клим аширяев
Проект «Комплексная программа управления водосбережением в отраслях экономики Казахстана до 2030 г»
Обоснование и задачи проекта
Вопросы эффективного использования водных ресурсов и водосбережения приобретают все большую актуальность в современном мире. Экономия водных ресурсов, внедрение водоэффективных технологий являются приоритетными направлениями в развитии как казахстанской, так и мировой экономики.
Публикация «Проект „Комплексная программа управления водосбережением в отраслях экономики Казахстана до 2030 г“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Казахстан
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В Казахстане, являющемся одной из наименее обеспеченных водными ресурсами стран бывшего СССР, уровень затрат воды превосходит аналогичные показатели в развитых зарубежных странах и свидетельствует о значительных резервах экономии водных ресурсов в, масштабы которых оцениваются по разным данным от 200 до 300 % от уровня потребляемых водных ресурсов.
Разработка программы водосбережения продиктована необходимостью переосмысления прежних отношении к воде. Мировой опыт показывает, что для устойчивого социально-экономического и экологического развития национальной экономики, необходимо восстановить и сохранить природные водные источники.
Вода, забранная из источника и доставленная до потребителя в определенном количестве и качестве не природный ресурс, а сырье, на добычу и транспортировку которого затрачено значительное количество материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Объем воды ограничен и как природный ресурс уязвим к внешним воздействиям, использование воды должно базироваться на жестком и целенаправленном водосбережении, обеспечивающем ее постоянное воспроизводство.
Водосбережение – это метод водопользования, который включает широкий комплекс технических, организационно- экономических, юридических и воспитательных мер, направленных на достижение высоких эколого-экономических результатов при наименьших затратах. Следует отметить, что если с точки зрения отдельного вида технологии есть определенные пределы экономии водных ресурсов, то в масштабах общественного производства возможности по экономии водных ресурсов достаточно большие.
Водосбережение является объективной закономерностью развития общественного производства в условиях его экологизации. Оно позволяет, сохраняя окружающую среду, удовлетворять возрастающие социальные и экономические потребности общества, не снижая темпов экономического роста на основе внедрения в производство ресурсосберегающих и более чистых производств, совершенствования управления природопользованием и охраной окружающей среды.
К настоящему времени в нашей стране сложились объективные предпосылки для превращения экономии водных ресурсов в дополнительный источник водоснабжения. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому водопользованию на основе водосбережения в нашей стране связана не только с исчерпанием возможностей экстенсивного использования водных ресурсов и обострением экологической проблемы, но и с новыми социальными проблемами, возникшими в условиях перехода к рынку.
Вместе с тем накопленный отечественный и зарубежный опыт в области экономии водных ресурсов дает основание для обоснования более эффективных вариантов развития водного хозяйства страны. Зарубежный опыт тем более ценен, что он показывает роль и значение экономии водных ресурсов в странах с развитой рыночной системой хозяйствования, доказывает необходимость сочетания централизованных и децентрализованных форм регулирования данного процесса, раскрывает возможности приведения в действие различных факторов экономии водных ресурсов с целью повышения эффективности их использования на микро- и макроуровне.
Изучение, обобщение и использование ценного мирового практического опыта с учетом специфики нашей страны имеет важное практическое значение для теоретической разработки многоаспектной проблемы рационального и эффективного использования водных ресурсов. Необходимость комплексной теоретической разработки проблемы эффективного использования водных ресурсов в социально-экономическом аспекте и ее значимость для решения практических задач, стоящих перед страной в новых условиях хозяйствования, определили выбор темы проекта.
Методика исследования
В работе над темой будут использованы различные приемы исследования:
-Глубокое изучение правительственных документов, а также специальной литературы по вопросам использования и охраны водных ресурсов водохозяйственного комплекса (ВХК) Казахстана.
-Сбор цифрового и монографического материала по водопотреблению и водоотведению ВХК за исследуемые годы и развития ВХК путем анализа отчетно-статистических данных методами сравнений и группировок и монографического обследования.
-Выявление резервов по снижению расхода свежей природной воды и увеличению оборотного и повторного использования водных ресурсов ВХК Казахстана.
-Определение объема водопотребления ВХК Казахстана на перспективу методами расчета и балансовых увязок.
-Научное обоснование предлагаемых водосберегающих мероприятий ВХК и определение их эколого-экономической эффективности.
Содержание исследования
Исследование по данной теме должно проводиться по двум разделам:
а) изучение состояния использования и охраны водных ресурсов ВХК Казахстана и разработка мероприятий по рациональному и эффективному использованию воды;
б) разработка комплексной программы водосбережения, включающей мероприятия по рациональному использованию и экономии воды.
