Алла Солнышкина
Инновационные формы активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта "Инновационные формы активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества ".
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели-наставники, молодые педагоги МАДОУ «Сказка»
Основные разработчики проекта: воспитатели : Солнышкина А. В., Толстых Т. В.
По продолжительности: Долгосрочный (15.09.2022г по30.04.2023г)
Тип проекта: Личностно-ориентированный
Цель: Активизация профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества с помощью разнообразных нетрадиционных форм работы с ними.
Публикация «Инновационные формы активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества» размещена в разделах
Задачи:
1. Стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию и наставнической деятельности;
2. Повышать уровень профессиональной активности и самостоятельности педагогов-наставников;
3. Развивать навыки анализа и рефлексии собственной профессиональной деятельности у педагогов-наставников; стремление к сотрудничеству, эмпатию.
Новизна
Традиционные формы работы с наставниками, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
Возникла необходимость в использовании активных форм работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, повышающий уровень их профессионального роста. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, формирует положительные отношения между сотрудниками: руководством учреждения и педагогами - наставниками, педагогами – наставниками и их молодыми подшефными воспитателями.
Этапы реализации проекта
1 этап – прогностический 15.09.2022-15.10.2022г
2 этап – основной (практический). 16.10.2022-30.03.2023г
3 этап – контрольно - оценочный. 1.04.2023-30.04.2023г
Ожидаемые и конечные результаты
В ходе реализации проекта "Инновационные формы активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества ", каждый педагог-наставник :
• научится дифференцированно и целенаправленно планировать, и организовывать работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающих коллег;
• повысит уровень профессиональной активности с учетом потребностей, затруднений, достижений; продуктивность работы и результативность наставничества в образовательном учреждении; интерес и мотивацию к самообразованию и наставнической деятельности;
• активизирует собственный творческий потенциал и стиль педагогической деятельности; стремление к сотрудничеству, эмпатию.
Перспектива развития: формирование профессионально-адаптированного, компетентного педагога-наставника
Актуальность проекта
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики, и основная задача системы образования, в том числе, дошкольного. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов - наставников, как одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых воспитателей, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров, приоритетное направление деятельности современного детского сада. Оно занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания деятельности учреждения с результатами работы педагогов - наставников обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя, молодого специалиста, раскрытие его педагогического потенциала, формирование у него общественно значимых интересов, содействие развитию его общекультурного и профессионального кругозора, творческих способностей и мастерства. Педагог-наставник должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого образовательного учреждения. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества посредством своего педагогического роста и развития.
Традиционные формы работы с наставниками, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
Ввиду выше изложенного, возникла необходимость в использовании активных форм работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, повышающий уровень их профессионального роста. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, формирует положительные отношения между сотрудниками: руководством учреждения и педагогами - наставниками, педагогами – наставниками и их молодыми подшефными воспитателями. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Учитывая теоретическую, практическую значимость проблемы и ее недостаточную разработанность, мы определили тему для исследования: "Инновационные формы активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества ".
Выявление значимости изучаемого вопроса позволило провести на базе МАДОУ "Сказка" более тщательный анализ состояния проблемной ситуации
SWOT – анализ исходного состояния проблемы
Оценка актуального состояния Оценка перспектив развития
Сильная сторона
Слабая сторона Благоприятные возможности Риски
Высокий инновационный потенциал педагогического коллектива.
Разработанная нормативно-правовая база.
Достаточный уровень материально-технического обеспечения.
Высококвалифицированный опытный коллектив.
Накоплен широкий практический опыт наставничества
Развивающаяся система мониторинга оценки качества деятельности сотрудников детского сада.
Недостаточный уровень целеполагания и согласование задач деятельности педагогов-наставников
Оценка и самооценка деятельности, субъектного опыта педагогов-наставников
Малоэффективное сотрудничество с молодыми воспитателями.
Использование сетевого взаимодействия с целью создания профессиональных сообществ.
Расширение спектра образовательных услуг за счет внедрения новых форм работы с наставниками
Использование информационно – коммуникативной компетентности педагогов в целях обеспечения открытости деятельности педагогов-наставников.
