Ишимова Марина Ивановна
Проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Я и моя семья.
Тип проекта :
По характеру содержания: Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
По характеру участия ребенка в проекте : Участник.
По характеру контактов участников в проекте : Внутри одной группы.
По количеству участников: Групповой.
По продолжительности: Долгосрочный
Актуальность:
Публикация «Проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому своей семье и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой дет. сад.
Цель:
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
• Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
• Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
• Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
• Сформировать у детей любовь к Родине при помощи накопленного ими социального опыта жизни в своем поселке, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры
• Воспитать любовь и уважение к семье, как и людям, которые живут вместе. Научить любить друг друга и заботиться о родных и близких.
• Создать систему работы.
• Расширить предметно- развивающую среду в группе.
• Установить тесные связи с родителями
Планирование деятельности:
Направления работы Содержание деятельности
Работа с детьми
Работа с родителями 1. Диагностика уровня готовности восприятия материала по ознакомлению дошкольников с родным поселком, отслеживание динамики развития детей по всем поставленным задачам.
2. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
3. Чтение художественной и познавательной литературы по тематическим блокам.
4. Продуктивная деятельность детей. Аппликация: «Весёлые портреты», «Папин праздник»; «Моя комната», «Моя семья», «Моя мама»;
5. Подвижные, дидактические, настольные, имитационные игры, игры-путешествия.
1. Привлечь родителей к изготовлению украшений для музыкального зала, к разучиванию стихов и песен к праздникам.
2. Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов.
3. Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки).
4. Консультации: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Как организовать Новогодний праздник дома», «Неуправляемые детки: ну и как их воспитывать?», «Как правильно общаться с детьми».
6. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» по разделу «Общение с детьми».
7. Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи»
8. Родительское собрание «Традиции в вашей семье».
10. Музыкально-спортивный праздник совместно с родителями «Проводы Зимы»
Методическое сопровождение
1. Организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
2. Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
3. Подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные».
4. Подборка литературы познавательного характера.
5. Конспекты познавательных занятий, бесед.
6. Сценарии праздников, досугов и развлечений.
7. Консультационный материал для педагогов: «Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании».
8. Консультационный материал для родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Я и моя семья»
Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями
декабрь
1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье.
2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи.
3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.
4. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших. 1. Занятие «Состав семьи - семь я».
2. Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я. Акима.
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
4. Игры: «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным».
5. Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для группы).
6. «Новый год у ворот!». Разучивание стихотворений, песен, танцев к утреннику.
1. Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи».
2. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».
3. Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи».
4. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».
ЯНВАРЬ
1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них.
2. Учить детей поиску конструктивных решений конфликта.
3. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.
4. Формирование личного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм. 1. Беседа «Собака в жизни человека - верный друг».
2. Чтение стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» Людвиг Ежи Керн.
3. Этюд «Котята» С. Маршак.
4. Дидактические игры «Чёрное-белое», «По кругу».
5. Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
1. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» по разделу «Общение с детьми».
ФЕВРАЛЬ
1. На эмоционально чувственной основе дать детям первые представления о военных, связав
2. их с Днем Защитника Отечества.
2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину. 1. Беседа «Папин праздник».
2. Рисование
Мой папа»
3. Изготовление подарков для пап и дедушек.
4. Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены», репродукции В. М. Васнецова «Богатыри».
5. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».
6. Аппликация с рисованием
«Папин праздник».
1. Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов.
МАРТ
1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека.
2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения говорящих друг другу.
3. Воспитывать желание сделать что-нибудь приятное для близкого человека. 1. Занятие «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!».
2. Чтение рассказов В. А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки».
3. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу».
4. Рисование портрета «Моя мама».
5. Утренник для мам и бабушек.
6. Разучивание стихотворений.
7. Изготовление подарков для мам, бабушек.
1. Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка».
2. Выставка детских рисунков «Моя мамочка».
АПРЕЛЬ
1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому.
2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
3. Продолжать формировать представления о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека. 1. Музыкально – спортивный праздник совместно с родителями «Проводы Зимы».
2. Беседа «Что разрушает семью?» (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень).
3. Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья».
4. Игра «Я умею делать сам».
5. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
6. Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».
1. Консультация «Как правильно общаться с детьми».
МАЙ
1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
2 .Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.
3. Определение уровня знаний детей. 1. Беседа «Этот День Победы».
с просмотром иллюстраций
2. Рисование «Самая лучшая семья» составление рассказа о своей семье.
3. Слушание и пение фронтовых песен.
4. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».
5. Обследование детей на определение итоговых знаний. 1. Предложить сходить к Вечному Огню с ребёнком. Рассказать о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне
2. Родительское собрание «Семейные традиции»
3. Развлекательная программа «Веселая семейка».
Анализ выполнения проекта :
За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов детей и родителей
1. Дети лучше узнали свои корни, хорошо представляют, что такое род, родословная, семья. Имеют представление о культурных традициях своей семьи. Знают свое имя, фамилию, отчество, пол, возраст, место работы родителей.
2. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили семьи воспитанников, познакомилась с особенностями семейного воспитания.
3. Повысился уровень культуры родителей, произошли улучшения взаимодействия педагогов, детей и родителей.
4. Расширились представления у детей о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
5. Активизировали активный и пассивный словарь у детей. Правильно понимают слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый). 2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.
6. Ребята имеют представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
7. Узнают и называют разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
8. Мы способствовали воспитанию у детей интереса и любви к профессиям взрослых, чувство уважения друг к другу и коллективизма.
9. Расширили игровые умения детей развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего и из литературных произведений. Старались научить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, убеждать, действовать. Стараются согласовывать свои действия с действиями партнеров.