Кулакова Елена Павловна
Проект «Культурное наследие Вятского края — игрушка из Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Культурное наследие Вятского края - игрушка из Дымково»
Добрый день, вашему вниманию представляем познавательно-творческий проект «Культурное наследие Вятского края - игрушка из Дымково»
В целях сохранения культурных традиций, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов России 2022 год был объявлен Указом Президента РФ В. В. Путина Годом культурного наследия народов России.
Публикация «Проект „Культурное наследие Вятского края — игрушка из Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
1. Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, народным декоративно-прикладным искусством, формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.
Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности человека, поэтому именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, мудрости предков, их культуре и обычаям. При знакомстве традициями своего народа у детей закладываются предпосылки патриотизма и любви к своей малой родине, к России.
2. В современную эпоху быстрого развития цифровых технологий, незаслуженно забытыми становятся традиции наших предков: детям мало знакомы народные промыслы, народные игры, праздники.
Как говорил советский и российский культуролог, Дмитрий Сергеевич Лихачёв — «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи».
1. Зачастую, в образовательных программах дошкольного образования недостаточно внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому формируемая часть образовательной программы нашего детского сада содержит культурные практики по данному направлению, где особая роль принадлежит знакомству дошкольников с дымковской игрушкой.
2. Очевидно, что знакомство с дымковской традицией, целенаправленное обучение детей лепке и росписи игрушек позволяет сформировать изобразительные навыки у детей, развивает творческую инициативу, уверенность, самостоятельность.
1. Однако, в рамках реализации данного направления программы недостаточно обучить детей навыкам изобразительной деятельности, нас заинтересовала проблема передачи детям знаний культурного наследия и достояния Вятского края, а ныне Кировской области. Для этого мы решили разработать и реализовать проект под названием «Культурное наследие Вятского края - игрушка из Дымково».
2. Дымковская игрушка — одна из старейших игрушек в России, родившаяся в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это заречная территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки в наше время называют «Кировскими игрушками».
1. Дымковская игрушка существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из глины.
2. Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Их продавали на ярмарке в весенний праздник Свистунья («свистопляска»). В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была ярко расписанная глиняная свистулька. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.
1. Сегодня мастерство, как и прежде, бережно передается «из рук в руки» от опытных мастериц молодым, тем самым сохраняется преемственность поколений в народном художественном промысле.
2. С современными уникальными экспонатами дымковской игрушки коллективу нашего детского сада посчастливилось познакомиться летом 2021 года в музее Преображенского монастыря г. Кирова во время экскурсии «Старая Вятка».
1. Здесь собранные буквально за несколько лет 170 экспонатов открывают картину монастырской жизни. Всю гамму красок подробно и очень по-вятски изобразила дымковская мастерица Людмила Верещагина в композиции "Праздник Преображения". Мы были глубоко тронуты красотой, неповторимостью, художественной ценностью выставки.
2. Несомненно, передача культурных ценностей вятского края – важная сторона духовно-нравственного воспитания поколения, подрастающего на примерах роботов-трансформеров, безликих ли зунов и монстров.
1. Главный смысл, гипотеза нашего проекта заключается в передаче культурного наследия вятской дымки, пробуждение чувства принадлежности своему народу, предпосылок глубокой любви к малой родине.
2. Наш проект - познавательно-творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы и родители.
Продолжительность проекта – 4 месяца
Цель проекта : Организация познавательной, художественно-продуктивной и творческой деятельности через ознакомление с промыслом дымковской игрушки.
1. Задачи проекта :
• Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
• Сформировать представления об элементах дымковской росписи.
• Развивать познавательную активность.
• Воспитывать духовно-нравственные, патриотические качества дошкольников с помощью детского игрового фольклора, устного народного творчества, посещения краеведческого музея города Котельнича и детско-юношеской библиотеки им. А. С. Пушкина.
2. В ходе реализации данного проекта дети получат знания об истории возникновения дымковской игрушки, ее разнообразии и видах, знания русских народных песен, пословиц, поговорок, сказок по теме проекта.
1. Продолжится закрепление умений применения приемов лепки фигуры дымковских игрушек; использования приемов рисования отдельных элементов росписи.
2. Также продолжится формирование социально-значимых качеств у детей и взрослых, таких, как уважение к традициям Вятского края, чувство гордости за свою малую родину; умение видеть красоту окружающего рукотворного мира, желание созидать, творить и создавать.
1. В ходе реализации проекта пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы, прогулочный участок будет украшен дымковскими снежными фигурами. Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.
2. Традиционно проект включает в себя 3 блока – подготовительный, основной и заключительный. 1 блок – подготовительный: На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, сформулировали задачи, спланировали содержание с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей. Подобрали иллюстрации и альбомы, наглядные пособия, художественную литературу, глиняные игрушки, изготовили дидактические и настольно-печатные игры. Составили цикл бесед с детьми, консультации для родителей. Так же разработали конспекты занятий, презентации об истории появления дымковской игрушки и ее росписи.