Развитие института «шефской помощи» с привлечением педагогов-наставников.
Развитие системы повышения квалификации педагогических работников
Создание мотивационной среды в ДОУ с целью дальнейшего развития наставничества
Продолжение разработки инновационного подхода к реализации темы проекта. Высокий возрастной ценз педагогов – наставников
Формальное отношение к анализу собственной деятельности.
Недостаточный уровень мотивации к саморазвитию, самоустранение от освоения и внедрения инноваций у группы педагогов - наставников.
Выводы:
Необходимость работы в приоритетных для педагогов-наставников направлениях :
• Создание условий для активизации профессионального роста педагогов-наставников.
• Обеспечение реализации образовательных запросов педагогов - наставников.
• Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогическом взаимодействии с молодыми специалистами и нахождение путей их устранения.
• Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
• Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.
Основываясь на данных SWOT-анализа, коллектив ДОУ определил необходимость и целесообразность разработки и внедрения проекта "Инновационные формы активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества». основе проекта лежит принцип поэтапности роста и развития профессионализма педагога-наставника. Центральное звено в организации помощи - это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:
• предварительно-профилактический характер с охватом всей группы педагогов - наставников;
• индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к различным мероприятиям с молодыми воспитателями;
• курирующий характер процесса деятельности педагогов-наставников.
Цель и задачи проекта
Цель проекта заключается в активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества с помощью разнообразных нетрадиционных форм работы с ними.
Задачи проекта.
1. Стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию и наставнической деятельности;
2. Повышать уровень профессиональной активности и самостоятельности педагогов-наставников;
3. Развивать навыки анализа и рефлексии собственной профессиональной деятельности у педагогов-наставников; стремление к сотрудничеству, эмпатию.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта каждый педагог-наставник :
• научится дифференцированно и целенаправленно планировать, и организовывать работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающих коллег;
• повысит уровень профессиональной активности с учетом потребностей, затруднений, достижений; продуктивность работы и результативность наставничества в образовательном учреждении; интерес и мотивацию к самообразованию и наставнической деятельности;
• активизирует собственный творческий потенциал и стиль педагогической деятельности; стремление к сотрудничеству, эмпатию.
Перспектива развития
формирование профессионально-адаптированного,
компетентного педагога-наставника
сроки реализации проекта
Этапы Сроки реализации Задачи
1 этап – прогностический 09.2022-15.10.2022г
- выявить недостатки в профессиональном уровне педагогов-наставников,
- определить цели взаимодействия участников проекта,
- выработать основные направления работы по активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества
2 этап – основной (практический). 16.10.2022-30.03.2023г
- разработать и реализовать план работы по использованию инновационных форм активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества, - скорректировать профессиональные умения педагогов-наставников,
- оказать помощь в построении собственной программы самосовершенствования.
3 этап – контрольно - оценочный. 1.04.2023-30.04.2023г
- определить уровень профессиональной компетентности педагогов, степень их готовности к выполнению своих обязанностей наставников.
На первом этапе реализации проекта, с целью выявления недостатков в профессиональном уровне педагогов-наставников, была составлена карта оценки педагога – наставника и оформлены три анкеты : анкета педагога-наставника, анкета способностей педагога к саморазвитию, анкета факторов стимулирующих и препятствующих обучению, развитию, саморазвитию педагогов, анкета эмоционального выгорания педагогов.
В ходе мониторинга затруднений и уровня профессионализма педагогов - наставников было диагностировано следующее. Все педагоги-наставники затрудняются в планировании и организации взаимодействия с молодыми специалистами. Они не могут проанализировать свою работу и правильно организовать продуктивное сотрудничество с начинающими воспитателями.
На основе анализа недостатков были выделены направления работы по активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества :
• Создание условий для активизации профессионального роста педагогов-наставников и обеспечение реализации образовательных запросов педагогов - наставников.
• Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогическом взаимодействии с молодыми специалистами и нахождение путей их устранения.
• Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.
• Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
Эффективность продуктивного взаимодействия участников проекта на основном практическом этапе реализации проекта обеспечивалось заранее разработанным планом, оставленного с учётом использования нетрадиционных инновационных форм активизации деятельности педагогов - наставников (таб. 5).
План взаимодействия педагогов – наставников по использованию инновационных форм для активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества.
Инновационные формы Тема Сроки
Педагогическая гостиная Изучение «Закона об образовании», профстандарта педагога (воспитателя, документов Министерства образования, локальных актов ОУ. Составление рабочих программ. Сентябрь
Ярмарка педагогических идей Разработка индивидуального плана профессионального становления. Педагогическое самообразование, в работе методического объединения. Октябрь
Квик-настройка «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Ноябрь
Союз единомышленников Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства. Педагоги делится опытом, речь идет об общих вопросах методики, проведения занятий, идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее Ноябрь
Мастер-класс Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога Декабрь
Педагогическая ситуация. Совет «бывалого» или как организовать эффективное взаимодействие с родителями Декабрь
Педагогическая мастерская Разработки или описания интересных консультаций, семинаров специалистов и наставников. Области применения в коллективе единомышленников. Январь
Коучинг Эмоциональное развитие профессионального педагога : проблемы и пути их преодоления. Февраль
Педагогический диспут Самообразование воспитателя – лучший учитель Выбор методической темы. Март
Мозговой штурм Как написать обобщение педагогического опыта Выбор методической темы, технология описания опыта. Март
Педагогический ринг Метод проектных технологий как способ повышения профессионализма и творческой активности педагогов. Апрель
Методическая выставка достижений педагога-наставника. Уровень профессионализма педагога-наставника – систематизация наработок профессиональной деятельности. Апрель
Заключительный этап – контрольно-оценочный позволил сравнить полученные результаты внедрения проекта с исходными данными. В рамках третьего этапа были использованы те же диагностические материалы, что и на первом этапе, но в другом оформлении и порядке составления вопросов и заданий.
Интерпретация результатов мониторинга уровня профессионализма воспитателей в вопросах наставничества позволяет сделать выводы о том, что у педагогов значительно улучшились личностно ориентированные отношения с коллегами—воспитателями, способствующие эффективному оказанию помощи и поддержке молодым работникам образования. Педагоги научились дифференцированно и целенаправленно планировать, и организовывать работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающих коллег. У всех педагогов наблюдается нестандартный творческий подход к решению проблемных ситуации в практике педагогической деятельности. У них значительно повысился интерес и мотивация к самообразованию и наставнической деятельности, сотрудничеству с коллегами.
Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных форм работы способствовало активизации профессионального роста воспитателей в вопросах наставничества с помощью, обеспечило формирование в детском саду такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов.
Оценка результатов
Высокий уровень наставничества в учреждение и его эффективность объясняются тем, что:
• наставничество предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;
• в основе наставничества – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;
• наставничество может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;
• наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
• это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
• наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
Перечисленные признаки подтверждают значимость наставничества в профессиональном становлении личности, его действенность и образовательную ценность.
Однако, в силу как объективных, так и субъективных личностных причин, педагоги – наставника подвергаются отрицательному воздействию. В связи с этим возникает необходимость в активизации их профессионального роста.
Результаты реализации проекта доказывают необходимость применения инновационных форм активизации профессионального роста воспитателей. Их использование в системе методической службы детского сада способствовало:
– во-первых, повышению квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченности, следование общим целям, интересам и политике дошкольного учреждения;
– во-вторых, развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-наставниками, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержке молодым воспитателям специалистам;
– в-третьих, формирование в детском саду такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов.
Список литературы
1. Богданова, Л. А. Наставничество в профессиональном образовании : методическое пособие / авт. -сост. : Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А. Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.
2. Вавилова, Л. Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: методическое пособие / авт. - сост: Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.
3. Вершинина, Н. Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. – 198 с.
4. Касаткина, Н. Э. Теория и практика подготовки молодежи к рабочим профессиям Н. Э. Касаткина, В. В. Патрина, Е. В. Филатова. - Кемерово: Сибирская издательская группа КемГУ,2009.-76с
5. Панина, Т. С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования : Методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.