Светлана Бычкова
Проект «Идём в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс. Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе. Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОО и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОО, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Публикация «Проект „Идём в детский сад“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей раннего возраста к дошкольной организации.
Цель и задачи
Цель проекта : создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Задачи проекта :
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Вид, тип проекта : социальный, информационно-творческий, практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.
Участники: воспитатели группы раннего возраста, дети, родители.
По времени: 3 месяца.
Сроки реализации проекта : сентябрь – ноябрь.
Предполагаемые результаты:
1. Оптимальный уровень адаптации и ранней социализации детей в ДОУ.
2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.
3. Темп физического и психического развития нормализируется.
4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.
5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.
6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Методы и формы работы:
1. Игры психологические, дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.
2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.
3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.
4. Элементарное экспериментирование, конструирование (игры с водой и песком).
5. Оформление выставок книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи, тематических выставок (по временам года, настроению и др., выставок детского творчества, уголков природы.
6. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.
7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).
8. Слушание народной, классической, детской музыки.
9. Подыгрывание на музыкальных (шумовых) инструментах.
10. Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.
11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.
12. Развитие движений через игровые занятия, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
1. Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.
2. Социально - личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.
3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.
4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.
Ресурсы проекта :
1. Программные произведения устного народного творчества: потешки, поговорки, уговорушки, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России.
2. Программный музыкальный репертуар: произведения для слушания, пения и подпевания, образных упражнений, музыкально-ритмических движений.
3. Сюжетные игрушки, "волшебные мешочки", музыкальные (шумовые) инструменты, гимнастические палки, кольца, природный материал.
Механизм отслеживания:
1. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации» (модификация разработки А. Остроуховой, разработана совместно с И. Ф. Хусаиновой)
2. Использование методов включённого и не включённого наблюдения.
3. Анкетирование родителей.
4. Собеседование.
5. Совместные детско-родительские игровые занятия
Гипотеза: если обеспечить благоприятные условия для успешной адаптации и ранней социализации детей в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный.
Целью данного этапа работы над проектом "Адаптация и ранняя социализация детей в детском саду" является, в первую очередь, изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей в детском саду, и установление дружеских, доверительных отношений с малышами и их родителями.
В ходе реализации I этапа решаются следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.
2. Подбор диагностического материала
3. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей в ДОУ.
4. Установление доверительных отношений с малышами.
5. Исследование социальных навыков детей.
6. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов.
7. Составление плана работы с детьми и с родителями.
8. Подбор информационного материала для родителей.
9. Анкетирование родителей.
II этап – основной (см. таблицу)
III этап-заключительный:
Результатом реализации проекта «Адаптация и ранняя социализация детей в детском саду» станет продукт проекта :
1. создание психологически комфортной среды, которая воспринимается детьми, как безопасная, доброжелательная и интересная;
2. организация и проведение игровой занимательной деятельности с целью успешной адаптации и ранней социализации детей через развитие речи, ознакомление с окружающим миром и психологического развития детей;
3. картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей.
Продукт проекта :
1. Создана психологически комфортная среда.
2. Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной адаптации и ранней социализации детей через психологическое развитие детей, развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
3. Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей.
4. Накоплена информационная база по теме адаптации и ранней социализации детей.