Ирина Припускова
Проект «Маленькая страна — это моя семья!» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников одно из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества, имена и отчества родителей, своего рода, родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Публикация «Проект „Маленькая страна — это моя семья!“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек.
Гипотеза: вовлечение воспитанников и их родителей в проектную деятельность будет способствовать формированию патриотизма, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственного развития дошкольников и налаживания тесного сотрудничества ДОУ и семьи в рамках патриотического воспитания детей.
Цель: воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
сформировать представления о понятиях «семья», «родители», «родные», «близкие»;
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность;
расширять кругозор и коммуникативные навыки детей;
обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Целевые ориентиры (характеристики возможных достижений ребенка): ребенок овладевает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; обладает начальными знаниями о себе и о своей семье.
Ожидаемые результаты в рамках взаимодействия с семьями воспитанников: обогащение детско – родительских отношений через опыт совместной деятельности; вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом.
Этапы реализация проекта
1 – этап: организационно – подготовительный
Задачи этапа:
определение проблемы через выявление знаний детей о своих семьях и о себе, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач проекта;
изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по теме проекта;подбор материала для реализации проекта;
создание необходимых условий для реализации проекта.
2 – этап: основной (цикл практических дел)
Задачи этапа:организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы проекта как в ООД, совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности.
3 – этап: заключительный
Задачи этапа:организация деятельности по изготовлению продуктов проекта.
4 – этап: контрольно – аналитический
Задачи этапа:
выявление показателей формирования у детей целевых ориентиров в ходе реализации проектной деятельности адекватных возрасту;
подведение итогов реализации проекта, определение перспектив дальнейшей деятельности;
презентация проекта для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО.
Реализация проекта
В начале организационно – подготовительного этапа проводились беседы с детьми с целью выявления знаний воспитанников о своих семьях и о себе. На основании полученных данных была определена проблема, выдвинута гипотеза и сформулированы цели и задачи проектной деятельности, указанные выше.
Решая поставленные задачи организационно – подготовительного этапа, изучалась и анализировалась нормативно – правовая база, методическая литература по организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и вовлечению в данную деятельность родителей (законных представителей) воспитанников.
Далее осуществлялась деятельность по подбору материала, форм и методов обучения и воспитания, адекватных возрасту детей и положениям ФГОС ДО, создавались условия для реализации проекта согласно требованиям стандарта. Так же был подобран материал (игровой, дидактический, для чтения, иллюстративный) для реализации проектной деятельности, которым была насыщена образовательная среда.
В начале основного этапа реализации проекта организовалась деятельность по введению воспитанников в тему, основываясь на методике «Трех вопросов». Совместно с детьми выбрали проект - создание семейного альбома группы и определили выход – развлечение для детей и родителей, посвященный Дню Матери.
Введение родительской общественности осуществлялась через предоставление информации в родительском уголке и группы и буклеты с рекомендациями об организации деятельности с детьми в домашних условиях.
Основываясь на интересах и индивидуальных предпочтений воспитанников во время основного этапа реализации проекта организовались все виды деятельности вокруг темы проекта как в ООД, совместной с воспитателем, так и самостоятельной деятельности.
Планирование деятельности в ходе основного этапа
1 неделя
ООД:
"Познавательное развитие" "Давайте познакомимся".
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Беседы "Моя семья", "С кем я живу".
Рассматривание семейных фотографий "Расскажи о своей семье".
ОБЖ "Если ты потерялся".
Пальчиковые игры: "Это я", "Моя семья", "Семья", "Раз уселась на скамейке".
Чтение художественной литературы: русская народная сказка "Три медведя", К. Жанэ "Братишки", А. Шибаев "Подружки", Д. Грабе "Мама", А. Усачев "Паповоз".
Дидактические игры: "Где чья мама?", "Запоминаем имена близких родственников".
Игры - ситуации: "Ремонт".
2 неделя
ООД:
"Познавательное развитие" "Мои братья и сестры".
"Художественно - эстетическое развитие" (лепка) "Пряники к семейному чаепитию".
"Художественно - эстетическое развитие" (рисование) "Подарок маме к празднику".
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Беседы "Что делала моя семья на выходных".
Рассматривание семейных фотографий "Расскажи о своей семье".
Пальчиковые игры: "Ладушки", "Моя семья", "Братцы", "Семья", "Раз уселась на скамейке".
Чтение художественной литературы: А. Барто "Младший брат", русская народная сказка "Козлятки и волк", И. Муравейко "Я сама", Р. Куликова "Моя мама лучше всех!", К. Ушинский "Вместе тесно, а врозь скучно".
Дидактические игры "Что мы делаем?", "Имена", "Запоминаем имена близких родственников".
Малоподвижная игра "Слово - движение".
Сюжетно - ролевые игры:"Ремонт", "Я водитель, как папа".
Игры - ситуации "Дочки - матери", "Семья обедает".
3 неделя
ООД:
"Познавательное развитие" "Бабушка рядышком с дедушкой. ".
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Рассматривание семейных фотографий "Расскажи о своей семье".
ОБЖ "Домашние любимцы".
Пальчиковые игры: "Моя семья", "Раз - шажок", "Братцы", "Раз уселась на скамейке", "Семья".
Чтение художественной литературы: М. Яснов "Самое доброе слово", К Ушинский "Петушок с семьей".
Дидактическое упражнение "Мой домашний адрес".
Дидактическая игра "Где чья мама?", "Запоминаем имена близких родственников".
Малоподвижная игра "Слово - движение".
Сюжетно ролевые игры "Ремонт", "Дочки - матери", "Я - водитель, как папа", "Семья обедает".
Праздник для детей и родителей "Мама - лучший друг!"
Во время контрольно – аналитического этапа реализации проекта были проведены беседы с воспитанниками с целью выявления знаний детей о себе и о своих семьях, в ходе которых была обнаружении положительная динамика.
По окончании проектной деятельности были получены следующие результаты:
• дети овладели навыками доброжелательных отношений и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, заботливого отношения к членам своих семей;
• малыши приобрели первичные представления о своих семьях;
• родители вовлечены в воспитательно – образовательный процесс, укрепляется заинтересованность в тесном сотрудничестве с педагогами ДОО;
• детско – родительские отношения обогатились опытом совместной деятельности.
Реализация проекта выявила ряд проблем, который определяет направления последующей деятельности по установлению тесных и доверительных отношений между педагогами и родителями через активное вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и детского сада.