Кумекова Екатерина
Проект «Коллекционирование»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Разработала воспитатель Кумекова. Е. Н.
2018 – 2019 учебный год
Состав участников проекта : воспитанники и семьи воспитанников средней группы «Б» «Светлячок», воспитатель Кумекова Е. Н.
Направленность проекта : познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.
Вид проекта : практико – ориентированный, детско-родительский.
Продолжительность проекта : с ноября 2018 по апрель 2019 года.
Актуальность:
Публикация «Проект „Коллекционирование“» размещена в разделах
В возрасте 4 – 5 лет дети осваивают приемы активного познания свойств предметов. В процессе чего они знакомится с различными свойствами окружающего мира, учатся воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивают способы обнаружения, запоминают названия. Дошколята становятся активнее, любознательнее. У них возникает много различных интересов, вопросов, часто очень интересных и необычных и не так легко решаемых. Объем информации об окружающей действительности возрастает. По мнению Щукиной Г. И, Блиновой Г. М, Постниковой П. К у дошкольников 4 – 5 лет сущность познавательного интереса заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в суть явлений, а не использовать готовую информацию о них. Для формирования такой познавательной активности дошкольников актуальным я считаю метод коллекционирования.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Применение метода коллекционирования в детском саду способствует активизации имеющих знаний детей, речевому и познавательному развитию, тренирует память, наблюдательность. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом. Достоинством работы по коллекционированию можно считать и его интегрированность, так собранные детьми коллекции можно использовать в образовательной деятельности по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию.
Цель проекта :
Создание условий для развития познавательно – речевых компетенций дошкольников через коллекционирование.
Задачи:
Для детей:
1. Развивать у дошкольников интерес к коллекционированию.
2. Развивать любознательность и познавательную активность детей.
3. Расширять и обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи, связную речь.
4. Развивать память, восприятие, воображение, внимание, мышление (сравнение, обобщение, анализ, синтез).
5. Формировать и развивать творческие навыки.
6. Развивать коммуникативные навыки.
7. Развивать эмоционально – волевую сферу: эмпатию, произвольность.
8. Воспитывать аккуратность, бережливость, бесконфликтное взаимодействие.
Для родителей:
1. Повышать педагогические знания родителей о значении коллекционирования
2. Обогащать родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Предполагаемый результат:
Для детей
Возрастание уровня познавательно – речевых компетенций; повышение творческого потенциала дошкольников.
Для родителей:
Повышение педагогических знаний; укрепление детско-родительских отношений, партнерских отношений детского сада и семьи.
Этапы проекта :
I. этап – подготовительный: самообразование (изучение литературы).
II. этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций: организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержания интереса к процессу коллекционирования; побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования. Взаимодействие с семьями, сбор материала, создание коллекций. Использование коллекций в различных видах детских культурных практик. (Реализация плана)
III. этап – презентация опыта работы по реализации проекта «На полках и в альбомах новеньких живут коллекции дошкольников» на педагогическом совете.
Перспективный план мероприятий по реализации проекта «На полках и в альбомах новеньких живут коллекции дошкольников»
МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ОБМЕН ОПЫТОМ
НОЯБРЬ Ознакомительно – эвристическая беседа с использование слайдов
«Кто такой коллекционер?» Опросник по коллекционированию (для родителей) Выпуск буклета для педагогов ДОУ «Особенности коллекционирования в детском возрасте»
Привлечение детей к подготовки центров активности для размещения коллекций (моделирование пространства группы,
элементарный труд) Выпуск буклета «Я – коллекционер!» (Метод коллекционирование как метод развития познавательно – речевых компетенций дошкольников)
ДЕКАБРЬ
- Участие воспитанников в создании коллекции «Вот шары на вкус и цвет новогодний шлют привет!»
- Использование коллекционных новогодних шаров в д/ и: «Разложи по цвету», «Четвертый лишний», «Какого шарика не стало?», «Посчитай», «Каждой игрушке по шарику», «На какой ступеньке шарик», в д/у «Расскажи что нарисовано на шарике», «Сочинялки»;
- Участие детей в украшении шарами новогодней елки Привлечение семей воспитанников к созданию коллекции новогодних елочных шаров.
Мастерская Деда Мороза
«Калейдоскоп новогодних шаров
ЯНВАРЬ - Познавательная беседа:
«Жила была конфета с вкусною начинкой, вот от нее бумажка с веселою картинкой»
- Использование коллекционных фантиков в д/и : «Какая начинка внутри?»,
«Рассмотри и опиши», «Сравни по размеру»,
«Конфетная фабрика» (Изготовление конфет для магазина)
- Оформление коллекции фантиков. «Привлечение родителей к созданию коллекции фантиков конфет и шоколада»
ФЕВРАЛЬ - Познавательная беседа «Транспорт нашего города»
- Использование коллекционных моделей транспорта в д/ и: «Виды транспорта», «Опиши», «Найди пару».
- Создание коллекции моделей транспорта и макета дороги.
«Создание коллекции. Совместное изготовление подставки для хранение машин» «Привлечение родителей к созданию коллекции моделей транспорта»
МАРТ
- Познавательная беседа: «Вот яйцо шоколадное, оно красивое и ладное, внутри игрушка дребезжит, скорей открой, а то сбежит!»
- Использование коллекционных игрушек Киндер в д/ и: «Найди пару», «Третий лишний», «Найди по описанию»
- Создание коллекции игрушек Киндер.
Привлечение родителей в сбор для коллекции
«Игрушки киндер»
Участие в творческом конкурсе педагогов.
(сайт сети интернет)
АПРЕЛЬ
- Оформление выставки «Я коллекционер» Привлечение родителей к оформлению коллекции
«Я коллекционер» Методическая копилка «Коллекционирование для детей среднего дошкольного возраста» (подборка конспектов занятий, фото отчет, коллекция «Я коллекционер»)
Литература:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез,2008.
2. ДавыдоваО. И., Майер А. А. Проекты в работе с семьей. –ТЦ Сфера,2012.
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. Виноградова Н. А., Е. П. Панкова-М. : Айрис-пресс,2008