Татьяна Чумичева
Проект «Люди разных профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
https://www.youtube.com/watch?v=6eERRBt_fy0&t=83s[/video]
МБДОУ КВ «Детский сад №7 «Ладушка» г. Дзержинкий Московская область 2018 год.
Учитель-логопед, воспитатель Чумичева Татьяна Евгеньевна.
Проект «Люди разных профессий»
Вид проекта : долгосрочный, информационный, познавательный, групповой.
Участники проекта : учитель-логопед Чумичева Т. Е., воспитатели Аверьянова Л. П., Аксенова М. О., родители: Кузнецова Т. В., Зенкова О. М., дети подготовительной группы компенсирующего вида.
Описание проекта :
Публикация «Проект „Люди разных профессий“» размещена в разделах
«Выберите профессию по душе, и Вам не придется работать ни одного дня». Конфуций.
На сегодняшний день мир многообразен, в потоке информации трудно ребенку определить, какая именно деятельность человека, является профессией, социально значимым делом для как самого человека, так и для общества. Встречи с людьми разных профессий, которые с увлечением рассказывают об особенностях своей деятельности - для детей это не просто экскурсия, говоря современным языком -это квест, приключение. Нам кажется, что только так, можно увлечь современного дошкольника, предложив ему для знакомства интересную профессию, а в качестве героя, человека, который расскажет о своей профессии и даст попробовать себя в его роли.
Одной из важнейших составляющих процесса социального и коммуникативного развития ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это самоопределение не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Профессиональное становление неразрывно связано с развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядным представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна определенная наглядная и эмоциональная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие самосознания, а также познавательный интерес к профессиональному миру, людям и предметам труда, к их занятиям.
«Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности» В. А. Сухомлинский.
Проект «Люди разных профессий» нацелен на знакомство детей с людьми разных профессий на практике : в библиотеке, на телевидении, в больнице и т. д., и формирования у детей понимания роли человека в выборе и осуществлении «своего дела». По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. Посещая учреждения нашего города, дети слушают, задают вопросы врачу, учителю, почтальону, и непременно хотят, когда вырастут, стать такими же. Такие мероприятия значительно обогащают жизнь дошкольников, расширяют их социальные и коммуникативные возможности, служат итогом по ведению всей работы по программе ранней профориентации дошкольников в ДОУ.
Цель проекта : формирование конкретно-наглядных представлений о мире профессий, развитие профессионального самосознания детей, и получение практических навыков общения с людьми разных профессий для обогащения социального и коммуникативного опыта.
Задачи проекта :
• пробуждение интереса к предлагаемой деятельности и
формирование реалистических представлений о труде людей, расширение кругозора и познавательных интересов;
• помощь в понимании детьми важности, необходимости каждой профессии;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие связной речи, воображения, памяти;
• развитие образного и пространственного мышления, побуждение детей к
творчеству и самостоятельности.
Ожидаемый результат:
• сформированный интерес к окружающему миру, полные знания детьми информации о профессиях, понимание значения слово «профессия». Рассказы детей об этих профессиях, умение высказывать свое отношение к той или иной профессии, овладение знаниями, какими качествами должны обладать люди данных профессий, какую носят одежду люди этих профессий, какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий?
• Развитие монологической и диалогической речи у детей, обогащение словарного запаса.
• Расширение сферы знаний и представлений о профессиях людей нашего города, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
• Организовать взаимодействие родителей и педагогов для проведения совместных мероприятий по данной теме, а также сформировать интерес у родителей продолжить с детьми изучать эту тематику в семейном кругу;
• Сформировать у детей сферу ответственности за выполнение трудовых обязанностей дома и в детском саду;
• Обеспечение активности у ребенка в сложном процессе становления его творческой личности.
Этапы реализации проекта : Работа по ранней профориентации ведется в нашем ДОУ КВ «Детский сад №7 «Ладушка» ведется по программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы) со средней группы по всем образовательным областям. В подготовительной группе эту работу мы сумели расширить и всю работу нацелили на итоговые мероприятия по каждому этапу проекта, которые предусматривают экскурсию и рассказ человека о своей профессии, а также погружение детей в профессиональную среду, знакомство с необходимыми инструментами и орудиями труда.
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Отобрать иллюстрации, видео презентации о профессиях.
3. Найти литературу, рассказывающую о профессиях
4. Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.
5. Подготовить экскурсии в детском саду, на предприятия города.
