Ша
Проект-исследование «Развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки РТ
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» г. Арск
Арского района РТ
ПРОЕКТ - ИССЛЕДОВАНИЕ
Развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре.
Ф. И. О. участников рабочей группы:
Музыкальный руководитель:
Закирова Р. Н.
Воспитатель старшей группы:
Гибадуллина Г. Н.
.
Руководитель проекта :
заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» Гибадуллина Г. Ш.
Арск - 2012
Постановка проблемы
Публикация «Проект-исследование „Развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Оркестр для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
В современном дошкольном образовании России актуальной становится функция охраны жизни и здоровья ребенка. Обеспечение физического, психического и социального здоровья происходит при помощи двух основных механизмов: сохранение его здоровья и повышение его резервов.
Психолого – педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения заключается в педагогической актуализации личностного развития ребенка, обеспечении физического, психического и социального здоровья. Развивающая образовательная среда, личностно – ориентированное взаимодействие воспитателя с ребенком позволят ребенку познавать окружающий мир, развиваться и быть здоровым.
Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Рассматривая взаимодействие между детьми в совместной музыкальной деятельности, можно отметить снижение когнитивного эгоцентризма в социальных отношениях, развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок в процессе общения с ровесниками, а также совместной деятельности детей-дошкольников.
Изучив особенности развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста можно отметить, что отношение как к совместной деятельности, так и к сверстнику, который в ней участвует, основано на симпатии и предполагает активность ребенка как субъекта отношений. Эта позиция во взаимоотношениях позволяет развивать такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, стремление оказать помощь, активность в преодолении трудностей, восприятие положительных образцов поведения и др.
В случаях эмоционально- отрицательного отношения, эти качества превращаются в диаметрально-полярные по содержанию, и определяются спецификой умений общения, владением культуры взаимодействия, характером эмпатических переживаний, социальным статусом ребенка в группе.
Музыкальный руководитель, планируя в своей деятельности гибкие и интересные занятия, тщательно наблюдает за деятельностью детей в течение музыкального занятия, изменяет и адаптирует материалы и сами задания, чтобы они соответствовали разнообразным интересам и потребностям ребенка.
Для реализации поставленных задач используются ансамблевые объединения, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми. На этом этапе усиливается роль музыкального руководителя как организатора детского музыкального оркестра. Детям предлагается выбрать произведение, которое звучало бы в исполнении детского оркестра, и объединиться в мини-ансамбли для совместного музицирования. При этом учитываются желания детей, оказывается помощь «необщительно-враждебным» детям с целью их вхождения в группу. На данном этапе меняется тактика взаимодействия музыкального руководителя с дошкольниками (он является не только инициатором, но и советчиком, партнером).
Цель проекта
В процессе игры в оркестре, используя различные педагогические технологии, выявить опыт положительных взаимоотношений и умения детей взаимодействовать в процессе совместного музицирования.
Задачи проекта :
1. Изучить теоретический материал по данной теме.
2. Повести тестирование и сравнительную диагностику развития взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре.
3. Предложить рекомендации по использованию данной педагогической технологии на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.
Целевая группа проекта
Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта
4 недели
Место реализации проекта
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» г. Арск Арского района РТ
Этапы реализации проекта
1. Изучение теоретического материала по данной теме.
2. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Место и время реализации проекта
Свободная совместная деятельность детей, музыкальные занятия, игровые ситуации.
Логическая технология организации детского оркестра
Диагностика
Направления диагностики
1. Изучение особенностей взаимоотношений детей в совместной деятельности.
2. Выявление особенностей умения детей музицировать в процессе игры в оркестре.
Гипотеза
Если использовать принципы взаимодействия между детьми в совместной деятельности через организацию детского оркестра, то это будет способствовать снижению когнитивного эгоцентризма в социальных отношениях, развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и моральных установок у детей дошкольного возраста.
Методы исследования
Изучение и анализ литературы по теме проекта, наблюдение, экспертный опрос, тестирование.
База исследования
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» г. Арск Арского района РТ
Практическая значимость
Материалы данного проекта могут быть использованы воспитателями и музыкальными руководителями дошкольных учреждений, родителями, а также студентами и преподавателями педагогических учебных заведений.
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1 Изучение теоретического материала по данной теме. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» 1 неделя Закирова Р. Н.
Гибадуллина Г. Н.
2 Проведение занятий по образовательной деятельности «Музыка» старшая группа 1 неделя Закирова Р. Н.
Гибадуллина Г. Н.
3 Проведение анкетирования среди родителей «Приобщение детей к игре на детских шумовых инструментах» МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» 1 неделя Закирова Р. Н.
Гибадуллина Г. Н.
4 Проведение занятий по образовательной деятельности «Конструирование» для самостоятельного изготовления шумовых инструментов. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» 1-4 недели Гибадуллина Г. Н.
Муллагалиева Г. Ф.
5 Проведение итогов диагностики. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» 1 неделя Закирова Р. Н.
Гибадуллина Г. Н.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Дети:
Положительная динамика в развитии взаимоотношений. Накопление опыта совместной деятельности. Улучшение атмосферы в группе. Развитие умений музицирования. Появление чувства ансамблевости.
Родители:
Появление интереса и желания играть в оркестре. Повышение интереса к детскому музицированию. Интерес к проблеме отношений ребенка со сверстниками в группе. Прогнозирование «музыкального будущего» ребенка.
Педагоги:
Интерес к проблеме развития детских взаимоотношений в «неожиданных» видах деятельности. Участие в организации детского оркестра. Сотрудничество с музыкальным руководителем. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей.
Музыкальный руководитель:
Решение задач организации детского оркестра в общем контексте задач музыкального развития ребенка. Сотрудничество с педагогами. Планирование и реализация работы с детьми с учетом особенностей детских взаимоотношений
Методы диагностики
Первый:
Изучение особенностей взаимоотношений детей в совместной деятельности.
Метод 1. Социометрический метод Джекоба Морено. Исследование проводится с использованием модифицированной игровой социометрической методики Т. А. Репиной «Секрет».
Метод 2. Аутосоциометрический метод «Дворец, Дом, Изба и Избушка» (Я. Л. Коломенский). Используется для выявления эмоциональной привлекательности партнера по совместной деятельности.
Метод 3. Модифицированная методика наблюдения (В. Г. Маралов, В. А. Ситаров).
В результате наблюдения за детьми оцениваются качества дошкольников, проявляемые в совместной деятельности: общительность, необщительность, дружелюбие, враждебность, Умение строить отношения, неумение строить отношения, миролюбие, агрессивность.
На основании наблюдения выделяются следующие типы дошкольников : по критериям - «общительность — необщительность», «враждебность — дружелюбие» : общительно-дружелюбные; общительно-враждебные; необщительно-дружелюбные; необщительно-враждебные.
Кроме того, наблюдение проводится с целью определения умений детей строить отношения в разных видах деятельности (игра, труд, аппликация). Используются следующие критерии.
— Согласованность своих действий с партнерами (собственные инициативы и действия партнера).
— Естественный характер уступок (уступки не по принуждению).
— Отсутствие отрицательно-агрессивных воздействий на партнеров по совместной деятельности.
— Стремление к сотрудничеству (совместное решение поставленных задач без ущемления интересов друг друга).
Второй:
Выявляем особенности владения детьми умениями музицировать.
Метод 1. «Игра-занятие». Выявляется знание детьми музыкальных инструментов. Проводится «музыкальная угадайка». Детям предъявляются инструменты, находящиеся в музыкальном уголке и используемые в детском оркестре (погремушки, колокольчики, барабаны, бубны, дудки, ложки деревянные, металлофон, гитара, ксилофон, румба, маракас, триола, треугольник).
Метод 2. Игровая ситуация «Научи мишку играть на инструменте». Ребенку предлагается научить персонаж игры на том инструменте, которым владеет сам ребенок. Фиксируются выбор инструмента/инструментов и качество умений музицирования :
— владение приемами звукоизвлечения;
— сложность воспроизводимых мелодий.
