Ольга Шлекис
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
Воспитатель
подготовительной группы
Шлекис О. А.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Наша жизнь не стоит на месте. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, игрушкам и им на смену приходят мультики и игры Запада.
Публикация «Проект „Кто в куклы не играл, тот счастья не видал“» размещена в разделах
В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая при этом любовь и доброе отношение к труду человека.
Обоснование темы проекта :
В результате индивидуальных бесед с детьми и родителями группы были выявлены значительные пробелы по данной теме.
Был сделан вывод, что и дети и родители не владеют достаточной информацией о традиционной народной игрушке.
На основании этого было принято решение темой проектной деятельности взять ознакомление с русской народной куклой, чтобы помочь детям найти пути возвращения наших традиций и обычаев.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием и назначением традиционной народной куклы;
2. Научить изготавливать самую простую куклу «Пеленашку»;
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к культуре своего народа;
4. Вовлечь родителей в творческую продуктивную деятельность.
Начиная работу, мы выяснили, что мы уже знаем о народных куклах : есть кукла Масленица и Чучело огородное.
Спросила у детей, что хотели бы они узнать? Появились вопросы:
- Какие ещё есть народные куклы? Когда они появились?
- Почему у них нет лица?
- Как их изготавливали, из чего?
- Как сделать самостоятельно куклу?
Обсудили с детьми- из каких источников мы это можем узнать.
Посмотрели с ними видеофильм, прочитали энциклопедию и узнали, что кукла – первая среди игрушек. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была кукла. В некоторых домах их накапливалось до ста штук.
К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому такие куклы не выбрасывались. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.
На вопрос детей – почему тряпичная кукла была без лица, объяснили, что безликая кукла считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным.
Провели беседы с детьми на темы «Тайна куклы», «Тряпичная кукла».
Рассказали им, что:
Дети много интересного узнали о куклах–оберегах.
Дима с мамой смастерили обереговую куклу «На здоровье» и выступили с презентацией этой куклы. Они рассказали детям, что её делают только из натуральных материалов, которые хорошо влияют на самочувствие человека и обязательно с длинной косой, которая в 2раза длиннее тела и символизирует женскую силу. Эта кукла обычно ничем не украшена. Её задачей было вобрать в себя болезнь и пробудить в человеке здоровье.
Кристина с мамой и сестрой изготовили обереговую куклу «Зернушку», которая означала достаток в доме, была оберегом семьи и рассказали о ней детям. Делали эту куклу после сбора урожая. В её основе – мешочек, наполненный зерном. Иногда её называли «Крупеничка». Такие куклы делали после сбора урожая.
Женя и его мама провели презентацию куклы «Хозяюшки-Благополучницы». Они рассказали, что эта кукла принесёт в дом достаток, наполнит его радостью и благополучием. Этот оберег дарится с пожеланиями благополучия, потому что в него кладётся монетка с цифрой 5 –это может быть 5 копеек или 5 рублей. Куклу, как оберег, надо обязательно сделать за один день, не перенося работу на следующий.
Куклу «Неразлучники» сделали и рассказали о ней Ксюша с сестрой и мамой.
Неразлучники - это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общей рукой, плечом - чтобы дела вместе делались и друг на друга положиться можно было.
Настя с мамой рассказали об обрядовой кукле «Масленице», которую они изготовили вместе. Дети узнали, что куклу Масленицу делали из соломы. Но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. И одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывали их и загадывали желания.
Из энциклопедии узнали, как относились наши предки к играм с куклой.
Показали детям, как легко и просто можно было изготовить игровые куклы для детей.
Зайчик. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Рождественский ангел. Такую куколку дарили друг другу на Рождество или Пасху
Дети узнали, что самая распространённая игровая кукла - «Стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребёнка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали в лечебных целях, в неё вплетали лечебные травы. Играя, ребёнок вдыхал запах травы, что и оказывало лечебное действие.
Чтобы помочь детям осознать, что слабое существо нуждается в любви и сочувствии гораздо больше, чем сильное и крепкое, мы познакомили детей с куклой, которую называли «Убоженькая». Она небольшого размера, с тонкими верёвочными ножками, с крупной головой. Эта кукла была призвана вызывать у детей жалость, сочувствие и принятие её такой, какая есть.
Вместе с детьми мы оформили альбом о русских народных куклах.
Знания о русских народных тряпичных куклах закрепляли в продуктивной деятельности. Рисование на тему «Моя любимая кукла».
Играли с детьми в дидактические игры:
«Кто ты, куколка моя?
«Узнай по описанию».
Учились делать самую простую куклу – «Пеленашку».
После проведения мастер-класса дети изъявили желание делать куколок из кусочков ткани своими руками. Так появилась в их распоряжение корзина с рукоделием.
После всей проведённой работы сравнили с детьми, чем же отличаются русские народные куклы от традиционной куклы. И пришли к выводу, что:
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т. д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар».
У современной куклы подвижные части тела, но их недостатком является то, что они не индивидуальны.
Итоговое мероприятие:
Оформление мини-музея в группе «Русская народная кукла».
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
Появился интерес к культуре своего народа.
Оформлен альбом «Русская народная кукла».
Оформлен мини-музей «Русская народная кукла».