болбякова ольга анатольевна
Проект «История пуговицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий
Продолжительность: среднесрочный (4 недели)
Срок реализации: май 2021 года.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность
Публикация «Проект „История пуговицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.
Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”
Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.
Мы с вами остановимся на пуговицах.
Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.
Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности
А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.
И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Цель проекта :
Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо предмете (пуговице, привлечь родителей и детей к совместному, продуктивному творчеству из бросового материала.
Задачи проекта :
1. Формировать представления о многообразии видов пуговиц.
2. Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности,
мыслительной активности и творческие способности.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки: стремления старших дошкольников в обследовании предметов в подгрупповой форме работы.
4. Привлекать родителей к совместной, продуктивной деятельности с детьми
Методы осуществления.
- Рассматривание наглядного материала.
- Ответы на вопросы детей. - Чтение художественной литературы.
- Тематические рассказывания.
- Практические.
- Игровые.
Ожидаемый результат.
- Расширить знания детей о коллекционировании.
- Создать в группе мини-музей.
- Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
- Укрепить семейные связи.
Предварительная работа:
- подбор материала: литература, стихи, пословицы, поговорки, пуговицы разных видов;
- предварительная работа с родителями, воспитателями, работниками ДОУ о значении вещей ( предмет: пуговица).
1 этап. Подготовительный
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
3. Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить перспективный план работы.
2 этап. Основной
Формы и методы работы с детьми:
Образовательная деятельность:
- «Истории о пуговицах» - чтение авторских произведений о пуговицах (чтение рассказа Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица» и др.)
- «История возникновения пуговиц» - презентация
- «Путешествие на машине времени» - сбор материала, о том, какая была пуговица в разные периоды истории
- «Мир ткани и фурнитуры» - экскурсия в магазин
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов, из которых изготовлена пуговица
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
- «Пуговичная мозаика»
Цель: выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу;
- «Подбери колеса»
Цель: развитие умения подставлять недостающие детали, в соответствии с формой, цветом, размером
- «Сосчитай-ка»
Цель: развивать умения в счете
- «Чудо-пуговица»
Цель: развивать умение видеть в пуговице часть целого
- «Посмотри-укрась»
Цель: развивать умение декорировать модель платья и рубашки с помощью пуговиц на липучке
- «Пришей пуговицу»
Цель: развивать умение шнуровать по заданной схеме
- «Цветик - семицветик»
Цель: развивать умение составлять из пуговиц картинку по заданной схеме
- «Метание пуговиц»
Цель: развивать умение выдувать пуговицу через соломинку из игрового поля
- «Посади клумбу»
Цель: развивать умения собирать из пуговиц цветы с помощью лески, ниток
- «Счетная панель»
Цель: формировать навыки работы по словесной инструкции, например: Возьми в левую руку 5 красных пуговиц…
- «Наводим порядок»
Цель: с помощью пуговиц заполнить недостающие детали в картинке
- «Геометрические фигуры»
Цель: С помощью пуговиц составлять геометрические фигуры
- «Собери фрукты»
Цель: развивать умение заменять предметы заместителями
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин пуговиц», «Ателье», «Семья», «Мы дизайнеры», «Пуговичная фабрика»
Продуктивная деятельность:
Рисование с использованием различных технологий (штамп, наброс, кляксография и др.)
«Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор», «Дождик», «Гроздья винограда»,
«Мухомор», «Божья коровка», «Машинка», «Клоун Кузя», «Дед Мороз»,
«Пуговицы для сказочных персонажей», «Аквариум», «Солнышко», «Придумай и нарисуй свою пуговицу» и др.
Лепка
Составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине и тесте:
«Солнышко», «Пирамидка», «Куколка из пуговиц», «Глобус», «Сороконожка», «Поросенок»,«Яркая рамочка для фотографии»,
«Мухомор», «Ягодная полянка», «Яблоня», «Витамины в банке»,
«Красивая тарелка», «Цветы», «Бабочка», «Гусеница», «Наряжаем елочку»,
«Волшебный цветок», «Поросенок», «Божья коровка».
Конструирование
Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.
Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .
