Наталья Акатьева
Проект «Лук-лучок». Посадка лука и изучение его полезных свойств
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта «Лук-лучок»
Автор: воспитатель 2 группы раннего возраста №1, МБДОУ детский сад №8 г. Нижний Ломов, Акатьева Наталья Ринатовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 15.03.2021- 31.03.2021г.
Тип проекта : проектно-исследовательский.
Участники проекта : дети, воспитатель.
Возраст детей: вторая группа раннего возраста (3 года).
Публикация «Проект „Лук-лучок“, Посадка лука и изучение его полезных свойств» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Проблема проекта : Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Актуальность:
При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Лук-зеленый друг», и предложить детям посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде. Еще лук богат витаминами, используется как лечебное средство в народной медицине.
Цель:- вызвать у детей интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях.
- узнать о его пользе.
- заинтересовать детей этапами проведения опыта.
- расширять знания детей и родителей о видах и свойствах лука.
Задачи проекта :
Для детей:
-сформировать представления о луке;
- учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
- закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
- наблюдать за изменениями роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
- учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
- научить детей видеть результат своего труда.
- вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно - исследовательскую деятельность.
-воспитание бережного отношения к растениям, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
Для педагогов:
- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;
- создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности в группе.
- пополнить развивающую предметно - пространственную среду по теме проекта (по поисково-исследовательской деятельности).
Форма проведения итогового мероприятия: Создание огорода на окне.
Название итогового мероприятия: Организация «Витаминного оазиса», посадка лука и наблюдение за ним.
Продукт проекта : «Витаминный оазис»
Для детей:
- рисование «Зеленый лучок».
- лепка «Лук наш друг».
Для педагогов:
- организация огорода на окне «Витаминный оазис».
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Для детей:
- формирование у детей знаний и представлений о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой;
- формирование умений и навыков при посадке и ухаживании за луком, знакомство с условиями его содержания.
- формирование знаний о пользе зеленого витамина.
- формирование знаний о поговорках, пословицах, загадок про лук.
- развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
- расширение кругозора и мыслительной деятельности.
Для педагогов:
- активное взаимодействие всех участников отношений в процессе посадки и выращивания огорода на окне.
Этапы реализации проекта.
1 этап - Подготовительный этап
- определение темы проекта;
- разработка перспективного плана проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи.
- консультация для родителей «Зеленый лук от семи недуг».
- предложить детям принести из дома луковицы для посадки.
- задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук».
- разбивка грядок на подоконнике
2 этап – Основной (исследовательский)
- рассматривание лука
- посадка лука в землю, в воду.
- беседы.
- чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы)
- дидактические игры.
- художественное творчество.
3 этап – Заключительный
- выставка детского творчества
- рецепты от родителей «Делимся рецептами салатов».
- огород на окне «Витаминный оазис»
- совместная деятельность детей и взрослых.
Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Работа воспитателей с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы: организованная образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов и иллюстраций, продуктивные виды деятельности.
Познавательное развитие:
Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и в земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
- беседы: «Что ты знаешь о луке?», «Что такое лук»? «Для чего на подоконнике огород»?; «Зачем нам нужен лук»; «Полезные свойства лука».
- рассматривание иллюстраций и фотографий по теме «Лук – зеленый друг».
- рассматривание альбома «Лук, какой он».
Дидактические игры: «Один - много»; «Угадай по описанию»; «Что за овощ?»; «Угадай, чего не стало»; «Узнай и назови»; «Что в корзиночек лежит»? «Во саду ли в огороде»; «Найди пару-овощи»; «Где растет»?; «Что лишнее»?; «Сложи картинку».
- разгадывание загадок о луке.
Социально- коммуникативное развитие:
Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к природе и к труду товарищей.
- беседы «Что нужно растениям для роста?», «О пользе лука».
- словесные игры: «Назови ласково»;
- сюжетно - ролевые игры: «Повар»; «Магазин».
Художественно- эстетическое развитие:
Развитие навыков раскрашивания и навыков лепить из пластилина, развивать чувство формы. Воспитывать самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.
- Рисование: «Зеленый лучок».
- лепка «Лук наш друг».
- раскрашивание раскрасок: «Овощи», «Лук», «Лук от семи недуг»
и т. д.
Речевое развитие:
Совершенствование умений видеть, окружающую, себя красоту природы и отражение увиденного, и прочитанного на рисунках. Разучивание стихов, поговорок и пословиц о луке.
- чтение сказок про лук: «Три брата луковки», «Луковая семья», «Лук на грядке» И. Ревю.
- беседы: «Какой бывает лук?», «каких витаминов много в луке?» и т. д.
- разучивание стихотворения Л. Громовой «Лук», Е. Жуковской «Лук», Т. Казыриной «Лук» и т. д.
- речевые игры: «У бабушки на грядке выросли загадки», «Доскажи словечко».
- пальчиковая гимнастика «Лук», «Овощи».
Физическое развитие:
формирование представлений о здоровом образе жизни.
