Пшеничникова Олеся Анатольевна
Проект «Инновационные формы работа с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»
Автор проекта :
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 138»
Пшеничникова Олеся Анатольевна
Курган 2024
Паспорт проекта
Наименование проекта (тема) «Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»
Вид проекта Психолого-педагогический
Направление Социально-личностное
Публикация «Проект „Инновационные формы работа с родителями“» размещена в разделах
Разработчик проекта Пшеничникова Олеся Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории детского сада № 138 «Дюймовочка»
- руководителя проекта.
Основные участники воспитатели, дети группы №15 «Цветик-семицветик», родители (законные представители) воспитанников.
Цель проекта Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников через использование инновационных форм работы с семьей.
Основные задачи проекта - создать психологически комфортные условия для эмоционального воздействия родителей, детей и педагогов в совместной деятельности;
- выявить и реализовывать потребности родителей в педагогических знаниях через мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса;
- повысить уровень компетентности воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и апробирование наиболее эффективных форм взаимодействия, как фактора позитивного развития ребенка и формировать у участников проекта доверительных, партнерских отношений;
- помочь родителям устранить недопонимание эмоционально-потребностной сферы ребенка через пропаганду интересного опыта семейного воспитания, лучшие семейные традиции, здоровый образ жизни
Сроки реализации Долгосрочный - 1 год
Заказчик МБДОУ «Детский сад № 138 «Дюймовочка»
Ожидаемые результаты реализации проекта - созданы психологически комфортные условия для эмоционального воздействия родителей, детей и педагогов в совместной деятельности;
- выявлены и реализованы потребности родителей в педагогических знаниях через мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса;
- повышен уровень компетентности воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- приобщены родители к участию в жизни группы через поиск и апробированы наиболее эффективных форм взаимодействия, как фактора позитивного развития ребенка и сформированы у участников проекта доверительные, партнерские отношения;
- устранены недопонимания эмоционально-потребностной сферы ребенка через пропаганду интересного опыта семейного воспитания, лучшие семейные традиции, здоровый образ жизни
Критерии эффективности проекта Активность родителей - рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
Сформированность педагогических знаний родителей, навыков эффективного взаимодействия родителей с ребенком и конструктивного общения.
Психологически комфортный микроклимат в детском коллективе.
Основные принципы проекта 1. Принцип развивающего образования (целью которого является развитие ребенка).
2. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
3. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач.
4. Принципы гуманизации, дифференциации, непрерывности и системности образования.
5. Индивидуальный подход.
6. Динамичность.
Нормативно-правовая база проекта Устав ДОУ
Договор с родителями (законными представителями)
ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. От 21.01.2019)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53 (ч. 1, ст. 7598.
Материально-техническое обеспечение проекта Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, МФУ, музыкальный центр.
Учебно-методическое обеспечение Интернет-ресурсы, методическая копилка, дидактические игры, развивающие игры, детская мебель, стенды, ширмы, фотоаппарат,
папки-передвижки, картотеки и т. д.
Пояснительная записка
Родители не только не мешают и не препятствуют работе, а, наоборот, могут способствовать быстрым успехам.
Д. Лешли
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, является тесное взаимодействие с родителями.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Проблема проекта. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Из проведенного опроса родителей на тему «Сотрудничество ДОУ с семьей» сделала вывод, что родители проявляют низкую активность. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Некоторые родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт и одет, а советами педагогов пренебрегают. В результате наблюдений и общения с родителями нами установлено, что многие родители не знают, как происходит процесс привыкания ребенка к детскому саду. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Кто он, современный родитель? Может ли организовать жизнедеятельность своего ребенка? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка? С такими вопросами сталкивается каждый педагог, думающий и обеспечивающий личностное развитие каждого воспитанника. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Таким образом, новизна отношений между детским садом и семьей определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Актуальность проекта. Традиционные формы работы с родителями дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные технологии для сближения детей, родителей, педагогов. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
При отсутствии взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально-отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. В настоящее время все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.
Гипотеза. При апробировании инновационных форм работы с семьей будет выработана система взаимодействия ДОУ с родителями. Современных родителей надо удивлять, поэтому «держим руку на пульсе», а значит, осваиваем нетрадиционные формы работы.
Среди новых педагогических технологий предложила метод семейных проектов. Он расширит образовательное пространство, даст возможность развития самостоятельности, любознательности, творческого, познавательного мышления ребенка, это поможет вовлечь семью в образовательный процесс, а также активизировать родителей, вместе находить выход из разных ситуаций. Родительские собрания в новой форме тоже будут эффективнее. Инновационные формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Так, родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В основу проекта положена основная педагогическая идея – применение инновационных методов и технологий по работе с родителями, таких как технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела, игровая технология, технология проектов.
Пути решения проекта
- представить «образ создаваемого»;
- выработать систему реализации проекта на основе реальных действий и возможностей (план, учитывая все мнения и требования всех участников проекта;
- оценить риски реализации проекта.
Именно поэтому актуально становится разработка педагогического проекта «Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников в соответствии с ФГОС». Думаю, что участие родителей в жизни своих детей поможет им увидеть многогранность во взаимоотношениях между всеми участниками проекта.
Объект проекта
Взаимодействие детского сада с семьей.
Предмет проекта
Инновационные формы работы с родителями.
Участники проекта
Воспитатели группы, дети и их родители (законные представители).
Срок реализации долгосрочного проекта
1 год.
Цель проекта
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников через использование инновационных форм работы с семьей.
Задачи
- создать психологически комфортные условия для эмоционального воздействия родителей, детей и педагогов в совместной деятельности;
- выявить и реализовывать потребности родителей в педагогических знаниях через мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса;
- повысить уровень компетентности воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и апробирование наиболее эффективных форм взаимодействия, как фактора позитивного развития ребенка и формировать у участников проекта доверительных, партнерских отношений;
- помочь родителям устранить недопонимание эмоционально-потребностной сферы ребенка через пропаганду интересного опыта семейного воспитания, лучшие семейные традиции, здоровый образ жизни.
Предполагаемый результат
- созданы психологически комфортные условия для эмоционального воздействия родителей, детей и педагогов в совместной деятельности;
- выявлены и реализованы потребности родителей в педагогических знаниях через мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса;
- повышен уровень компетентности воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- приобщены родители к участию в жизни группы через поиск и апробированные наиболее эффективные формы взаимодействия, как фактора позитивного развития ребенка, сформированы у участников проекта доверительные, партнерские отношения;
- устранены недопонимания эмоционально-потребностной сферы ребенка через пропаганду интересного опыта семейного воспитания, лучшие семейные традиции, здоровый образ жизни.
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
3. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
4. Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
5. Индивидуальный подход.
Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
6. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Формы и методы взаимодействия с родителями реализации проекта
(апробированные автором)
Коллективно-познавательные
День открытых дверей. Педагогическая гостиная. Игровые проекты : «Новогодняя сказка», «Снежная горка». Учебный проект «Юные поварята», «Перекресток», «Надо с детства закаляться». Круглый стол «Здоровым быть – здорово!», «Спорт нам поможет силы умножить». Родительское мини-собрание «Развитие речи». Семейная изостудия «Цветик-семицветик» (выставки рисунков). Семинары-практикумы для родителей, консультации. Совместные праздники «Мамин день». Творческая семейная мастерская «Досуг». Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Индивидуальные
Анкетирование. Индивидуальные беседы. Консультации. Встречи с узкими специалистами. Посещение на дому. Сетевое взаимодействие «Вайбер», «Вацап», «Сферум».
Беседы с членами семьи. Наблюдение за ребенком. Метод создания педагогических ситуаций. Ведение адаптационного листа.
Наглядно-информационные
Наглядная пропаганда. Газета для родителей «Наши защитники», «Мама, мамочка, мамуля». Информационные папки для родителей. Информационные листки. Методическая копилка для родителей. Родители советуют «Ящик для предложений» (пункт обмена опытом). Брошюры «Методические рекомендации», «Новые формы работы с родителями». Фотогалереи. Видео-галерея. Фоторепортажи. Коллажи. Выставки рисунков и поделок. Тематические консультации. Семейные тематические фотоконкурсы. Родительские уголки. Папки-передвижки. Групповые альбомы. Библиотечки для родителей : буклеты, листовки для родителей, советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий. Экран объявлений.