«Гусеница», «Выкладывание узоров», «Бабочка», «Браслет для мамы»,
«Сова», «Дерево из ниток и пуговиц», «Домик», «Пирамидка», «Печенье» из соленого теста, панно «Осенний вальс», «Паучок», «Веселые человечки»,
«Горшочек с цветком».
Ручной труд
Пришивание пуговиц, нанизывание.
«Бусы из пуговиц», «Бусы», панно «Сад», «Сердечко для мамы»,
«Подставка под горячее, «Украшение для кухни», «Кольцо», «Бабочки»,
«Тарелка».
Приготовление печенья "Пуговицы
Экспериментально – поисковая деятельность:
- Рассматривание пуговиц под лупой;
- знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)
Речевая деятельность:
- Рассказ из личного опыта «Как я научился застёгивать пуговицы»
- Составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи»
- Придумывание сказок и историй.
- Заучивание пословиц и поговорок о пуговицах.
- Отгадывание загадок о пуговицах и придумывание своих.
Взаимодействие с семьей:
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
- Консультации «Семейные традиции – коллекционирование», «Филобутонистика – коллекционирование старинных пуговиц», «Игры с пуговицами как средство развития познавательных мыслительных процессов и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
- Изготовление поделок.
- Придумывание сказок и историй про пуговицу.
- Пополнение коллекции пуговиц.
- Пополнение папки «Пуговица- чудесница», «Чудо –пуговка».
- Проведение смотра-конкурса поделок «Мы с мамой –рукодельницы».
- Проведение выставки-конкурса рисунков «Пуговичка».
- Проведение конкурса сказки про пуговицу «Сказочная страна».
- Экскурсии в магазин фурнитуры, ателье.
- Написание книжек-малышек или большой книги о своей истории или сказки про пуговицу.
3 этап: Заключительный
1. Создание мини-музея в группе.
2. Выставка поделок родителей и детей «Пуговичные шедевры»
Приложение №1
Пословицы и поговорки о пуговицах.
«Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк».
«Застегнут на все пуговицы».
«Прост, как пуговица».
На чужой рот пуговицы не нашить».
«Пуговички золоченые, а три дня не евши».
Умная умница, что светлая пуговица».
«Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано».
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе – медная пуговица».
Загадки.
Предметы, необходимые для работы с пуговицами и требующие осторожного обращения.
Я - одинокая старуха, Я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, Как паутину я тяну. (Иголка).
Очень любят обрезать, Разрезать и надрезать. Что это? - (Ножницы).
Два конца, два кольца, А в середине гвоздик. Что это? - (Ножницы).
Я - иголкина подружка, Только нет у меня ушка. (Булавка).
К. Чуковский
Приложение №2
Материал для бесед с родителями.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Игры с пуговицами имеют большие преимущества:
1. Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии.
2. Пуговицами нельзя порезаться, уколоться.
3. Пуговицы легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.
Уважаемые взрослые!
Поддерживайте и развивайте интерес ребенка к играм с пуговицами!
Значение.
Пуговицы помогают запомнить свойства:
ЦВЕТ – выделять, запоминать, сравнивать.
ФОРМА – круглая, овальная, квадратная, прямоугольная.
Структура – дерево, пластмасса, металл, стекло.
Позволяют закреплять знания:
1. О геометрических фигурах. 2. Знакомить с понятием «Величина». 3. Усваивать тему: «Количество». 4. Понять расположение предметов (далеко, близко, рядом, справа, слева).
Пуговицы используются :
В дидактических играх: «Выложи узор», «Найди пару», «Подбери к одежде».
Как пуговичный массаж, активизирующий сенсомоторную функцию.
Как развитие тактильных ощущений при ощупывании пуговиц пальцами, ладонями рук.
Как развитие моторных центров речи.
Все упражнения с пуговицами развивают УСИДЧИВОСТЬ.
Возьмите руку ребенка с пуговицей и покажите, как ею пользоваться!
Любая, самая обыкновенная вещь может рассказать многое о человеке!
