Екатерина Некрасова
Проект «Использование музейной педагогики и технологии Даров Фрёбеля в рамках реализации программы воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Исследовательский, познавательно-творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации : 16.01.2023 – 19.05.2023 г.
Авторы: Рогачёва Надежда Олеговна, Некрасова Екатерина Николаевна
Темочки:
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Фрёбель Ф. Дары Фребеля
- Темочки
Цель проекта : Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.
Задачи:
-прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
-познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
-учить видеть красоту природы;
-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
-развивать умение связно и последовательно составлять экологические сказки с использованием «Даров Фребеля»;
-развивать логическое мышление, внимание, память обогащать словарный запас;
- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;
-учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: - интересен детям; - понятен детям; - доступен для запоминания и размышления над ним детьми.
Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям. В этом нам помог виртуальный мини музей. Который существует на базе нашего ДОУ уже 3 года. Мы выбирали различные варианты подачи материала детям так, чтобы это им было интересно, материал должен быть лаконично подан детям, на языке детей, что бы удержать их интерес. И таким средством передачи информации стали видео экскурсии. Мы предлагаем не просто экскурсию, мы предлагаем еще обратную связь, то есть: выучить стихотворение, нарисовать рисунок, сделать поделку по теме экскурсии.
В данном проекте мы выбрали также форму сказок, а именно составление и обыгрывание сказок, с использованием «Даров Фребеля», для закрепления полученных знаний. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна детям. Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе.
Направление работы:
- пробуждение интереса к природе.
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- развитие коммуникативных качеств у детей;
- обобщение представлений о природе;
- пробуждение воображения и фантазии;
Этапы проекта :
1. Подготовительный (16-31 января)
Цель: организация и подготовка к работе по проекту.
-Подготовка видео экскурсий с использованием музейной педагогике «Рыбы озера Байкал», «Обитатели тайги Сибири», «Хвойные растения нашего края».
-Подбор интерактивных игр «Обитатели Байкала», «Животные тайги», «Хвойные деревья нашего края».
-Написание конспекта интегрированной образовательной деятельности «Рыбы озера Байкал», «Обитатели тайги Сибири», «Хвойные растения нашего края» с использованием музейной педагогики;
-Подбор интерактивных игр «Обитатели Байкала», «Животные тайги», «Хвойные деревья»;
-Подбор рассказов, стихов, сказок о природе; загадок для детей; народных примет; дидактических игр; подготовка тематических выставок книг в уголке природы и книги; плакатов; иллюстраций; тематических картинок.
-Беседы о растениях и животных; материалы для художественного творчества.
-Презентации на темы: «Заповедники», «Жизнь животных в природе», «Роль растений в жизни животных», «Океаны и их обитатели», «Реки малой родины», «Байкал».
-Дискуссия - поиск ответов на поставленные вопросы: давайте представим, что растения и животные вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе, поселке? Возле нашего сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему растения и животные могут исчезнуть? -Беседы-обсуждения с детьми: «Что вы знаете о природе?», «Как надо любить и беречь природу?», «Что такое экология?», «Кто такой эколог?».
-Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
-Анализ практических и теоретических сведений об экологической культуре дошкольников. Определение уровня знаний детей, выявление запросов родителей.
2. Основной этап:
2.1. «Рыбы озера Байкал» (01-28 февраля)
2.2. «Обитатели Тайги Сибири» (01-31 марта)
2.3. «Хвойные растения нашего края» (01-28 апреля)
«Рыбы озера Байкал» :
- Просмотр видео экскурсий с использованием музейной педагогике «Рыбы озера Байкал»;
-Выполнения домашнего задания совместно с родителями (рисование рыб озера Байкал);
-Просмотр иллюстраций; тематических картинок.
-Чтение рассказов, стихов, сказок о озере Байкал;
- Беседы «Как надо любить и беречь природу?», «Что будет если бросать мусор в реки», «Вода источник жизни на Земле» и т. д.
- Игры с использованием би-бота «Четвертый лишний», «Бродилки» и т. д.
-Сюжетно-ролевая игра «Едим на отдых на берег реки», подвижные игры;
-Просмотр мультфильма Жила была царевна «Спасение осьминога»;
-Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) рыбы озера Байкал;
- Опытно-экспериментальная деятельность «Помоги очистить озеро Байкал от мусора»;
- Интерактивные игры «Обитатели Байкала»;
- Выкладывание рыб с использованием Даров Фребеля;
- Интегрированная образовательной деятельности «Рыбы озера Байкал» с использованием музейной педагогике ;
- Составление и обыгрывание сказки с использованием Даров Фребеля «Спасение озера Байкал».
«Обитатели Тайги Сибири» :
-Просмотр видео экскурсий с использованием музейной педагогике «»;
-Выполнения домашнего задания совместно с родителями, заучивание стихов о любом животном нашего края;
-Просмотр иллюстраций; тематических картинок.
-Чтение рассказов, стихов, сказок о животных нашего края;
- Беседы «Почему животные могут исчезнуть?», «Что вы знаете о природе?», «Лес это дом животных», «Растение- легкие Земли» и т. д.
-Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в сказочный лес», подвижные игры;
-Просмотр мультфильма «Сказочный лес»;
-Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) «Обитатели тайги Сибири»;
- Игры с использованием би-бота «Четвертый лишний», «Бродилки» и т. д.
- Подделки из природного и бросового материала «Животные тайги»;
- Опытно-экспериментальная деятельность «В мире животных»;
- Интерактивные игры «Животные тайги»;
- Выкладывание животных нашего края с использованием Даров Фребеля;
- Интегрированная образовательной деятельности «Обитатели тайги Сибири» с использованием музейной педагогике;
- Составление и обыгрывание сказки с использованием Даров Фребеля «Зайчик Непоседы спасает друзей».
«Хвойные растения нашего края» :
-Просмотр видео экскурсий с использованием музейной педагогике «Хвойные деревья нашего края»;
-Выполнения домашнего задания совместно с родителями, заучивание стихов о хвойных деревьях нашего края и сбор фотографий рядом с хвойным деревом;
-Просмотр иллюстраций; тематических картинок.
-Чтение рассказов, стихов, сказок о хвойных растениях нашего края;
- Беседы «Изменится ли что-нибудь в нашей жизни?», «В нашем городе, поселке? Возле нашего сада?» «Изменится ли что-нибудь в нашей жизни?», «Береги лес от пожара» и т. д.
-Сюжетно-ролевая игра «Лесные забавы», подвижные игры;
-Просмотр мультфильма «Деревья тоже болеют»;
-Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) «Хвойные деревья»;
- Игры с использованием би-бота «Четвертый лишний», «Бродилки» и т. д.
- Подделки из природного и бросового материала «Хвойные деревья»;
- Опытно-экспериментальная деятельность «Деревья, их строение и свойства»;
- Интерактивные игры «Хвойные деревья нашего края»;
- Выкладывание хвойных деревьев с использованием Даров Фребеля;
- Интегрированная образовательной деятельности «Хвойные деревья» с использованием музейной педагогике ;
- Составление и обыгрывание сказки с использованием Даров Фребеля «Сказка о маленьком кедре».
3. Итоговый этап (01-19 мая) :
1. Фотогазета «Чистота природы начинается с нас!».
2. Развлечение экологический вечер «Тропа загадок».
3. Оформление и размещение сказок с использованием Даров Фребеля «Спасение озера Байкал», «Зайчик Непоседы спасает друзей», «Сказка о маленьком кедре» и размещение на личном Ютуб-канале и на сайте ДОУ.
https://youtu.be/57R4sFZkH5U?si=TSrvfZDCE-9wp3jC
https://youtu.be/RbvcMyMdgug?si=kuWCG5j9pXiIb4H-
https://youtu.be/9rlYoXDwEes?si=RlLBiSOUqcnukjPg
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
- Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
- Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .
- Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
- Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
- Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
- У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
- У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
- Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
У родителей:
- повысился уровень экологического сознания;
- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду и родителями дома. В дальнейшем мы планируем пополнять картотеку детско-авторских видео сказок по экологической направленности в рамках реализации программы воспитания «Ценность природы.»
Вывод:
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через просмотр видео экскурсий с использованием музейной педагогики, совместную деятельность взрослого и ребенка и разнообразные игры, как итог закрепляет знания через составление и обыгрывание сказки с использованием Даров Фребеля, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.