Юматова Наталья
Проект в средней группе «Культурное наследие и семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта : «Культурное наследие и семейные ценности»
Вид проекта : творческий, познавательно – игровой, групповой.
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: долгосрочный.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Публикация «Проект в средней группе „Культурное наследие и семейные ценности“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Средняя группа
- Темочки
Разделы программы, содержание которых включено в проект : познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность.
Место реализации проекта - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Родничок»
Актуальность проекта
Сохранение культурного наследия народа,
его совершенствование по мере развития
общественного сознания является необходимым
условием существования как нации.
Ценность народных традиций огромна,
а их утрату не восполнить никакими
материальными благами.
Россия — красивая, достойная и многогранная страна с многовековой историей, уходящей своими корнями глубоко в первое тысячелетие.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. В семье воспитание детей должно строиться на любви, традициях, личном примере родителей и близких. И какую бы сторону развития ребёнка не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира, современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания детей, оттесняя на второй план семью.
К сожалению, современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Им некогда. Наблюдается исчезновение семейных традиций, некий распад преемственности поколений.
Однако именно семья-это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Именно семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции.
Данный проект предусматривает реализацию плана работы по пропаганде семейных ценностей, традиций с привлечением родителей дошкольников.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через углубленное изучение традиций своей семьи и культуры народов.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов;
-формировать представления детей о семье, семейных ценностях, традициях.
- вовлечь детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
- обогатить словарный запас детей;
- развивать коммуникативные навыки и умения;
- воспитать нравственно – патриотические чувства, любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю.
Краткое содержание проекта
Подготовительный этап:
Для успешной реализации проекта важно подобрать информацию в методической, научно-популярной, художественной литературе, журналах и интернете. Подобрать наглядный и дидактический материал.
Весь собранный материал необходимо систематизировать для того, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать его, составлять рассказы, рассуждать.
Работа должна идти в тесном сотрудничестве с родителями. Для этого необходимы рекомендации и консультации для родителей.
Основной этап:
В средней группе идет представление материала последовательно в течение всего учебного года в форме интегрированных занятий, сюжетно-ролевых, дидактических игр, праздников по темам.
Дети будут знакомиться с народными литературными произведениями, песнями, с понятием Родина, культура народов, мой край, семья, семейные ценности, традиции. Получать информацию о национальных костюмах, посуде, жилище, игрушках. Так же будут получать представление о разнообразных орнаментах и их значениях у разных народов. Дети будут учиться рассуждать, анализировать.
Надеемся, что наш проект привлечет как можно больше родителей и напомнит им, что дети — обязательное и главное звено в процессе формирования и передачи семейных традиций. Они должны участвовать во всех семейных начинаниях. Семейные традиции, обычаи и праздники лежат в основе культуры каждого народа. Именно на них воспитывается каждое новое поколение. В трудные периоды жизни именно это позволяет уцелеть семье.
Заключительный этап:
Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными задачами.
Провести итоговое мероприятие в форме выставки, в которой будут участвовать родители и дети средней группы
Ожидаемые результаты
Сформированность у детей представления об истории русского народного костюма, головных уборов;
Сформированность у детей бережного отношения к предметам быта, произведениям народного творчества;
Овладение воспитанниками знаний о дружной, крепкой семье, истории, семейных традициях;
Раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания;
Повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Объем и содержание работ.
Направления
деятельности Содержание деятельности Сроки реализации Исполнители и
соисполнители
Работа с детьми Подбор методической,научно-популярной,художественной литературы Сентябрь-ноябрь Воспитатели
Работа с детьми Составление плана работы по реализации проекта Сентябрь-ноябрь Воспитатели
Работа с детьми Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала Сентябрь-ноябрь Воспитатели
Работа с детьми Создание предметно-развивающей среды : оформление «Патриотического центра» Сентябрь-май Воспитатели
Работа с детьми Подбор слайдов, видеофильмов,аудиозаписей Сентябрь-ноябрь Воспитатели
Работа с детьми Проведение родительского собрания Ноябрь Воспитатели
Работа с детьми Знакомство детей с литературными произведениями: чтение, прослушивание аудиозаписей 1 раз в неделю Воспитатели
Работа с детьми Рассматривание иллюстраций национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек 1 раз в неделю Воспитатели
Работа с детьми Рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и костюмах народов России 1 раз в неделю Воспитатели
Работа с детьми Беседы с детьми: о семейных традициях и праздниках.
«Улицы моего города»,
«Край, в котором мы живем»,
«Мой дом, моя семья» В течение реализации проекта Воспитатели
Работа с родителями Создание семейных альбомов, семейного древа, герба. Составление рассказов о семейных традициях В течение реализации проекта Воспитатели
Работа с детьми
Проведение настольно-печатных, дидактических и словесных игр 2 раза в неделю Воспитатели
Работа с детьми Проведение сюжетно-ролевых игр:
«Профессия моих родителей»,
«Семья»,
«Путешествие» 1 раз в три месяца Воспитатели
Работа с детьми Рисование:
«Составь узор»,
«Подбери орнамент» 1 раз в месяц Воспитатели
Работа с родителями Консультации по теме проекта, привлечение к участию в проведении тематических развлечений В течении реализации проекта Воспитатели
Работа с родителями Привлечение родителей к совместному изготовлению кормушек, скворечников, семейных гербов, альбомов В течении реализации проекта Воспитатели
Работа с детьми и родителями Выставка изготовленных семейных гербов, альбомов, фотографий совместных работ родителей и детей Декабрь-май Воспитатели
Формы предоставления результата
1. Презентация
2. Сборник консультаций для родителей
3. Выставка семейных альбомов, гербов
4. Представление альбома «Наша группа»