1.2 блок – основной (практический) : В ходе основного этапа реализации проекта «Культурное наследие Вятского края - игрушка из Дымково» использовались разнообразные формы работы с детьми.
При посещении краеведческого музея города Котельнича мы стали участниками одного из любимых детских музейных занятий «Чудо народной культуры», посвященного дымковской игрушке.
2. Ребята узнали о старейшем художественном промысле Кировской области, возникшем много лет назад и сохранившем популярность не только в нашей стране, но и за ее пределами. Сотрудники музея рассказали об истории возникновения и процессе изготовления дымковской игрушки, ее основных сюжетах.
1. На творческом часе в детско-юношеской библиотеке им. А. С. Пушкина дошколят познакомили с народными промыслами, особое внимание уделили Дымковской слободе. Детям рассказали о мастерицах, работающих в Кировском центре народного художественного промысла, о том, какого цвета дымковские игрушки, какие узоры используются при росписи, какие образы можно увидеть в дымковских игрушках. А увидеть можно лошадку, петушка, оленя, барана, барышню.
2. Рисование и лепка играют важную роль в развитии дошкольников. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. На занятиях по изобразительной деятельности при обучении элементам лепки и росписи дымковской игрушки дети почувствовали себя настоящими мастерами и мастерицами, они самостоятельно лепили и расписывали дымковские игрушки. Так научились дети приемам росписи дымковской барыни, лошадки, козлика. Лепке лошадки,уточки и петушка.
1. Дошкольный возраст является важной ступенью для формирования речевых навыков. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы дети разучили пальчиковые игры: «Дымковские барышни», «Моя лошадка», «Петух», инсценировали знакомые сказки с использованием дымковских игрушек, познакомились с литературным творчеством поэтов Леонида Дьяконова, Татьяны Неуныловой, Галины Громыко и заучили их произведения.
2. На занятиях по музыкальной деятельности узнали о происхождении и разнообразии игрушек – свистулек, научились на них играть. Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих).
1. Дымковская свистулька сделана из глины и, как правило, лепилась в виде зверей. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин.
2. Наши свистульки стали украшением оркестра ложкарей, который звучал на веселом празднике Масленицы в детском саду. В тот день дошколята водили хороводы, играли в подвижные игры - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Пройди в воротца», «Заря заряница».
1. Самостоятельная деятельность детей – это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Нами создана развивающая предметно- пространственная образовательная среда, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В уголке изобразительной деятельности дети самостоятельно рассматривали альбомы с видами росписи дымковской игрушки, рисовали, лепили и расписывали «дымковское чудо». В результате у нас появилась полочка «Мастера и мастерицы», на которой размещаются выставки детских работ.
2. Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна детям и находит свое отражение в игре. Свою выдумку, впечатление из окружающей жизни они воплощают в живые образы и действия. Для самостоятельных игр и инсценировок, с помощью родителей, групповой уголок театрализованной деятельности пополнился сшитыми дымковскими фартучками и кукольным театром.
1. Для закрепления полученных знаний дошкольников о дымковской игрушке, а также развития речи, мелкой моторики, умения работать сообща и договариваться, были изготовлены настольные дидактические игры такие как: «Подбери узор», «Дымковские пазлы», «Разрезные картинки», «Наряди барыню», «Дымковское лото» и другие.
2. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулки оказывают большую помощь в формировании умения видеть красоту нерукотворного мира. На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к свой земле, русской природе и нашему народному творчеству. На прогулочном участке детского сада совместно с детьми и родителями построены снежные дымковские фигуры, украшенные цветными полосками, волнистыми линиями, горошинами и кругами.
1. Родители стали непосредственными участниками нашего проекта. На страничке группы размещались консультации на темы: «Знакомство с дымковской игрушкой», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», фотографии с мероприятий детского сада, выставок творческих работ, видеоматериалы. Дома родители беседовали с детьми о дымковских игрушках, рисовали их, лепили, заучивали стихи.
2. С целью выявления уровня знаний дошкольников о дымковской игрушке на заключительном этапе была проведена викторина «Дымковское чудо», организована выставка детских работ, в группе создан мини-музей дымковской игрушки. Пополнилась и обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы. Результаты проекта оформлены в виде альбомов и презентаций.
1. В процессе реализации данного проекта у 95% детей группы сформировались стойкие знания об истории и промысле дымковских игрушек, элементах узора и росписи.
2. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве Кировских мастериц, а знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов способствовало формированию у детей любови к Родине, истории своего народа.
1. Продукты нашего проекта предоставлены членам жюри - это различные альбомы с видами росписи дымковской игрушки, работами детей группы, информацией о Кировских мастерицах. Проект получился увлекательным, насыщенным. По нашему мнению цель данного проекта реализована, все задачи выполнены.
2 Сохранение культурного наследия, культурных традиций необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста. Без знаний народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание, которое приобретает особую актуальность в наши дни.
1. Хочется закончить свое выступление словами советского педагога, писателя Василия Александровича Сухомлинского
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»