Зухра Бандукова
Проект «Яркие цветы Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 167 города Тюмени
ПРОЕКТ :
«Яркие цветы Сибири»
по ознакомлению дошкольников
с народными художественными промыслами
«Тюменский ковер»
Воспитатели:
Зухра Радиковна. Бандукова
Елена Леонидовна Зарипова
Надежда Александровна Кожевникова
Музыкальный руководитель:
Надежда Павловна Вандышева
Тюмень
2019г
Публикация «Проект „Яркие цветы Сибири“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Срок реализации: 1неделя
Вид проекта : краткосрочный, познавательный, творческий.
Участники проекта : воспитанники младшей группы «Ладушки», средней группы «Сказка», старшей группы «Дружная семейка», подготовительной группы «Буратино» МАДОУ ЦРР №167 г. Тюмени, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный работник.
Актуальность проекта :
В детские годы формируются основные качества человека. Известна истина: что заложено в начале жизни, то остается навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую детскую душу ребенка любовью к Родине, зародить интерес к истории родного края. Наши дети не достаточно знают о традиционных промыслах Тюменской земли. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов и несложных инструментов. В Тюменской области одним из наиболее ярких промыслов было и остается ковроткачество. Издавна, тюменский ковер за свою красоту и неповторимость славился далеко за пределами нашей страны.
Благодаря изучению истории и способов изготовления, художественного оформления Тюменского ковра у детей пробуждается интерес к быту наших предков. Кроме того, доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с Тюменским ковром, в котором воплотилась красота сибирской природы, тепло рук Тюменских мастеров.
Цель проекта : Знакомство детей с историей Тюменского ковра, способами его изготовления и его восстребовоность в нашей жизни.
Задачи проекта :
Дать детям первоначальные представления о Тюменском ковре.
Познакомить с историей возникновения Тюменского ковроткачества и его особенностями, а так же с современной
Формировать у детей чувства гордости за родной край.
Создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей, полученных в ходе реализации проекта.
Учить изображать ковер разными способами и художественными материалами.
Воспитывать трудолюбие, терпение и внимание.
Познакомить детей со словами: ткацкий станок, цветочная кайма, канва, ковроткачество, ворс, ворсистость, махровый, настольники, насундучники, кабинетные и гостиные ковры, пластилинография, рисование –тычком, фетр.
Предполагаемый результат:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего края.
Формирование чувства национального достоинства, высокий уровень социализации детей.
Овладение такими художественными способами, как: аппликация, пластилинография, выкладывание шерстяных нитей на шершавую поверхность, рисование жесткой кистью, с минимальным использованием воды.
Объеденение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, изделиями народных мастеров.
Обеспечение проектной деятельности :
Интернет – ресурсы;
Программа «Жемчужинка», Л. В. Костина, СВ. Горявина;
Подбор литературы;
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
Изготовление дидактических игр по теме;
Подготовка разного вида материалов: нитки, фетр, шаблоны, картон черного цвета;
Выставки книг, фотографий, рисунков поделок, создание мини – музея;
Создание условий для проведения совместной деятельности (оформление групповой комнаты, музыкального зала.)
План реализации проекта
Методический кабинет детского сада
Оформление выставки методической и художественной литературы по ознакомлению с народными промыслами Тюменской области.
Группы детского сада
Мини-музей «Прикладного искусства Тюменских мастеров» (Народные игрушки; Игрушки-сувениры; Поделки, выполненные детьми, родителями; Самотканые коврики; Наборы фотографий и картинок; Наборы для творчества)
Дидактические игры, выполненные педагогами («Четвертый лишний», «Собери ковер», «Подбери заплатку», «Выложи новый узор»).
Раскраски с изображением Тюменских ковров.
Умелые руки (Трафареты ковровых узоров; Схемы выкладывания узоров; Альбом фотографий «Ковры Тюменского края»).
Музыкальный зал детского сада Оформление зала к досугу
Оформление холлов детского сада
Оформление выставки рисунков и поделок «Народные промыслы и ремесла Тюменской области»,
Познавательно – речевое развитие
Беседа:«История бабушкиного ковра»
Беседа о Тюменском ковре в наше время.
Рассматривание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Рассматривание альбома
«Тюменские ковры»
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация «Коврик для «котенка»
Пластилинография «Бабушкин ковер»
Аппликация нитками
«Яркий Тюменский ковер»
Рисование «Дизайнеры ковровой фабрики»
Досуг «В гостях у мастериц»
Социально – личностное развитие
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Сюжетно-ролевые игры «Магазин ковров», «Ткачихи – мастерицы»
Эстафета «Кто быстрее выложит узор ковра?»
Дидактическая игра «Выложи новый узор»
Дидактическая игра «Собери ковер»
Работа с родителями
ширмы:
«История Тюменского ковра»
«История Тюменского ковра»
«Легендарные Тюменские ковры»
«Легендарные Тюменские ковры»
Оформление мини – музея в группе
Экскурсии по родному городу
Экскурсии по родному городу музейный комплекс имени И. Я. Словцова- «Тюменские ковры»
консультации:
«В музее с ребенком»
Как и когда знакомить детей с историей родного края
Семейные традиции и рукотворные реликвии
Выставка рисунков и поделок «Этот яркий Тюменский ковер»;
Выставка дидактических игр сделанных руками родителей и педагогов
Итогом данного проекта стал досуг «В гостях у тюменских мастериц»
Вывод:
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем национального характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Таким образом, будущее имеет лишь тот народ, который передает все самое ценное из поколение в поколение.