- подвижная игра «Передай овощи», «Кто быстрей уберет овощи в корзинку», «Расти, расти, лучок».
Мероприятия по работе с родителями.
- консультации: «Зеленый лук от семи недуг», «Польза лука для детей».
- индивидуальные беседы: «Чем хорош лук?», «Лук репчатый» и др.
- пальчиковые игры: «Овощи»; «Лук».
- памятка для родителей: «Чеснок и лук – нам лучший друг». Профилактика простудных заболеваний.
- домашнее задание «Наш лук». Посадка лука дома на окне и наблюдение за ним.
Результаты проектной деятельности :
В результате проведения данного проекта «Лук - зеленый друг» у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления об овощах, о зеленом луке его свойствах и полезных качествах.
- у детей сформировались определенные знания и умения при посадке лука, ухаживании за ним, его наблюдения;
- повысился познавательный интерес детей к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;
- произошло расширение кругозора, мыслительной деятельности;
- развития у детей творческих способностей;
- в ходе данного проекта была проведена выставка детского творчества «Зеленый лучок».
- воспитанники и их родители приняли активное участие в организации и выращивании огорода на окне «Витаминный оазис».
Фотоотчет к проекту «Лук - зеленый друг»
Спасибо за внимание!
Рубрика «Загадки про лук»
***
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
***
Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слёз доведу. (лук)
***
Жёлтый, а внутри он бел. Даст пучок зелёных стрел.
Лишь порежь его, тотчас слёзы выступят из глаз. (лук)
***
Наш огород в образцовом порядке: как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг – пики зелёные выставил. (лук)
***
Прежде, чем мы его съели, все наплакаться успели. (лук)
***
Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети? (лук)
***
Сильно плачут все вокруг, если мама режет. (лук)
***
Сидит Федосья, распустивши волосья. (лук)
***
Зелёненькая птичка в землю снесла яичко. (лук)
***
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (лук)
***
У красного быка девять кож.
Кто будет их обдирать – будет плакать и рыдать. (лук)
***
Сидит баба на грядках, вся в заплатках,
Кто заплатку оторвёт, всяк заплачет и уйдёт. (лук)
***
Не бьёт, не ругает, а от него плачут. (лук)
***
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (лук)
***
Скинули с Егорушки золотые пёрышки –
Заставил Егорушка плакать и без горюшка. (лук)
***
Из земли пучком торчат три зелёные стрелы.
Их положат не в колчан, а в кастрюлю или в миску,
На тарелку или в чан. (лук)
***
Стоит поп на грядке – заплатка на заплатке. (лук)
***
Пришёл барин с грядки, весь в заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет. (лук)
***
И зелен, и густ на грядке вырос куст. (лук)
***
Растёт на грядках, весь в заплатках.
Кому заплатки снимать – тому слёзы проливать. (лук)
***
Пришли пани в жёлтом сарафане,
Начали раздевать, стали плакать и рыдать. (лук)
***
Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный… (лук)
Сказка про лук "ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ"
«Мальчик Илюша был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюше подбежали три мальчика: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.
— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:
— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.
— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.
— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.
— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.
— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.
— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!
— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.
— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.
— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.
— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.
— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.
— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.
— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый
Стихи про лук.
Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий.
Стрелочкой зелёной
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово.
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы!
«Посмотри – зелёный лук»
Автор: Ирис Ревю
Посмотри — зелёный лук.
Он рядком стоит, не в круг.
С луком вкусны пироги.
Все не съесть мне – помоги!
«Словно мячик»
Автор: В. П. Сибирёв
Уродился нынче лук –
Кругл на редкость и упруг,
Словно мячик непослушный,
Прямо катится из рук!
Но ему не по нутру,
Если снимешь кожуру, —
Так глаза тебе защиплет,
Что забудешь про игру.
СКАЗКА О ЛУКЕ
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг?
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?.
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнё с: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.
Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик!
Людмила Уланова
Сказка про лук
В сказке про лук происходят удивительные события. Лук — он высокий, полезный, красивый. А еще, оказывается, и доброжелательный.
«Лук на гряде»
Автор сказки: Ирис Ревю
На одной солнечной аккуратной грядке в Огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с грядой куст Чёрной Смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня…Земля взбугрилась, словно её изнутри кто-то переворошил.
— Что там происходит? – напряжённо думал Черносмородиновый куст.
Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки, веселые зеленые ростки.
— Ты кто, друг? – спросил Черносмородиновый куст у одного из ростков.
— Я друг, я Лук, — ответил росток. — Люди говорят, что лук от семи недуг. Это я сам слышал, когда был еще незаметен. А ещё они говорят, что во мне много витамина С. А он укрепляет здоровье!
— Вот здорово! — сказал куст Чёрной Смородины. И во мне тоже много этого витамина. Как нам с тобой повезло! Давай дружить!
С этого момента Лук и куст Чёрной Смородины подружились. В ненас
тную погоду крепкий куст прикрывал своими ветвями ростки Лука. В жаркий полдень
Черносмородиновый куст давал спасительную тень. Лук тоже помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей огородных культур.
Огородная дружба крепкая!