Основной этап:
Формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные, взаимодействие с родителями.
Речевое развитие: Лексическая тема «Профессии» (составление рассказа по картинкам).
Проведение НОД. Методы работы: обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме. Решение игровых ситуаций. Беседы, работа по картинкам, работа со словарем, с пословицами и поговорками о труде. Чтение художественной литературы о профессиях, выделение главного смысла произведения, умение задавать вопросы по тексту.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Изготовление учебно–дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, папки). Пополнение и обновление игровых зон. Конструктивно-модельная деятельность, приобщение к искусству.
Познавательное развитие.
Экскурсия по детскому саду, экскурсии по городу и знакомство с людьми разных профессий, познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением.
Социально-коммуникативное развитие.
Развитие самостоятельности, самообслуживания, трудовое воспитание. Формирование основ безопасного поведения.
Физическое развитие.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Календарно –тематический план по экскурсиям и творческим встречам с людьми разных профессий.
Мероприятие
(календарное время) Цель Этапы реализации Результаты
Знакомство с профессиями сотрудников детского сада
(сентябрь –октябрь) -сформировать представления детей о профессиях людей, которые работают в детском саду: повара, бухгалтера, воспитателя, медсестры, прачки, дворника, заведующего и т. д. -экскурсии в дошкольном учреждении на кухню, мед. кабинет, в бухгалтерию, в прачечную, к заведующему;
- обучение детей умению взять интервью, задать вопрос, поддержать диалог, сформулировать свою мысль, составить рассказ о профессии.
-расширение знаний о профессиях людей, работающих непосредственно с детьми;
- расширение представлений детей по лексической теме «Профессии»;
-обучение монологической речи и диалогу;
-обогащение словарного запаса.
Знакомство с профессией библиотекаря
(в течении года) -сформировать представления детей о работе библиотеки города Дзержинского;
-расширение представлений о профессии библиотекаря;
-привить желание записаться своей семьей в библиотеку и посещать ее;
-чтение книг по предложенной теме: «Сказки А. С. Пушкина», ко дню лицейского братства.
- чтение сказок С. Козлова, изучение его творчества и рисование рисунков по прочитанному.
- чтение сказок В. Сутеева, прослушивание лекции в библиотеке о творчестве этого писателя. -экскурсии в библиотеку и тесное сотрудничество с работниками по формированию интереса к чтению книг и знакомству с детскими писателями;
-запись родителей вместе с детьми в городскую библиотеку;
-изготовление с родителями самодельной детской книги с иллюстрациями;
театрализованные постановки: «Чипполино», «Муха- цокотуха»;
- конкурсы чтецов: читаем стихи А. С. Пушкина, ко Дню Победы
- участие в международной олимпиаде по русскому языку литературе в ДОК «Снейл» (1 победитель и 3 лауреата).
Знакомство с профессией почтальона
(ноябрь –декабрь) -познакомить детей с профессией почтальона;
-познакомить детей с электронным и бумажным письмом, посылкой и бандеролью;
-познакомить детей с оборудованием почтовых отделений: транспортером, штемпелевальной машинкой. -написание писем по разным адресам, заучивание своего домашнего адреса;
-изготовление поделки для отправка ее в посылке;
-просмотр презентаций, составлений рассказов, чтение книг о работе почтальона. -экскурсия в почтовое отделение;
-отправка писем в почтовом отделении;
- отправка коллективной
посылки в почтовом отделении;
-получение ответных писем;
-игра-квест «Посылка Деду Морозу»;
-победа в конкурсе «Лучшее письмо Деду Морозу» в усадьбе Кузьминки г. Москва.
-экскурсия в усадьбу Деда Мороза во дворец и на почту Деда Мороза.
Знакомство с профессией журналиста (репортера, оператора, телеведущего)
(январь-февраль)
-познакомить детей с профессией журналиста, оператора, телеведущего;
-продолжить знакомить детей с пониманием важности речевого высказывания, как главного инструмента в профессии журналист;
- познакомить детей с современным техническим оснащением телевидения. -составление рассказа: «Мое любимое время года», «Профессии моих родителей»;
- сюжетно-ролевые игры «Я-Журналист», «Я снимаю кино»;
- дидактические игры «Возьми интервью у товарища», «Озвучивание мультфильма»;
-просмотр презентаций о роли информационных коммуникаций в жизни людей, и о роли журналиста в жизни человеческого сообщества;
- составление книги рассказов детей по теме: «Мы журналисты».
