
Мероприятия Цель
1. подготовительный этап
Особенности изучения архитектуры дошкольниками. Знакомство с понятием «архитектура» Познакомить детей с искусством проектировать и строить через рассматривание иллюстративного и видеоматериала.
Знакомство с профессией архитектора Учить определять, что общего у всех домов, чем они отличаются, выделять средства выразительности. Вызвать интерес к архитектуре, профессии архитектора
Научить детей, создавать план, эскиз Учить детей рисовать разные дома, передавая их форму, пропорции, научить выполнять предварительный проект
Знакомство с храмовой архитектурой познакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры : купол, арки, арматурный полог по периметру здания,
круглая часть под куполом.
Учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунке, пропорции, то есть научить выполнять предварительный проект.
Знакомство со сказочной архитектурой Познакомить детей со сказочными домиками и замками; показать детям все многообразие сказочных домиков; познакомить с истоками архитектуры (где зародилась архитектура, первые сооружения). Учит создавать эскизы в зависимости от характера персонажа, используя знакомые элементы декоративных украшений
Знакомство с народным деревянным зодчеством учить создавать макет избы; формировать интерес к традициям русского народа. Воспитывать устойчивый интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества
2. Основной этап
Замок для принцессы. Эксперимент с красками Познакомить детей с характерным строением дворцовых зданий. Продолжать учить детей выполнять коллективную работу с распределением ролей. Архитектор проектирует, строитель строит. Создать условия для проведения эксперимента с красками – создание оттенков, подходящих для замка принцессы.
Систематизация и проведение цикла игр.
«Строим дом». Эксперимент с водой: какая должна быть крыша Продолжать учить детей считывать информацию с чертежей, находить недостающие части дома. Закрепить знания основных частей дома: крыша, окна, двери, балкон, фасад. Учить детей выдвигать предположения, какой формы может быть крыша, путем проведения эксперимента доказывать свое мнение.
«Путешествие в историю жилищ людей». Экспериментирование, свойства камня, глины. Углубить знания детей об истории жилищ разного народа, расширить представления детей о различных строительных материалах. Продолжать знакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразности их использования опытно - экспериментальным путем;
Конструирование из природного материала. Эксперимент «Можно ли менять форму камня и глины?» Познакомить детей с материалами, используемыми в строительстве различных зданий. Экспериментально выявить свойства глины и камня
«Крепость». Эксперимент «Сравнение свойств материалов» Создать у детей представления об образе крепости. Познакомить с историей самой старой застройки городов. Выделить элементы архитектуры крепости (многогранные башни с дозорной вышкой, шаровым верхом.) провести экспериментальную экспертизу прочности материалов. Подвести к выводу, почему в данной местности использовался данный материал. Учить отражать полученные впечатления в аппликации.
Профессии – архитектор и строитель с элементами экспериментирования Продолжать знакомить детей с профессиями архитектор и строитель. Обогащать познавательные знания (знакомство с цементом, его свойствами и качествами); обогащать знания о строительных профессиях, показать их значимость; воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
«Флигель - украшение или…» Эксперимент «Почему дует ветер?» Познакомить детей еще с одним элементом украшения здания – флигелем. Дать представления о том, что иногда украшения возникали из суеверий людей. Экспериментально уточнить представления детей о свойствах воздуха
Экскурсия: знакомство детей с архитектурой родного города
Продолжать знакомить детей с архитектурой, путешествуя по родному городу. Создавать образ храма в рисунках. Воспитывать любовь к своему городу.
3. Заключительный этап
Создание «Архитектурной лаборатории» Создать условия, при которых дети самостоятельно могли бы распределить роли архитектора, строителя, учебного – экспериментатора, выполнять все требования заказчика
Работа с родителями
Подбор и выставка иллюстраций архитектурных сооружений;
Совместная работа «дом вчера, сегодня, завтра»;
Изготовление альбомов по архитектуре «Храмовая архитектура», «Народное деревянное зодчество», «Мировая архитектура»;
Родительский клуб «Создание макетов»
Обеспечение проекта :
Подбор методической литературы по темам «Конструирование в детском саду», «Экспериментирование в детском саду», «Знакомство с архитектурой»;
Подбор материалов для создания экспериментальной лаборатории мастерской для конструирования;
Подбор иллюстративного материала;
Подбор научно - мультипликационных материалов по теме архитектура «В гости к тетушке Сове», «Обучающие мультфильмы от Хрюши и Степашки»;
Подбор презентаций по архитектуре.
Ожидаемые результаты:
расширение представления детей о видах архитектуры;
умение делать обобщения об архитектурных сооружениях;
владение знаниями об архитектуре;
умение создавать проекты, используя шаблоны, строить по ним;
создавать эскиз или чертеж, планируя свои действия и действия других людей;
Выдвигать предположения, отбирать способы проверки.
Представленные вопросы позволяют проследить развитие у детей художественного восприятия архитектурных сооружений, уровень знаний об архитектуре, проанализировать эффективность реализации проекта.
Продукт проектной деятельности : расширение развивающей среды «Архитектурная лаборатория»