Ольга Бердникова
Проект «Книжка-малышка» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Книжка-малышка» на тему «Моё любимое произведение»
«Чтение — это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя.».
В. А. Сухомлинский
Тип проекта : - творческий (совместно-родительский);
- краткосрочный;
- групповой.
Участники проекта : - Воспитатели группы;
- Дети первой младшей группы (возраст детей 2-3года);
- Родители.
Публикация «Проект „Книжка-малышка“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Книги и книжки своими руками
- Книжки - малышки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Наблюдения в последнее время за воспитанниками показывают, что в настоящее время у детей наблюдается снижение интереса к книге. Беседуя с детьми о сказках, рассматривая иллюстрации к ним выясняется, что многие дети не знают наших русских сказок.
В современных социально - экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге.
Для формирования интереса к чтению и книге необходимо соблюдать следующие условия:
- учет возрастных особенностей развития ребенка;
- организация ежедневных чтений в свободной форме;
- создание книжных уголков (в условиях ДОУ и дома);
- тщательный подбор литературных произведений (разные жанры);
- беседы о книгах;
- кукольные драматизации;
- сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
- привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.
Проблема. Большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина – зачем читать, когда можно посмотреть. Отсюда следует, что у детей отсутствует интерес к художественной литературе. Дети небрежно, неаккуратно обращаются с книгами. На сегодняшний день у детей низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Этому будет способствовать наш проект «Книжка-малышка своими руками».
Цель. Формирование у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую и деятельность, развить устойчивый интерес к книге, а так же бережному отношению к ним. Развивать потребность к чтению художественной литературы. Пробуждение интереса к книгам путём создания книжки-малышки. Способствовать созданию атмосферы заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.
Объект проектной деятельности : приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.
Предмет проектной деятельности : речевое и художественно-эстетическое воспитание дошкольников
Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».
Задачи для детей:
1. Формирование у детей интереса к книгам, произведениям художественной литературы;
2. Формирование умения рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения;
3. Развитие умения слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события;
4. Развитие связной речи, активизация словаря младших дошкольников;
5. Воспитание любви и бережного отношения к книге.
Задачи для педагогов:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
2. Объединение родителей и детей в совместную творческую деятельность.
3. Проведение бесед, консультаций, подбор литературы.
Задачи для родителей:
1. Обогащение родительского опыта приёмам взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.
2. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений; совместному творчеству с детьми;
3. Помощь и участие в реализации проекта, жизни группы.
Продукт проектной деятельности : книжки-малышки, сделанные своими руками в совместной деятельности дети-родители.
Итоговое мероприятие: выставка «Книжки-малышки своими руками».
Ожидаемые результаты. В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
Дети:
- У детей появится больший интерес к произведениям художественной литературы.
- Знакомство детей с различными видами книг;
- Дети узнают о бережном отношении к книгам.
Родители:
- Участие семьи в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Чтение художественной литературы.
- Создание «книжек-малышек» совместно с детьми.
- При взаимодействии родителей и детей в процессе изготовления книжек-малышек, сами родители будут формировать бережное отношение к книгам, учить правильному обращению с ними.
Педагоги:
- Формирование у детей представления о роли книги в жизни человека, устойчивый интерес к чтению.
- Знакомство детей с различными жанрами книг.
- Обогащение детско-родительских отношений совместным опытом.
- Воспитание у детей любви и бережного отношения к книге.
- Содействовать сотрудничеству с родителями.
- Развитие речи, памяти, внимания воспитанников.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап:
Работа с детьми: беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, игры по теме.
Работа с родителями: формулирование и принятие цели работы; Обсуждение с родителями темы проекта, этапов его реализации.
Работа педагога: определение педагогом целей и задач, содержания проекта; прогнозирование результата; определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта :
Содержание деятельности родителей:
1. Помощь педагогам в наполняемости центров активности предметами и материалами по темам, проходящим в процессе реализации проекта;
2. Участие в продуктивной деятельности и оформление выставок в группе.
Содержание деятельности педагога:
1. Проведение запланированных мероприятий в рамках проектной деятельности по теме «Книжка-малышка своими руками»;
2. Фиксирование всех видов детской деятельности и работы с родителями.
Содержание деятельности с детьми:
- беседы по теме;
- чтение сказок, стихов, потешек, загадок, пословиц;
- пальчиковые игры, физкультминутки;
- игра «Чудесный мешочек» (по сказами);
- рассматривание иллюстраций по произведениям детских писателей;
- слушание сказок;
- собираем пазлы по сказкам;
- дидактические игры;
- обыгрывание сценок сказочных персонажей;
- игры-драматизации по сказкам;
- игра «Книжкина больница»;
- постройка теремка, домика;
- обыгрывание построек.
Рабочий план реализации проекта.
Форма работы Задачи Участники
Выбор книг для чтения в группе; выбор сказки для драматизации с детьми; выбор сказочных героев для включения персонажей в утреннюю гимнастику. Воспитатели
Беседы с родителями;
Проектирование книжки - малышки
1. Выяснение затруднений в вопросах воспитания детей.
2. Повысить интерес родителей к сотрудничеству
3. Сформировать представление об изготовлении книги Воспитатели, родители
Чтение русских народных сказок детям.
1. Учить слушать.
2. Познакомить детей с русскими народными сказками.
Воспитатели, дети
Проведение утренних гимнастик по мотивам сказок, потешек
1. Формировать физическое развитие детей.
2. Знакомить со сказочными персонажами. Воспитатели, дети
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Воспитатели, дети
Раскрашивание героев сказок 1. Продолжать знакомство с героями сказок.
2. Развивать графо – моторные навыки рук. Воспитатели, дети
Лепка героев сказок
1. Продолжать знакомство с героями сказок.
2. Продолжить развивать моторные навыки рук. Воспитатели, дети
Выставка книжек – малышек, изготовленных детьми и родителями. Воспитатели, дети, родители.
Анализ проведенной работы и обобщение материалов
Так же для родителей была подготовлена консультация «Книга – не учебник», Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению», Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме».
III. Заключительный этап. Выставка совместного творчества: «Книжки-малышки своими руками».
В ходе реализации проекта :
1. Повысился познавательный уровень дошкольников; интерес детей к театрализованной деятельности.
2. Активное участие родителей в организованных мероприятиях, проявление инициативы, фантазии, творчества.
3. Получение участниками проекта положительных эмоций.
ВЫВОД: Я считаю, что проект был реализован полностью. Активное участие в реализации проекта приняли родители. Дети стали бережнее обращаться с книгами, у них появился интерес к рассматриванию книжек и рассказыванию по картинкам сюжетов сказок.
Наша задача была показать, что книга – верный друг. Очень важно, чтобы и в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге. Все участники проекта получили массу удовольствия и хорошего настроения.
«Книжка-малышка», сделанная родителями вместе с детьми, позволила поднять интерес к художественной литературе, дать понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Выражаю огромную благодарность родителям принявшим участие в проекте!
Приложение 1. Консультация для родителей «Книга – не учебник».
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями,, , Ш. Перро, братьев Гримм,, ,, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.
Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».
Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации
Приложение 2. Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»
1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
2. Иногда детям очень трудно начать читать новую книжку. Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы.
Приложение 3. Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т. е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету.» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т. е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т. д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой); игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком; лото или домино «Герои любимых сказок»; пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений; отгадай загадку – найди отгадку; диски с аудиозаписями различных детских произведений; сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка; материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей; чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т. п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.