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Из истории пуговиц
История возникновения пуговиц насчитывает много веков. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в 3 тысячелетии до н. э древние люди использовали шипы растений, косточки, палочки, чтобы соединять части одежды. Кто именно изобрел первую пуговицу? Истории это неизвестно. Ученые склоняются к тому, что это были древние греки или римляне. Другие исследователи предполагают, что пуговица родом из Азии. В старину пуговицы считались большой редкостью, их дарили на счастье, как магический оберег или использовали как талисман. Слово «пуговица» происходит от слова «пугать». Существует целая наука по изучению пуговиц, которая называется «филобутанистика».
Итак, пуговицы многофункциональны :
Пуговица как застежка (утилитарная).
Пуговица как украшение (декоративная).
Пуговица как магический оберег.
Пуговица как отпугиватель враждебных человеку сил.
Пуговица как талисман.
Пуговица как фурнитура.
Пуговица как часть одежды.
Пуговица как опознавательный знак (информативная).
Изготавливают пуговицы из различных материалов:
- по структуре они бывают деревянные, металлические пластмассовые, стеклянные. Из пуговиц можно изготовить массу прекрасных вещей: браслеты, бусы, ободки для волос, украсить сумку, сделать цветы, панно и многое другое, проявив фантазию и дизайн,
- по форме пуговицы бывают : квадратные, треугольные, цилиндрические, шарообразные и неправильной формы.
Пуговица как часть одежды, как вещь может много рассказать о его хозяине. По отношению человека к вещам судят о нем самом, о его характере, увлечении, о желании быть аккуратным или бережливом, о трудолюбии и лени.
Откройте для себя по новому мир вещей!
Как пришить пуговицу?
Пришить пуговицу несложно, однако при этом следует соблюдать основные правила.
Прежде всего необходимо наметить мелом место, где будет пришита пуговица. Если на месте старой пуговицы остались нитки, то их нужно аккуратно удалить. На верхней одежде пуговицы не должны прилегать к ткани. Их нужно пришивать на «ножке». Для этого между тканью и пуговицей надо положить спичку и только после этого пришивать пуговицу. Затем спичку нужно вынуть, а ниткой несколько раз обмотать стежки. После этого нитку следует закреплять с изнаночной стороны. Чтобы пуговица лучше держалась, с изнанки можно пришить вместе с основной еще одну, маленькую, благодаря чему ткань не порвется. На легких тканях вместо маленькой пуговицы можно подложить квадратный лоскуток ткани.
Советы:
Пуговицы на одежде с отворотами или с застежками до верха одежды. Следует пришивать только за один слой ткани.
Пуговицы можно пришить нитками, совпадающими по цвету с самой пуговицей или тканью.
К тонкой легкой ткани пуговицу следует пришивать тонкой легкой ниткой, при этом следить, чтобы нить не стягивала ткань.
Пуговицы с четырьмя отверстиями к женской и мужской одежде пришивают по — разному: к женской — по диагонали, к мужской — через два соседних отверстия с одной и с другой стороны.
Дидактические игры к проекту «Мир пуговиц»
Долгое время личностное развитие ребенка в педагогике было делом второстепеным. В настоящее время произошла смена приоритетов. Современное общество нацелено на изучение внутреннего мира личности дошкольника.
Игра «Чудесные пуговицы»
Задачи:
1. Вызвать положительные эмоции детей во время игры и желание пофантазировать.
2. Развивать коммуникативные навыки, используя различные средства общения: вербальные и невербальные.
Оборудование:
коробочка с разными пуговицами, пустая шкатулка.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям при ответе на каждые вопрос опускать пуговицу в шкатулку.
1. «Больше всего я люблю. (ребенок продолжает фразу).
2. «Я очень не люблю.»
3. «Когда я вырасту, я стану.»
4 «Лучше всего я умею.»
5. «У меня пока не получается.».
6. «Я очень хочу научиться.»
Открывается шкатулка. Воспитатель обращает внимание на то, что все пуговицы разные.
- Какие бывают еще пуговицы? ( ответы детей: по форме: круглые, квадратные. С дырочками, на «ножке»).
Действительно, также, как все люди отличаются друг от друга своими желаниями, способностями и чувствами, так и пуговицы изготовлены из разного материала, бывают разные по форме, цвету.