Получи документы

Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

Ольга Шлекис
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

Воспитатель

подготовительной группы

Шлекис О. А.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Наша жизнь не стоит на месте. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, игрушкам и им на смену приходят мультики и игры Запада.

Публикация «Проект „Кто в куклы не играл, тот счастья не видал“» размещена в разделах

В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая при этом любовь и доброе отношение к труду человека.

Обоснование темы проекта :

В результате индивидуальных бесед с детьми и родителями группы были выявлены значительные пробелы по данной теме.

Был сделан вывод, что и дети и родители не владеют достаточной информацией о традиционной народной игрушке.

На основании этого было принято решение темой проектной деятельности взять ознакомление с русской народной куклой, чтобы помочь детям найти пути возвращения наших традиций и обычаев.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Приобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием и назначением традиционной народной куклы;

2. Научить изготавливать самую простую куклу «Пеленашку»;

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к культуре своего народа;

4. Вовлечь родителей в творческую продуктивную деятельность.

Начиная работу, мы выяснили, что мы уже знаем о народных куклах : есть кукла Масленица и Чучело огородное.

Спросила у детей, что хотели бы они узнать? Появились вопросы:

- Какие ещё есть народные куклы? Когда они появились?

- Почему у них нет лица?

- Как их изготавливали, из чего?

- Как сделать самостоятельно куклу?

Обсудили с детьми- из каких источников мы это можем узнать.

Посмотрели с ними видеофильм, прочитали энциклопедию и узнали, что кукла – первая среди игрушек. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была кукла. В некоторых домах их накапливалось до ста штук.

К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому такие куклы не выбрасывались. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.

На вопрос детей – почему тряпичная кукла была без лица, объяснили, что безликая кукла считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным.

Провели беседы с детьми на темы «Тайна куклы», «Тряпичная кукла».

Рассказали им, что:

Дети много интересного узнали о куклах–оберегах.

Дима с мамой смастерили обереговую куклу «На здоровье» и выступили с презентацией этой куклы. Они рассказали детям, что её делают только из натуральных материалов, которые хорошо влияют на самочувствие человека и обязательно с длинной косой, которая в 2раза длиннее тела и символизирует женскую силу. Эта кукла обычно ничем не украшена. Её задачей было вобрать в себя болезнь и пробудить в человеке здоровье.

Кристина с мамой и сестрой изготовили обереговую куклу «Зернушку», которая означала достаток в доме, была оберегом семьи и рассказали о ней детям. Делали эту куклу после сбора урожая. В её основе – мешочек, наполненный зерном. Иногда её называли «Крупеничка». Такие куклы делали после сбора урожая.

Женя и его мама провели презентацию куклы «Хозяюшки-Благополучницы». Они рассказали, что эта кукла принесёт в дом достаток, наполнит его радостью и благополучием. Этот оберег дарится с пожеланиями благополучия, потому что в него кладётся монетка с цифрой 5 –это может быть 5 копеек или 5 рублей. Куклу, как оберег, надо обязательно сделать за один день, не перенося работу на следующий.

Куклу «Неразлучники» сделали и рассказали о ней Ксюша с сестрой и мамой.

Неразлучники - это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общей рукой, плечом - чтобы дела вместе делались и друг на друга положиться можно было.

Настя с мамой рассказали об обрядовой кукле «Масленице», которую они изготовили вместе. Дети узнали, что куклу Масленицу делали из соломы. Но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. И одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывали их и загадывали желания.

Из энциклопедии узнали, как относились наши предки к играм с куклой.

Показали детям, как легко и просто можно было изготовить игровые куклы для детей.

Зайчик. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Рождественский ангел. Такую куколку дарили друг другу на Рождество или Пасху

Дети узнали, что самая распространённая игровая кукла - «Стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребёнка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали в лечебных целях, в неё вплетали лечебные травы. Играя, ребёнок вдыхал запах травы, что и оказывало лечебное действие.

Чтобы помочь детям осознать, что слабое существо нуждается в любви и сочувствии гораздо больше, чем сильное и крепкое, мы познакомили детей с куклой, которую называли «Убоженькая». Она небольшого размера, с тонкими верёвочными ножками, с крупной головой. Эта кукла была призвана вызывать у детей жалость, сочувствие и принятие её такой, какая есть.

Вместе с детьми мы оформили альбом о русских народных куклах.

Знания о русских народных тряпичных куклах закрепляли в продуктивной деятельности. Рисование на тему «Моя любимая кукла».

Играли с детьми в дидактические игры:

«Кто ты, куколка моя?

«Узнай по описанию».

Учились делать самую простую куклу – «Пеленашку».

После проведения мастер-класса дети изъявили желание делать куколок из кусочков ткани своими руками. Так появилась в их распоряжение корзина с рукоделием.

После всей проведённой работы сравнили с детьми, чем же отличаются русские народные куклы от традиционной куклы. И пришли к выводу, что:

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т. д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар».

У современной куклы подвижные части тела, но их недостатком является то, что они не индивидуальны.

Итоговое мероприятие:

Оформление мини-музея в группе «Русская народная кукла».

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.

Появился интерес к культуре своего народа.

Оформлен альбом «Русская народная кукла».

Оформлен мини-музей «Русская народная кукла».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Кто все знает, тот побеждает» Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Кто все знает, тот побеждает» Цели: упражнять детей в счёте в пределах 7-ми закреплять.

Эссе «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конкурс «Педагог года-2018». Номинация «Педагогический дебют». МБДОУ детский сад «Морячок» Эссе на тему: «Кто постигает новое, лелея.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе "Кто ходит в гости по утрам,тот поступает мудро" Гордина А. М. Интеграция образовательных.

Краткосрочный проект «Международный день счастья»Краткосрочный проект «Международный день счастья» Краткосрочный проект «Международный день счастья» Авторы проекта: Колдырева А. А., Воронина А. Н., Баласанян Э. Р., Суркова А. А., Куценко М.

Проект «Куклы-марионетки» Описание проекта "Марионетки" театральные куклы. СЛАЙД 2 Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем.

Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра» Познавательно-творческий проект «Народные куклы- обереги» («Куклы добра») Исполнители: воспитатели: Петросян В. Х. Васильева Н. В. Вид проекта:.

Краткосрочный творческий проект «Город счастья»Краткосрочный творческий проект «Город счастья» Проект «Город «Счастья»» Автор проекта: Трулева Ольга Егоровна Кириченко Елена Вечеславовна Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Проект «Тряпичные куклы» Создание и возникновения интереса к изучению материала и создания тряпичной куклы. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения.

Речевая ранимость или «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Речевая ранимость или «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Тема сегодняшнего разговора называется «Счастлив тот, кто счастлив у себя.

Спортивные соревнования для детей и родителей подготовительной группы «Кто со спортом дружит, тот здоровье бережет!» Спортивные соревнования для детей и родителей подготовительных групп «Кто со спортом дружит, тот здоровье бережет!» Цели: 1. Пропаганда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
Опубликовано: 14 июня 2018 в 07:16
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шлекис в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД