Григорьева Юлия Анатольевна
Проект «Играем пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Играем пальчиками -развиваем речь»
Вид проекта : творческий, информационный, игровой.
Тип проекта : развивающий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с ноября 2021 по май 2022 г.).
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Играем пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители заменяют общение с ребёнком на игры детей в телефоне. Уже давно доказано, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно-надо обратить их в интересные и полезные игры.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
3. Интеллектуальное развитие детей.
4. Пополнение предметно-развивающей среды.
Цели: Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых и развивающих игр.
Задачи:
Образовательная: подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
Развивающая : развивать речь, мышление, память, внимание, усидчивость, умение производить точные движение кистью и пальцами рук; развитие зрительного и слухового восприятия.
Воспитательная: повышать интерес детей и родителей к совместному творчеству; воспитание усидчивости, умение доводить начатое до конца.
Условия реализации
1. Заинтересованность родителей.
2. Интерес детей.
3. Использование интеграции разных видов деятельности.
4. Организация развивающей среды.
Домашнее задание родителям: изготовить сенсорную игру.
Ожидаемые результаты:
- Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
- Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
Факторы риска:
Отказ родителей от сотрудничества.
Причины:
1. Незаинтересованность родителей в проекте.
2. Неправильное информирование о важности проекта.
Пути преодоления:
1. Наградить и номинировать детей и родителей за оригинальную поделку игры.
2 Совместный, единый проект с воспитателями.
3. Еженедельно делать выставку фотоотчет о проделанной работе.
4. Дополнить и систематизировать развивающую среду в группе картотекой игр.
Методы и приё мы:
-пальчиковая гимнастика, упражнения, физкультминутки.
-массаж кистей рук массажным мячиком, карандашом.
-дидактические игры.
-нетрадиционные техники рисования: пальцем, ватными палочками, трафаретом.
-шнуровка, счётные палочки, резиночки.
-игры с мелкими предметами (пуговицы, макароны, прищепки).
-лепка из пластилина.
Работа с родителями:
- выполнение творческих заданий.
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук.
- наглядно-информационный и консультативный материал для родителей.
- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Развитие мелкой моторики в игре».
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
3. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики.
4. Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики.
5. Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.
2. Основной этап
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста:
Ноябрь
Пальчиковые игры : «Засолка капусты», «В чистом поле теремок», «Повар», «За ягодами», «Домик маленький на ёлке».
Игровое упражнение: «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук).
Д/игра : «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь).
Игра с конструктором лего: «Построим башенку».
Рисование пальчиками : «Виноград».
Игра с прищепками : «Сушим платочки».
Игра с массажным мячиком : «Испечём мы каравай».
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики в игре».
Папка-передвижка для родителей: «Пальчиковые игры».
Декабрь
Пальчиковые игры : «Тесто ручками помнём», «Вот кулак», «Мы с тобой снежок лепили», «Зимние забавы», «Ёлочка».
Игровое упражнение: «Сушим белье» (навешивание прищепок на верёвку).
Д/игра : «Ищем клад» (найти мелкую игрушку в крупе).
Игра с резиночками : «Одень два пальчика».
Игра с пирамидкой : «Собери пирамидку».
Игра с лентой : «Коврик» (сетка для раковины и ленточки).
Рисование трафаретом: «Колеса машины».
Игра с счё тными палочками: «Построим ровный забор».
Январь
Пальчиковые игры : «Дни недели», «Снежок», «Пять маленьких рыбок», «Пароход».
Игровое упражнение: «Отделим горох от семечек».
Д/игра : «Бусы для матрёшки» (нанизывание цветных макарон на шнуровку).
Игра с пазлами : «Собери правильно».
Лепка из пластилина: «Ягоды на ветке».
Игра с массажным мячиком : «Бежит ёжик по дорожке».
Задание родителям: «Изготовим игру дома».
Февраль
Пальчиковые игры : «Паучок ходил по ветке», «Зайка», «Кошки-мышки».
Игровое упражнение: «Поможем маме» (собрать бусины с коврика).
Д/ игры: «Веселые прищепки», «Собери картинку» (разрезная картинка из 5 частей).
Игра с крышками от бутылок: «Цветок для бабочки»
Игры с мозаикой: «Домик для куклы».
Рисование ватными палочками: «Выпал беленький снежок».
Игра с резиночками : «Оденем пояс на пальчик».
Март
Пальчиковые игры : «Я хочу построить дом», «Игрушки», «Сорока», «Машинка».
Игровое упражнение: «Волшебный песок» (рисование на манке пальцем).
Д/ игры: «Разложи в стаканчик» (разобрать по цвету бусины).
Игра с вкладышами : «Машинки».
Игра с массажным мячиком : «По столу круги катаю».
Игра с счё тными палочками: «Выложи фигуру».
Апрель
Пальчиковые игры : «Пальчик толстый», «Лужица», «Кап-кап».
Игровое упражнение: «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок».
Д/игра : «Разложим по коробочкам» (разобрать пуговицы по цвету).
Игра со шнуровкой : «Развяжи бантик».
Игры с мозаикой: «Красивый узор».
Рисование пальчиками : «Барашек».
Игра с фасолью и баночкой: «Накормим колобка».
Игра с прищепками : «Построим забор».
Консультации индивидуальные для родителей: «Речь и пальчики».
Май
Пальчиковые игры : «Мальчик-пальчик», «Компот», «Семья», «Мой весёлый круглый мяч».
Игровое упражнение: «Солнышко» (с прищепками).
Д/игра : «Картинка из макарон».
Игра с водой : «Вылавливаем шарик».
Игра с пластилином : «Пластилиновый салат».
Игра с верёвочкой : «Ловкие ручки» (с катушкой).
Выставка: «Игры для пальчиков», «Наши поделки».
3 этап. Заключительный. Презентация работы.
Результаты проектно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста по теме: «Играем пальчиками-развиваем речь»
Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей. Речевая активность детей возросла, увеличился словарный запас, речь детей стала более эмоциональной и выразительной; предложенные игры и упражнения помогли развить мелкую моторику рук, кисти рук приобрели подвижность и гибкость. У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития сенсорных способностей детей.
Вывод: Таким образом, подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению психического и физического здоровья ребёнка.