Закурдаева Светлана Ивановна
Обучающий проект «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Космос»
МКОУ Новотроицкая СОШ со структурным подразделением детский сад.
Воспитатель: Закурдаева Светлана Ивановна.
Участники: педагог, дети, родители.
Пояснительная записка.
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Темочки:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Несколько десятков лет назад мало кто из мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Актуальность проекта
С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей.
Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Продолжительность: краткосрочный (с 15.01.2018-10.02.2018г.)
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи проекта:
* Обучающие - расширять представление детей о космосе и космическом пространстве, о празднике «День космонавтики», о профессии космонавта.
* Развивающие – развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу, развивать связную речь, память, логическое мышление.
* Воспитательные - воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике, за свою Родину.
Ожидаемые результаты:
Дети - Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Родители - Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
- Участие в праздновании российского праздника –«День космонавтики».
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги - Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный:
1. Сбор и анализ материала по данной тематике.
2. Подготовить презентации о космосе, космонавтах, солнечной системе,
3. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
4. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракетах, звёздах.
5. Провести занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование, конструирование и аппликация) по данной теме.
6. Подготовка сюжетно-ролевых и дидактических игр.
2 этап - основной:
Проведение мероприятий по плану реализации проекта. Формирование у воспитанников желания участвовать в работе над проектом. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
1. Чтение литературы о космосе.
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
2 Беседы: - Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
- Беседа «Планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Просмотр презентаций о первом космонавте, о космосе.
4. Конструирование.
Тема: «Эти разные ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать различные виды ракет из магнитного, мягкого конструктора.
5. Выставка работ «Эти разные ракеты» из конструктора.
6. Рисование.
Тема: «Ракеты в космосе»
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
7. Аппликация.
Тема: «Запуск ракеты».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезания из бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
8. Сюжетно-ролевые игры:
«Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Мы-космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
9. Дидактические игры:
«Какой ракеты не хватает?»
Игра «Найди пару»
Детям выдается один комплект ракет и предлагается отыскать такую же, затем педагог просит обосновать свой выбор. Если необходимо, педагог берет свой комплект ракет и отвечает первым, показывая детям, каким должен быть ответ. (Эти ракеты одинаковые, потому что у них: корпусы треугольные, по два круглых иллюминатора, в основании ракет трапеция)
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
10. Пальчиковая гимнастика
«Космонавт». (развитие мелкой моторики)
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
11. Физкультминутка «Космонавт».
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
3 этап - заключительный.
Подведение итогов проведенных мероприятий. Обобщение и закрепление полученного опыта.
1) Чтение литературы о космосе:
- Н. Я. Дорожкин «Космос»,
- М, Бул «Всё обо всём. Космос»,
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на Луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
2)Использование русского народного творчества: пословиц, поговорок, народных примет, загадок о космосе.
3)Показ слайдов, презентаций о космосе, первом космонавте.
4)Непосредственно - образовательная деятельность по познавательному развитию.
Тема: «Первый космонавт». Презентация.
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
5)Непосредственно - образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию
- Конструирование. Тема: «Эти разные ракеты».
-.Выставка работ «Эти разные ракеты» из конструктора.
- Рисование. Тема: «Ракеты в космосе».
-Аппликация. Тема: «Запуск ракеты».
6)Сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Итог:
В ходе реализации проекта «Космос» дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Создание выставки поделок из конструктора,выставки рисунков в рамках проекта.
Участие в конкурсе рисунков «Рисую космос» муниципального уровня.