Наталия Топильских
Проект «Куклы наших бабушек» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Радуга"
Автор проекта :
воспитатель
1 квалификационной
категории
Топильских Н. С.
п. ЛевТолстой 2017 год
Тип проекта :
информационно – творческий, групповой.
Образовательные области:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно – эстетическое;
- социально – коммуникативное.
Продолжительность проекта :
средней продолжительности
(1- 30 ноября 2017г.)
Участники проекта :
Публикация «Проект „Куклы наших бабушек“ для подготовительной группы» размещена в разделах
-дети подготовительной группы,
-воспитатель;
-родители.
Актуальность темы:
Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много разных красочных игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка.
Нашу культуру одолевает засилье массовой западной культуры, например кукла Монстер Хай- кукла мертвец, у которой торчат клыки с рогами и шрамы по всему телу, а вместо кроватки у неё гробик. Такие куклы негативно влияют на неокрепшую детскую психику. Куклы-монстры закладывают в психику ребенка возможность суицида, приучают девочек к вульгарщине, воспитывают агрессию, злобность, искажают восприятие красоты, закладывают в психику ребенка уродливо искривленные ростки будущей личности, нарушения, которые, возможно всю оставшуюся жизнь будут мешать жить. Ведь игрушки и окружающие предметы – это то, с чем ребенок себя идентифицирует. Пора всерьез задуматься о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель проекта :
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи проекта :
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3. Учить детей изготавливать кукол своими руками.
4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Роль родителей в реализации проекта :
- Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта;
- Консультации: «Кукла «Монстер Хай»- чем она опасна!»;
- Оказание помощи детям в изготовлении тряпичных кукол.
Предполагаемый результат:
В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных кукол - оберегов, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.
Повыситься уровень познавательного развития.
Дети будут знать:
Названия видов русских народных тряпичных кукол;
Историю возникновения тряпичных кукол;
Традицию создания и применения кукол - оберегов.
Дети будут уметь:
Определять вид тряпичной куклы;
Знать для чего данная кукла использовалась;
Самостоятельно или с помощью взрослого изготавливать тряпичную куклу.
Продукты проектной деятельности :
Создание мини - музея «Куклы наших бабушек»;
Альбом «Куклы – обереги и техника их изготовления»;
Альбом «Кукла моей мечты» (рисунки детей);
Презентация по итогам проекта «Куклы наших бабушек».
Основополагающим в данном проекте является формирование у детей представления о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготавливать кукол из различных материалов.
План реализации проекта.
Время проведения Мероприятие Цели
1 неделя
Понедельник Беседа на тему: «Бабушкин сундук» Познакомить с понятиями музей, выставочный зал; развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого. Воспитывать уважение к нашим предкам, к их труду, к народным ценностям, к родной земле.
Вторник Тема: «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями» (лен, хлопок, кумач, парча, холст, сатин). Познакомить детей с русским народным костюмом. Познакомить с элементарными приемами работой с тканью, используя условную мерку, развивать сенсорные и тактильные способности при различии ткани.
Среда Тема: «Знакомство с куклой – пеленашкой». Познакомить детей особенностями изготовления куклы пеленашки. Продолжать развивать интерес к самобытному ремеслу на Руси - русской традиционной кукле.
Четверг Мастер-класс по изготовлению куклы пеленашки. Научить детей изготовлению обереговой куклы на основе традиционной технологии.
Пятница Дидактическая игра: «Наряди куклу» Закрепление представлений о предметах русского народного костюма.
2 неделя
Понедельник Беседа: «Русская народная кукла Колокольчик» Познакомить детей особенностями изготовления куклы «Колокольчик». Продолжать развивать интерес к самобытному ремеслу на Руси - русской традиционной кукле.
Вторник Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка» Учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть характерные признаки, строить законченные предложения.
Среда Рисование декоративное: «Роспись сарафана для куклы по мотивам дымковской росписи». Обогащение знания о росписи " Дымка", знакомство с дымковскими игрушками (водоноска). Воспитание патриотических чувств, интереса к народному творчеству.
Четверг Продуктивная деятельность: Изготовление куклы «Колокольчик» Изготовление кукол старинным способом.
Пятница Сюжетно - ролевая игра: «Дочки- матери».
Обучение игровым действиям с куклами.
3 неделя
Понедельник Чтение книги: И. Рюминой «Куклы наших бабушек» Обеспечить формирование у детей эстетического вкуса, умения видеть красивое в окружающем.
Вторник Просмотр презентации: «Куклы Мартинички» Познакомить и приобщить детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол.
Среда Знакомство с русской народной куклой. «Путешествие в прошлое куклы». Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.
Четверг Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из ниток Мартинички. Научить приёмам изготовления куклы из ниток; воспитывать любовь к народному творчеству.
Пятница Рисование: «Моя любимая народная игрушка». Развитие интереса к народной кукле.
4 неделя
Понедельник Просмотр презентации:
«Куклы – обереги» Познакомить с разновидностями кукол – оберегов.
Вторник Аппликация
«Сарафан для куклы». Развивать воображение детей, поддерживать проявление их фантазии, привлекать детей к работе с разнообразным материалом, развивать связную речь, расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Среда Сюжетно – ролевая игра «Дочки - матери» Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать. Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку.
Четверг Беседа «Любимые куклы девочек» Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.
Пятница Итоговое мероприятие. Создание мини музея «Куклы наших бабушек».
Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми.
Список литературы:
1. Войдинова М. Н. «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
2. Горичева В. С. «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
3. Дайн Галина и Марина «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
4. Зимина И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000 год
5. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
6. Птушкина О. «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
Литература для детей:
1. В. Феррари «Игрушка своими руками»
2. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
3. Рюмина И. «Куклы наших бабушек» - М. «Малыш», 1989 год
Немного истории.
Куклы в качестве оберегов дают возможность защитить себя и своих близких от разных невзгод, привлечь радостные события в дом, избавиться от болезней.
У каждой из них есть свое предназначение. В зависимости от него выбирался материал для изделия, совершался определенный ритуал. Славянскую куколку делали в преддверие праздничного дня, важной даты или при необходимости.
Изготовление оберегов для детей.
К этому таинству допускались только женщины. Когда они делали кукол, мужской энергии в этом пространстве не должно было быть. Мужчинам или мальчикам запрещено наблюдать за процессом, находиться в этом помещении. К изготовлению амулета представительница прекрасного пола могла приступать в одиночестве или в компании с подругами, родственницами. Разговоры при этом велись только о женских делах.
Матери обязательно делали куклы для детей. По славянским традициям они должны сопровождать малыша с момента рождения.
Сначала ему в кроватку укладывали Пеленашку.
Над люлькой обязательно висела Кувадка.
Если ребенок сильно болел, изготавливалась особая кукла – Лихоманка.
Ее не хранили долго, а сразу же предавали огню после изготовления. Согласно верованиям, исцеление должно было наступить быстрее.
Если детей долго не было в семье, для их привлечения готовилась
Толстушка-Костромушка.
Чтобы малыш рос счастливым, тоже делали оберег –
куколку Счастья с длинной косой, закрученной вверх.
Куклы своими руками из ткани.
При их изготовлении обязательно учитывался важный момент – изделие должно быть безликим, иначе оно обретет душу, которую злые силы смогут использовать во вред хозяину. Основной материал при изготовлении – это ткань. Она может быть новой или уже используемой владельцем, тогда материал будет пропитан его энергией.
Во время работы рекомендуется не пользоваться ножницами – лучше ткань рвать руками. Натуральные ткани хорошо рвутся. Иглы практически не нужны, детали изделия не сшиваются между собой, а перематываются нитками.
Как обращаться с куколками?
Ошибочно думать, что сделав ее, вы автоматически освобождаетесь от всех бед, сразу обретаете желаемое. Нельзя перекладывать абсолютно всю ответственность за свое благополучие на оберег, а потом бесконечно жаловаться, что вам это вообще не помогает.
Кукла призвана помочь вам в непростых жизненных ситуациях, но не сделать всю работу за вас. Если она делается для того, чтобы член семьи выздоровел, попросите Травницу
о помощи, положите ее у изголовья больного или повесьте над кроватью. При этом не переставайте ухаживать за заболевшим, давать ему целебные снадобья. Тогда процесс выздоровления наступит быстрее.
Когда делается оберег на удачное замужество, не переставайте при этом ухаживать за собой – не только за телом и внешним видом. Душа тоже требует внимания, внутренней работы над собой. Только с чистыми помыслами можно привлечь хорошего мужа.
Если кукла призвана помочь вам стать мамой, представляйте, как играете со своим ребенком, качаете его в колыбели. Пусть эти образы будут светлыми, радостными. Начните изучать литературу для беременных, запишитесь на курсы для будущих мам. Живите с мыслями о том, что скоро в вашем животике будет расти новая жизнь. Чаще разговаривайте с оберегом. Тогда кукла обязательно поймет ваши желания, услышит просьбы, чтобы исполнить их.
