Лаура Смагулова
Проект «Я иду в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект во второй младшей группе по адаптации
Тема: «Я иду в детский сад»
Тип проекта : творческий.
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Сроки реализации: Сентябрь – октябрь 2020г.
Актуальность
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Публикация «Проект „Я иду в детский сад“» размещена в разделах
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- строгий режим дня;
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
-новые требования к поведению;
-постоянный контакт со сверстниками;
-новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
-другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого необходимо:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
-подготовительная работа в семье;
- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цель проекта :
-создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
-сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
-Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
-Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Методы:
-Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
- анкетирование (родителей) ;
-наблюдения;
-беседа;
продукты совместной деятельности детей и родителей.
Основные направления проекта :
-Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
-Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
-Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
-повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Формы работы с детьми:
-элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры (песок, вода) ;
-сказкотерапия;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
-культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
-постепенное заполнение группы;
-гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный (организационный) :
-создание методического обеспечения;
-создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе;
- помещение информации в родительский уголок.
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский) :
- знакомство с семьей;
-ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
-информационная деятельность:
-организованные тематические встречи;
- беседы с родителями.
- практическая деятельность:
- совместные праздники, развлечения;
-работа с детьми;
3этап. Заключительный (результативность) :
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
-знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности) :
- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
-ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
-приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
-приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
-ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
- ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей) :
-ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
-ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
-ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
-ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Ожидаемый результат:
Благоприятный адаптационный период детей
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Для самостоятельной активности детей были подготовлены центры развития:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
книжный уголок;
уголок сенсомоторного развития;
уголок настольно-печатных игр;
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
игровая зона (с игрушками, строительным материалом).
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
На дальнейшем этапе реализации проекта велась работа на установление доверительных отношений с детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения.
В ходе реализации проекта «Я иду в детский сад» были получены следующие результаты:
-Успешное прохождение детьми адаптационного периода;
-Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;
-Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;
-Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Табл. 1 Организация мероприятий, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком.
№ недели
Дни недели
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник 1. «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами
2. Игра «Полянка настроения»
3.«Обнимашки» телесная терапия
1. Игра «Бабочки на лугу»
2. Сказкотерапия
3.«Цветок» релаксационное упражнение
4.«Обнимашки»
1. Игра «Полянка настроения»
2. Сказкотерапия
3.«Солнечный зайчик» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» релаксационное упражнение
1. Игра «Салют»
2. Сказкотерапия
3.«Цветок» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
Вторник 1. Игра «Колючий ёжик»
2. Сказкотерапия
3.«Воздушные шарики» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Храбрые лягушата»
2. Сказкотерапия
3.«Тепло-холодно» релаксационное упражнение
1. Игра «Что нам подскажут наши пальчики»
2. Сказкотерапия
3.«Пчелка» релаксационное упражнение
4.«Обнималки»
телесная терапия
1. Игра «Бабочки
на лугу»
2. Сказкотерапия
3.«Воздушные
шарики» релаксационное упражнение
4.«Обнималки»
телесная терапия
Среда 1. Игра «Что нам подскажут наши пальчики»
2. Сказкотерапия
3.«Облака» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия.
1. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
2. Сказкотерапия
3.«Солнышко и тучка» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Дом счастливого ребенка»
2. Сказкотерапия
3.«Бабочка» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Упражнение
«Дышим животиком»
2. Сказкотерапия
3.«Облака»релаксационное
упражнение
4.«Обнималки»
телесная
терапия
Четверг 1. Игра «Легкое перышко»
2. Сказкотерапия
3.«Лентяи» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Разговор с игрушкой»
2. Сказкотерапия
3.«Солнышко и тучка» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Храбрые лягушата»
2. Сказкотерапия
3.«Птички» релаксационное упражнение
4.«Обнималки»
телесная терапия
1. Игра «Полянка настроения»
2. Сказкотерапия
3.«Лентяи» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
Пятница 1. Упражнение «Дышим животиком»
2. Сказкотерапия
3.«Водопад» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Дом счастливого ребенка»
2. Сказкотерапия
3.«Улыбка» релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
2. Сказкотерапия
3.«Сосулька»
релаксационное упражнение
4.«Обнималки» телесная терапия
1. Игра «Легкое перышко»
2. Сказкотерапия
3.«Водопад» релаксационное
упражнение
4.«Обнималки»
телесная
терапия
Итоги проекта
В ходе реализации проекта «Я иду в детский сад» были получены следующие результаты:
Успешное прохождение детьми адаптационного периода;
Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;
Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;
Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Создана картотека игр в адаптационный период для детей младшей группы