Анна Голобородько
Проект «Игры для развития мелкой моторики рук с нестандартным оборудованием»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
• Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
• Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
• Развитие зрительного и слухового восприятия.
• Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
• Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
Публикация «Проект „Игры для развития мелкой моторики рук с нестандартным оборудованием“» размещена в разделах
• Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
• Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
• Развитие чувства уверенности в себе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
М. М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
• Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
• Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
• Интеллектуальное развитие детей;
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Мелкую моторику рук развивают :
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
3. Народные игры с ладошками;
4. Игры с природным материалом;
5. Игры с предметами домашнего обихода;
6. Игры с песком и водой;
7. Пальчиковый театр;
8. Дидактические игры;
9. Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность
• Индивидуальная работа
• Самостоятельная деятельность
• Прогулка
• Утренняя гимнастика
• Самообслуживание
• Логоритмика
• Работа с родителями
Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук
Сентябрь
1. Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.
2. Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».
3. Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…»
4. Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).
5. Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»
6. Знакомство и игры с блоками Дьенеша.
7. Знакомство и игры с квадратом Воскобовича.
Октябрь
1. Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития м. м. р.
2. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.
3. Изготовление родителями сенсорного коврика «Экологический дневник». Развитие умения детьми пристегивать детали сюжета в соответствии с сезонными изменениями.
4. Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…»
5. Игра пальчиковая «Семья».
6. Игра пальчиковая «Капуста…»
7. Игры с блоками Дьенеша : «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме).
8. «Рисование Блоками» - способ наложения.
9. Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания.
Ноябрь
1. Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».
2. «Это ручка – правая…».
3. «Девочки и мальчики прыгают как мячики…».
4. Игры с платочками : «Пальчики играли в прятки…».
5. «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…».
6. Игры с решетками : «В зоопарке мы бродили…»
7. «Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем…»
8. Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:
«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).
«Открути и закрути».
«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).
9. Консультация для родителей «Волшебные палочки» Использование в играх с детьми деревянных бигудей для развития общей и мелкой моторики.
Тематическое планирование работы с родителями по проекту
1. Консультация «Ум на кончиках пальцев»;
2. Приобретение материалов для развития мелкой моторики;
3. Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;
4. Совместное изготовление с детьми «дорожек»;
5. Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);
6. Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;
7. Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;
8. Консультация «Пальчиковые игры»;
9. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация;
10. «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей». Консультация логопеда;
11. «Логоритмика для малышей». Открытое занятие.
Художественное слово
Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.