Славянские куклы-обереги : их значение и символика.
Значимость славянских кукол актуальна и в нынешнее время. Нашими предками создана традиция, согласно которой магические изделия стали необходимым атрибутом каждого дома.
Каждой ситуации или важному событию сопутствовало создание защитного амулета. Делали его своими руками из ткани или ниток. Для изготовления изделия брались только натуральные материалы.
Славянские обереги и их значение
Куколками далеко не всегда играли только дети. У наших предков к подобным вещам было особенное отношение. Их нарекли оберегами, просили о содействии и помощи в решении важных жизненных вопросов и ситуаций. У таких изделий было специальное назначение – охранять жилище, всех членов семьи от всевозможных напастей.
Для каждого случая имелась определенная кукла. Иногда она присутствовала в доме далеко не в единичном количестве. Особенно это касалось обстоятельств, когда болело несколько человек, когда провожали в дальнюю дорогу родственников. Если оберег был достаточно сильным, его могли даже передавать по наследству. С помощью ценной реликвии отводили сглазы, лечили болезни, привлекали удачу и достаток в семью. Магические изделия защищали жилище и домочадцев круглыми сутками от всего негативного.
История русских кукол-оберегов
На Руси куклы были настоящими помощниками в самых разнообразных жизненных сферах. Они изготавливались в честь национальных празднеств, для проведения обряда или в качестве оберега. Каждая кукла имела определенные функции.
Славяне относились к ним с большим почтением и любовью. Ни один семейный праздник не обходился без изготовления куклы. На свадьбе её дарили молодоженам на долгую совместную жизнь и скорейшее зачатие ребенка. На таких праздниках, как Масленица или Иван Купала, обряды с куклами проводились для привлечения благоприятных погодных условий. Если в семье рождался ребенок, то рядом с его кроваткой помещалась кукла, защищающая его от болезней и сглаза.
Куклы могут быть разными. Основные материалы, из которых они изготавливались, это:
• Зола;
• Лен;
• Солома;
• Глина;
• Дерево;
• Тесто;
Самые первые куклы изготавливались из золы. Их отличительной чертой было отсутствие головного убора и волос. Шарик золы помещался вводу до набухания. Затем он заворчивался в натуральную ткань. Это была голова. Затем из веток или проволоки формировался каркас туловища. Такие куклы являлись настоящей реликвией. Их передавали по наследству.
Существовало три разновидности кукол.
Игровые - не имели никаких дополнительных функций. Они использовались славянскими детьми для игр. В качестве них выступал не только женский силуэт, но и различные животные.
Обрядовые куклы изготовлялись с целью провести какой-либо календарный праздник. Чаще всего это был переход от одного сезона к другому.
Кукла Коляда
была символом зимнего солнцестояния. Её прилюдно сжигали на костре с целью продемонстрировать то, что светлые силы одержали победу над темными.
27 ноября знаменовался днем начала периода свадеб.
Символом этого праздника была кукла Филиповка.
Она помогала представительницам женского пола вступить на порог семейной жизни во всеоружии. Обряды, проводимые с куклой, способствовали одолеть новые проблемы.
Обережные куклы подразделялись на разновидности. Одни предназначались маленьким детям, другие – способствовали женскому счастью, а третьи – уберегали путешественников в дороге.
Самой распространенной хранительницей семейного очага была кукла по имени Берегиня.
Она располагалась непосредственно над входом в жилище. Считалось, что она не позволит просочиться в дом темным силам. Если маленький ребенок страдал нарушениями сна, то ему на помощь приходила кукла Бессонница. Её располагали недалеко от детской кроватки. Славяне верили, что эта кукла отгоняет кошмары и способствует здоровому сну.
На Руси существовало огромное разнообразие кукол. Но некоторые из них пользовались особой популярностью.
Одной из таких является Зерновушка.
Славяне называли её по-разному. Чаще всего можно было встретить такие названия, как: Крупеничка или Горошинка. Такая кукла изготавливалась из ткани. Её голова и туловище напивались крупой. Это могла быть гречка, горох или перловка. Крупеничка считалась символом достатка. Славяне верили, что она уберегает жилище от голода и бедности.
Не менее распространенной была
кукла Ловушка для снов.
Процесс её изготовления приходился на весеннюю пору. На груди такой куклы обязательно был вышит крест красного цвета, а туловище повязывалось нитью оранжевого цвета. Считалось, что кукла отгоняет бессонницу и избавляет от плохих сновидений.