Анализ состояния использования и охраны водных ресурсов ВХК Казахстана проводится за период с 1991 по 2011 гг. Будут рассмотрены следующие показатели : забор воды из поверхностных и подземных источников, использование воды в различных секторах экономики, водоотведение, сброс сточных вод в водные объекты и др.
На основании анализа динамики показателей использования и охраны водных ресурсов будут выявлены тенденции и рассчитаны прогнозные показатели водопотребления и водоотведения ВХК РК на период до 2030 г.
Разработка программы водосбережения ВХК имеет свои особенности:
- цели программы и управление ее реализацией определяются ведомственными, а также местными органами законодательной и исполнительной власти
- программные мероприятия осуществляются в границах водохозяйственных бассейнов;
- финансирование программы осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов, средств предприятий, общественных фондов;
- в программе сочетаются экологические, экономические, социальные, нормативно-правовые, санитарно-гигиенические, медицинские, образовательные мероприятия.
Программный подход к планированию водопользования (особенно к долгосрочному) требует соблюдения определенных методических подходов, прежде всего четкой формулировки целей и их иерархии в программе.
Оценка целей и задач Программы
Основными целями Комплексной Программы водосбережения являются – рациональное и эффективное использование воды домашними хозяйствами, в общественных зданиях, промышленными предприятиями, стимулирование внедрения оборотного водоснабжения, водосберегающих технологий, производств, оборудования, развитие водохозяйственного бизнеса.
Основными задачами данной программы являются :
- совершенствование нормативно-правовых регуляторов водосбережения ВХК с учетом вхождения в рынок всех субъектов водопользования, независимо от форм собственности
- развитие водохозяйственного бизнеса, сочетание прямых водосберегающих мероприятий с внедрением экологически чистых и водосберегающих технологий.
- снижение уровня антропогенного воздействия на окружающую среду
- создание единой системы мониторинга за состоянием водопользования, включая контроль качества питьевой воды, наблюдение за санитарно-гигиенической обстановкой
- научное обеспечение водосберегающей политики ВХК
- повышение экологической культуры и образования в сфере водосбережения
Реализация программы рассчитана на период 2021-2030 годы. В основу программы заложены мероприятия, которые могут реально повлиять на улучшение использования и охрану водных ресурсов.
Программа включает в себя следующие этапы:
- анализ исходного состояния проблемы
- формулирование целей и задач программы с учетом законодательства, тенденции эколого-экономического развития отрасли
- целевые индикаторы, которые необходимо достичь в ходе реализации программы
- временные границы реализации программы, которые определяются на основе прогнозов социально-экономического развития, они должны носить стратегический характер, с разбивкой на краткосрочные промежуточные этапы
комплекс взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих решение проблемы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки системы мониторинга, правовое обеспечение, социальное развитие, оздоровление населения, вопросы развития отраслей и предприятий, участвующих в ее реализации
объемы и источники финансирования программы
Контроль степени достижения программных целей и задач обеспечивается путем мониторинга водопользования, основная цель которого состоит в обеспечении реализации программы своевременной и достоверной информацией.
В процессе мониторинга производится оценка условий водопользования предприятий, состояния водохозяйственной системы, создается возможность проведения корректирующих действий в том случае, если программные цели не достигаются.
Обобщение информации, полученной в процессе мониторинга, позволяет получить своеобразный водохозяйственный портрет региона, представляющий собой совокупность табличных и графических материалов, характеризующих водохозяйственную обстановку и вызвавшие ее причины.
Для анализа исходного состояния системы водосбережения ВХК требуется достоверная статистическая информация по показателям, характеризующим масштабы водосберегающих мероприятий, движение финансовых ресурсов, эффективность принимаемых решений.
Система водосберегающих показателей должна включать в себя широкий круг индикаторов, таких как затраты на проведение водосберегающих мероприятий, величина экономического ущерба от загрязнения водных ресурсов, размеры платежей предприятий за водопользование и сброс загрязненных сточных вод и др.
Показатели затрат на охрану водных ресурсов сопоставляются с объемом общественного производства, доходной и расходной частью экономики региона, общим объемом инвестиций в экономику региона в целом и отдельные виды деятельности.
Решить эту проблему может система мониторинга водопользования в сочетании с государственной статистикой.
Соответственно целям и задачам программы определяются механизм и конкретные методы реализации программы – инструменты водосберегающей политики.
Основные пути и формы осуществления политики водосбережения :
1. Разработка и применение законодательства, защищающего водные ресурсы от нерационального использования;
2. Разработка и применение правил, препятствующих нерациональному использованию водных ресурсов, в случае превышения лимитов - определяющие механизм санкций за их нарушения.
3. Государственная поддержка водосберегающих технологий и производств,
систем оборотного и повторного использования вод.
4. Организация государственной системы мониторинга водопользования водосбережения.
5. Распространение достоверной и своевременной информации о водопользовании и водосбережении.