-запись видео-роликов «Я журналист»;
-экскурсия на городское телевидение «Угреша;
-знакомство с телеоператором, диктором, журналистом их непосредственным местом работы (студией, операторской, и звукозаписывающей техникой;
-на телевидении дети попробовали себя в роли дикторов и дали свои первые интервью.
Знакомство с профессией пожарного.
(февраль –март) -формировать понимание значимости данной профессии для безопасности людей;
-познакомить со специальным оборудованием пожарных;
- -беседа с зам. по безопасности учреждения о правилах по поведения при пожаре;
-просмотр видео презентации о профессии пожарного;
-беседа с родителем, непосредственно связанным с этой профессией;
- рисование рисунков и изготовление поделок вместе с родителями на заданную тему. -экскурсия в городскую пожарную часть и знакомство непосредственно с пожарными;
- посещение машины пожарных, рассматривание оборудования: пожарного щита, рукава.
-примерка детьми одежды пожарного.
-вручение подарков и выражение благодарности сотрудникам пожарной части. г. Дзержинского.
Знакомство с разнообразием профессий врача
(апрель) -формирование понимания у детей необходимости сохранять здоровье и вести здоровой образ жизни;
актуализировать у детей знания о профессии врача и многообразии узких специализаций;
-расширять представления детей, что врач древняя и важная профессия сохранения здоровья людей. -чтение книг о профессии врача;
-просмотр детских передач и мультфильмов о роли врачей разных специальностей для жизни людей;
-С/р игры
«Поликлиника», «На приеме у врача»;
-слушание рассказов и детей о родителях врачах, и семейных династиях врачей. -посещение городской поликлиники и знакомство с главным врачом;
-посещение вместе с ним кабинетов: здорового ребенка, хирургического, прививочного, охраны зрения, ЛФК и др.
-обсуждение с врачом, проводившим экскурсию, важности и нужности прививок.
Знакомство с профессией учитель
(апрель-май) -формировать у детей представления о школьной жизни;
- уточнить с детьми роль учителя для детей в школе;
-расширять представления детей о разнообразие специальности учитель (математики, физики, химии и т. д., как и многообразии школьных предметов. -беседа с детьми по лексической теме: «Школа»;
-с/р игра «Школа», «На уроке математике»;
- опрос детей родителями на тему: «Что такое школа и что там делают?»;
-изготовление родителями газеты (подарка) на тему: «Наши размышления о школе!» для учителя Смирновой Е. В. и ее учеников.
-рисование на тему: «Моя школа» -экскурсия в школу (Лицей №6 «Парус» и встреча с учителем начальных классов Смирновой Е. В. ;
- посещение музей школу и экскурсия в прошлое нашей страны с хранителем школьного музея;
- посещение школьной библиотеки и беседа со старшеклассниками о том, чему учат в школе;
-посещение детьми кабинетов химии, биологии, математики, спортивного зала и бассейна;
Знакомство с профессией наших родителей.
Профессия инженер-энергетик.
(май) -расширять представления детей о профессии энергетик, объяснить назначение основных зданий и оборудования;
-познакомить детей с основным назначением такого предприятия нашего города, как ТЭЦ-22;
-сформировать у детей желание после того, как они вырастут, работать на этом предприятии города, ка некоторые их родители. -просмотр презентации о назначении тепло-
электростанции;
-наблюдение из окна за видимыми архитектурными сооружениями ТЭЦ и обсуждение их назначения;
- рассматривание открыток и книг о ТЭЦ -22 и обсуждение истории ее строительства в нашем городе.
- с\р игра «Я экскурсовод» - встреча с Кузнецовым А. Н., дедушкой нашего воспитанника и знакомство с профессиями электрик, энергетик;
-беседа детей с Николай Андреевичем и ответы на вопросы.
Знакомство с профессией наших родителей.
Профессия инженер- ракетостроитель
(июнь) -познакомить детей с профессиями людей, которые работают на таком градообразующем предприятии как ФЦДТ «Союз» г. Дзержинского;
-сформировать представление детей о профессии инженер-ракетостроитель. -чтение книг об истории нашего города и создании предприятия ФЦДТ «Союз», о заслугах этого предприятия в военные годы нашей страны;
- знакомство с видео материалами о создании на предприятии топлива для ракетно-зенитных установок «Катюша», для ракет разного вида дальности, для космических беспилотных установок;
-изготовление макетов ракет из картона для творческого конкурса. -тематическое занятие, посвященное истории предприятия ФЦДТ «Союз» г. Дзержинского;
- посещение краеведческого музея, зала, посвященного Жукову Б. П. и знакомство с биографией академика;
-экскурсия в торговый центр к памятным установкам «Катюша» и
«Ракета»;
- тематическое занятие и знакомство с биографией Б. К. Громцева, почетного жителя города Дзержинского.
Знакомство с профессией художник.
(в течение года) -закрепить у детей понимание слов творческая профессия художник;
-расширять представления детей о видах и жанрах живописи и скульптуры;
- формировать у детей представление о профессии художника, как виде работы для создания продукта эстетического значения для людей и общества;
-знакомить детей с разнообразными узкими специализациями этой профессии : скульптор, резчик по дереву, художник –модельер. -просмотр видео материалов и презентаций «Виды живописи и скульптуры»;
- виртуальные экскурсии в Третьяковскую галерею, музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина г. Москва;
-знакомство с русскими народными промыслами Подмосковья;
-рисования на тему6 «Памятники нашего города»;
-творческие конкурсы на лучший рисунок по темам:» Весенний пейзаж», «Портрет мамы». «Натюрморт из цветов»;
-знакомство с творчеством художников-графиков и иллюстраторов.
-экскурсия в КЭЦ города и знакомство с профессией художника- скульптора: резчика по дереву;
-посещение городской картинной галереи и знакомство с разными видами и жанрами живописи;
-роспись глиняной игрушки в художественной мастерской;
-экскурсии к разным памятникам в нашем городе и изучение истории создания памятника в сквере А. С. Пушкина, пл. Дмитрия Донского, памятника Ф. Э. Дзержинкого и других.
Знакомство с профессией полицейского, сотрудника ГБДД, юриста.
(август-сентябрь, и в течении года) -продолжить знакомить детей с такими социально-значимыми для общества профессиями как полицейский;
-формировать понимание о сложности и предназначении полицейского или сотрудника ГБДД как человека, служащего для поддержания порядка и соблюдения закона.
-знакомство с профессией следователя, юриста. -чтение книг, просмотр видео материалов по данной теме;
-создание картотеки сюжетно-ролевых и подвижных игр на тему: «Соблюдай правила дорожного движения», «Моя профессия-полицейский».
-знакомство детей с основным законом нашей страны «Конституцией РФ» и статьями, касающимися их прав и обязанностей;
-составление рассказов и рисование на тему: «Я имею право».
-экскурсии по городу и закрепление знаний правил дорожного движения, дорожных знаков и разметки;
- встречи с сотрудниками ГБДД и беседы о правилах дорожного движения;
-встреча с родителем и беседа о профессии юриста;
- досуги и тематические занятия по правилам дорожного движения;
-квест-игра «Я –следователь-полицейский. Ищем вора.»
Взаимодействие с родителями
1. Анкета для родителей "Я и моя профессия"
2. Изготовление коллажей «Моя будущая профессия»
3. Мастер - класс по профессиям с родителями : продавца, инженера -энергетика, юриста.
4. Экскурсии в городские учреждения: почту, в пожарную часть, телевидение Угреша, детскую поликлинику, КЭЦ (знакомство с профессией художника) и т. д.
5. Консультации для родителей.
6. Заключительный этап
• Выставка творческих работ детей
• Викторины по теме
• Пополнение игровой зоны
• Пополнение настольных игр
• Пополнение дидактических игр по теме
Таким образом, мы, педагоги удовлетворены промежуточными результатами проекта и планируем продолжать проектную деятельность в этом направлении на уровне всего учреждения. В ходе проекта дети проявляли интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду. Также мы с детьми проделали большую творческую работу. Детям очень понравилось дарить свои рисунки и совместные творческие работы людям, которые рассказывали им о своей профессии : учительнице, врачу и пожарным, художнику.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
У дошкольников сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Собран и систематизирован материал на тему: «Мое первое интервью». Дети познакомились с интересными и творческими людьми, которые любят свою профессию : педиатром, заведующим детской поликлиникой Барковым М. М., учителем, завучем начальной школы Лицея № 6 «Парус» Смирновой Еленой Васильевной, с работниками почты и телевидения.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют сюжетно-ролевые игры, связанные с ранее полученными знаниями, используют для этой цели атрибуты и наряды, владеют профессиональной терминологией.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.