Досуговые
Мастер-класс: «Играем всей семьёй», «Бизиборд – это интересно!», «Куклы-обереги», «Мастера лэпбуков», «Макеты», «Атрибуты для развивающих зон». Праздники. Утренники. Викторины. Концерты. Соревнования. Выставки совместных детско-родительских работ «Развиваемся, играя». Семейные вернисажи. Совместные походы в цирк, на спектакль, мультфильмы в КЦ «Современник», в библиотеку «Диалог», в ДДЮ «Синяя птица» и экскурсии «Осень», «Перекресток». Деловая игра. Кружок «Очумелые ручки». «День добрых дел». Семейный вернисаж: «Выходной день семьи», «Самый лучший папа», «ЗОЖ». Видео «Достопримечательности города».
Основные риски от внедрения проекта
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях группы, а также нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды.
Низкая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.
Предупреждение рисков
Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями группы.
Повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями через различные формы самообразования.
Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.
Опора на помощь родительского комитета.
Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
Этапы реализации проекта на учебный год
1 этап – подготовительный (срок реализации – сентябрь-октябрь)
Цель. Выявление особенностей детско-родительских отношений для определения целей и форм взаимодействия между субъектами процесса для последующего воспитания современного ребёнка и его познавательных способностей.
2 этап – деятельностный (срок реализации – ноябрь-апрель).
Цель. Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса через апробирование инновационных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка.
3 этап – Обобщающе-результативный (срок реализации – май).
Цель. Подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Заключение
В проекте рассмотрены вопросы о том, что семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. В целом проект с детьми и родителями имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор родителей в области работы детского сада, но и даст толчок к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства, а также для развития партнёрских отношений.
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к следующим выводам. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.
Опыт работы показал, что до реализации проекта активность опрошенных родителей была средняя.
После реализации проекта, с использованием таких нетрадиционных мероприятий позиция родителей стала более гибкой и повысилась результативность. Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает : до реализации проекта - 35% родителей, после – 65% регулярно участвуют в образовательном процессе (помогают во время экскурсий, пополняют видеотеку, участвуют в организации развивающей среды, в начале - 50% семей, после – 70% принимают активное участие в организации досуга. Повысилась педагогическая грамотность родителей, культура взаимоотношений, культура общения детей и родителей в группе была 45%, а после – 75%. Благодаря инициативности родителей, установлена прочная связь с социальными объектами, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную деятельность детей и родителей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 80% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, в проектной деятельности, т. е. повысилась на 20%. Мы видим, что по результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; увеличилось число родителей-лидеров; выросло количество родителей-исполнителей.
Таблица 1. Результаты эффективности проекта
Значит, благодаря инновационным формам работы с родителями нам удалось добиться высоких результатов. Самые интересные формы выделены родителями и детьми : проекты, стенгазеты, альбомы. Обе стороны обмениваются опытом, чтобы лучше узнать своих детей, учатся взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству. Источником информации учебного, методического и воспитательного характера создан сайт детского сада, группы для родителей Вайбер, Вацап, Сферум. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу в тех ситуациях, где видят интерес и активность своих родителей.
Оформили продукты проекта : фотоматериалы новых нетрадиционных форм работы с родителями, семейные альбомы, семейные стенгазеты; выложили публикации в Социальной сети: брошюры «Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ», совместный проект «Юные поварята», семейный проект «Мы с ребенком и дорога», проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины». А значит, благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели и ответить на проблемные вопросы.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.
Таким образом, вопрос поиска и реализации современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, решаемым. Педагогам важно помнить, что работа с семьей не имеет готовых рецептов, ее успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Надеюсь, что наш опыт окажется полезным педагогам, заинтересованным в организации эффективного взаимодействия с родителями.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53 (ч. 1, ст. 7598.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // СПС Консультант Плюс.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС Консультант Плюс.
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // СПС Консультант Плюс.
5. Арнаутов, Е. П. Педагог и семья. – 3-е изд. - М. : Карапуз, 2010. – 254 с.
6. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128 с.
7. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 242 с.
9. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М. : Педагогика, 2009. – 209 с.
10. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
11. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 204 с.
12. Пастухова, И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОО и семьи. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 188 с.