6. Совершенствование экономических инструментов и финансового обеспечения в области водосбережения.
7. Организация научных исследований водопользования как основы разработки водосберегающей политики государства.
8. Формирование экологической культуры общества и воспитание водосберегающего мировоззрения;
9. Поддержка общественного экологического движения и привлечения общественности к решению проблем водосбережения, организация контроля и мониторинга за водосбережением и др.
Программа научных исследований водосбережения
1. Разработка Концепции проведения водосберегающей политики ВХК.
1.1. Водосбережение, как важнейшее направление водохозяйственной политики.
1.2. Основные направления активной водосберегающей политики на республиканском, бассейновом и региональном уровнях.
1.3. Методологические основы для разработки программы.
2. Анализ водопотребления и водоотведения в отраслях экономики и по бассейнам рек Р. К. за 2000-2020гг.
2.1. Анализ динамики развития отраслей экономики РК и их водопотребления и водоотведения.
2.2. Оценка уровней водопотребления и водоотведения в отраслях экономики и по бассейнам рек Р. К.
2.3. Тенденции и причины изменения удельных расходов воды по отраслям, сферам использования водных ресурсов и по бассейнам рек Р. К.
3. Оценка резервов водосбережения в отраслях экономики и по бассейнам рек Р. К.
3.1. Оценка состояния водосбережения (технологические, организационные и экономические аспекты) в отраслях экономики и по бассейнам рек Р. К.
3.2. Анализ уровней и структуры экономии воды в отраслевом разрезе и по бассейнам рек Р. К.
3.3. Оценка потенциала (резервы) водосбережения в материальном производстве и непроизводственной сфере в отраслях экономики и по бассейнам рек Р. К. на период до 2030 года.
3.4. Использование сточных вод в отраслевом разрезе в отраслях экономики и по бассейнам рек Р. К.
3.5. Определение минимально допустимого уровня потребления воды с учетом использования потенциала по водосбережению в отраслевом разрезе и по бассейнам рек Р. К.
3.6. Сопоставление фактических удельных расходов воды в отраслях экономики
и по бассейнам рек Р. К. с наиболее прогрессивными достижениями индустриально развитых стран и оценка потенциальных ресурсов водосбережения по сложившемуся удельному водопотреблению с учетом реализации программ водосбережения по этапам.
4. Перечень комплексных программ водосбережения (внедрение технических, правовых, организационных и экономических мероприятий).
4.1. Перечень программ, разбитых по этапам 2021-2025, 2026-2030 г. г.
в отраслевом, территориальном разрезе и по бассейнам рек Р. К.
.4.2. Определение приоритетов их реализации.
4.3. Инвестиции, срок внедрения и оценка эффективности.
5. Перечень организационных мероприятий, этапы внедрения.
5.1. Создание систем управления водосбережением на региональном, отраслевом уровнях и по бассейнам рек Р. К. (совершенствование планирования, нормирования, стимулирования, учета, контроля и анализа).
5.2. Разработка и совершенствование системы норм и лимитов водопотребления и водоотведения в отраслях экономики и по бассейнам рек Р. К.
5.3. Организация отраслевых, региональных и по бассейнам рек Р. К. центров водосбережения, структур по реализации водосберегающих программ.
5.4. Учреждение единого центра по водосбережению и государственной экспертизы по водосбережению.
6. Экономический механизм, способствующий водосбережению в новых экономических условиях.
б. 1. Совершенствование системы налогов, стимулирующих водосберегающие мероприятия.
6.2. Формирование инвестиционных ресурсов, в т. ч. фонда водосбережения на региональном уровне.
6.3. Политика ценообразования и тарифов как фактор усиления водосбережения.
7. Эколого-экономические аспекты политики водосбережения.
7.1 Эколого-экономическая эффективность от внедрения мероприятий по снижению водопотребления и водоотведения.
8. Разработка нормативно-правового обеспечения реализации государственной водосберегающей политики.
8.1. Разработка Концепции закона Республики Казахстан о водосбережении.
8.2. Разработка проекта закона Республики Казахстан о водосбережении.
8.3. Подготовка системы нормативных актов по водосбережению (Положение о государственном центре водосбережения, нормативы эколого-водохозяйственной эффективности использования вод, сертификации продукции на соответствие показателей водохозяйственной эффективности, совершенствование государственной отчетности об использовании вод, водообеспечения, водоотведения и др.).
9. Предложения по созданию и развитию материально-технической базы водосберегающей техники и технологии.
9.1. Обеспеченность отраслей экономики эффективными приборами учета и контроля за расходованием водных ресурсов.
9.2. Предложения по формированию рынка водосберегающей техники и технологии.
10. Реализация программы водосбережения.
Аширяев К. Ш. проф. ,эксперт по управлению водопользованием и водосбережению
г. Алматы 26.03.21