Метод 3. Игровая ситуация «Наш оркестр». Детям сообщается, что скоро придут гости, которые очень хотели бы услышать детский оркестр. Детям предлагают самостоятельно договориться и собраться в оркестр. В ходе наблюдения фиксируются проявления детей по трем направлениям:
- межличностное взаимодействие : по какому принципу происходит объединение в микрогруппы, как ведут себя дети с разным социальным статусом;
— деятельность по совместному музицированию : есть ли «сговор» — кто и на чем будет играть, что играть, получается ли инструментальный ансамбль;
— в специально организованной ситуации (внесение в группу музыкальных инструментов).
Этапы педагогической технологии
1. Знакомим детей с музыкальными инструментами и приемами игры на них, используя различные формы работы с детьми: занятия-загадки, занятия-беседы, занятия-музицирования.
2. Помогаем накапливать опыт положительных взаимоотношений и развиваем умения детей взаимодействовать в процессе совместного музицирования.
3. Создаем детский оркестр.
В период реализации этапов данного проекта мы знакомим детей с музыкальными инструментами и приемами игры на них, используя различные формы работы с детьми: занятия-загадки, занятия-беседы, занятия-музицирования.
Примерное занятие-загадка Задачи занятия:
— развивать интерес к музыке и музыкальным инструментам;
— обогащать музыкальный кругозор детей;
— развивать навыки музыкальной импровизации на инструментах;
— воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
Содержание занятия:
— показать музыкальный инструмент на картинке;
— показать, как на нем играют. Варианты усложнения задания:
а) «сыграть» на инструменте свою мелодию;
б) узнать инструмент, который соответствует загадке и звучал в одном из прослушанных произведений.
В начале занятия детям предлагается отгадать загадки; кто отгадал больше всего загадок, тот получает право выбрать себе музыкальный инструмент. Следующее задание: назвать выбранный инструмент и показать, как на нем играют. Кто затрудняется, может позвать на помощь друга. Тем самым развиваются дружеские взаимоотношения. Более сложное задание — сыграть на инструменте свою мелодию. Если ребенок затрудняется — можно прибегнуть к помощи сверстников, договориться об исполняемой мелодии.
Во время пантомимы дети изображают «немой» оркестр, управляемый дирижером. В конце занятия проводится игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем».
Музыкальные произведения:
«Детский сад», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова;
«Сорока-сорока», русская народная песня;
«Цветики», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель;
«Барашеньки», русская народная прибаутка;
«Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова, ел. М. Ивенсен;
«Горошина», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель.
После занятия-загадки проводится занятие-музицирование, в ходе которого:
1. Развиваются умения творческого ансамблевого музицирования.
2. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
3. Развивается умение слушать партнера.
4. Накапливается опыт подбора инструментов и мелодий, соотносящихся с персонажами сказки.
Детям в игровой форме предлагаются три задания с использованием музыкальных инструментов.
Первое задание — озвучить сказку «Теремок». Необходимо при помощи музыкальных инструментов пересказать содержание сказки, не используя слова. Детям нужно выбрать самим, какой инструмент подходит данному персонажу (договориться об этом).
Второе задание — прочитать партитуру. Детям предлагаются графические обозначения для различных инструментов и простейшие тембровые партитуры, в которых фиксируется последовательность звучания инструментов. Детям раздается по два-три одинаковых инструмента, после чего им необходимо объединиться и договориться о совместном исполнении заданных партий. Далее им предлагается сочинить собственные партитуры, и совместно исполнить их.
Третье задание — украсить мелодию П. И. Чайковского «Камаринская». Детям предлагается импровизировать, но при этом требуется объединение одинаковых инструментов в ансамбль.
Заключительным этапом данного проекта является выступление «Оркестра народных инструментов» на празднике «Осенние посиделки» в МБДОУ «Центр развития – детский сад № 4».
Литература
1. Гогоберидзе А. Г, Дерскунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2010 г. -656 с.
2. Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
3. Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.
4. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. —— М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
5. Стребелева Е. А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Просвещение,2009