Марина Калентьева
Проект «Хочу быть здоровым» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хочу быть здоровым»
Вид проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: педагоги детского сада, дети первой младшей группы, родители.
Проблема:
родители не применяют дома физкультурно-оздоровительные процедуры;
не все родители приучают детей к здоровому питанию, режиму дня;
дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие физических качеств;
не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки;
не сформированы основы здорового образа жизни.
Программное содержание:
Публикация «Проект „Хочу быть здоровым“ для первой младшей группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
дать детям представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены и чистоты в доме, на улице, в природе;
дать представления об овощах, фруктах, их важности в питании;
дать знания правил и приёмов сохранения здоровья;
развивать словарь посредством введения новых слов, связанных с охраной здоровья;
расширять литературный опыт детей, художественные и конструктивные навыки;
формировать ценностное отношение к здоровью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность проекта:
Дошкольный период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности. Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно формировать у детей первоначальных основ культуры питания, воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этом возрасте у детей часто наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, горшком. А так же ещё не могут объективно оценивать состояние своего организма и не имеют представление о способах сохранения и укрепления здоровья. Одним из средств решения поставленных задач являются здоровьесберегающие технологии, без которых не обходится педагогический процесс. Таким образом, актуальность проекта продиктована:
потребностью формирования культурно-гигиенических навыков, соответствующих возрасту детей;
необходимостью развития интереса к здоровому образу жизни.
Цель проекта: начальное формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
укреплять и охранять здоровье детей;
формировать представления о чистоте и здоровом образе жизни;
формировать навыки здорового образа жизни;
воспитывать у детей привычку к аккуратности, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
создать условия по формированию у детей и их родителей ценностного отношения к своему здоровью;
привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Период выполнения проекта: средней продолжительности (2 недели).
Предварительная работа:
чтение художественной литературы;
беседы с детьми о природных явлениях;
рассматривание иллюстраций, рисунков.
Предполагаемый результат:
сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни;
сформированы культурно-гигиенические навыки, знания элементарных правил личной гигиены;
сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно – оздоровительной работы;
привлечь интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни;
создать здоровьесберегающую и развивающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Итоговое мероприятие: выставка семейных фотоколлажей "Здоровый образ жизни нашей семьи".
ХОД ПРОЕКТА:
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП - подготовительный
Цель: ознакомление с научно – методической литературой, исследование знаний, умение, навыков воспитанников, педагогической просвещённости родителей.
Выявление проблемы (мониторинг представлений детей по данной теме).
Анализ имеющихся педагогических ресурсов:
подбор методической литературы и пособий;
подбор художественный, детской литературы.
Создание развивающей предметной пространственной среды:
подбор и изготовление дидактических и настольных игр «Гигиена», «Полезная и вредная еда», «Режим дня», «Овощи и фрукты», «Части тела»;
изготовление лепбука «ЗОЖ»;
создание различных картотек (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры) в соответствии с возрастом детей.
II ЭТАП – основной (работа по образовательным областям)
Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков, развитие интереса к ежедневному применению здоровьесберегающих технологий.
Познавательное развитие
1. Занятие «Где живут витамины?».
2. Рассматривание картинок и беседы по ним «Правила гигиены», «Витамины на грядке».
3. Разрешение проблемных ситуаций «Кукла-грязнуля пришла в гости поиграть с детьми» (по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая», «Что взяла – клади на место» (по стихотворению З. Александровой).
4. Игровые упражнения «Водичка, водичка, умой моё личико…», «Каждой вещи своё место».
5. Экспериментирование с водой и песком «Песочные человечки», «Мыльные пузырики».
6. Дидактические и настольные игры «Гигиена», «Полезная и вредная еда», «Режим дня», лото «Овощи и фрукты», вкладыши «Части тела».
7. Игры на развитие внимания, мышления, восприятия «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Наложение контуров».
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевые игры «Кукла заболела», «Положим куклу спать», «Накормим куклу», «Повар».
2. Беседы «Почему нельзя есть на улице», «Зачем нам нужна зарядка?».
3. Беседы о правилах безопасности и личной гигиене в туалетной комнате.
4. Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке.
5. Отработка умения одеваться и раздеваться в определённом порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
6. Выращивание витаминов (зелёный лук) на окне.
Речевое развитие
1. Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «Как быть здоровым», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
2. Ситуативные беседы «Зачем нужен носовой платок?», «Внешний вид», «Кто такой неряха?».
3. Тренировка проговаривания последовательности действий при умывании, раздевании и одевании.
4. Тренировка в употреблении формы личных местоимений (мой горшок, моё полотенце).
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (тарелка-тарелочка, ложка-ложечка и т. п.).
6. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим», «Пекла бабка оладушки».
Художественно-эстетическое развитие
1. Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», «Зарядка», «На прогулку», К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», Б. Заходер «Гимнастика для головастика», Ю. Тувим «Овощи», З. Александрова «Что взяла – клади на место».
2. Музыкальные игры и слушание музыки: Музыкальные игры «Где же наши ручки?», «Здравствуйте, ладошки»; Слушание аудиодисков с релаксирующей музыкой перед сном; Прослушивание песен из мультфильма «Маша и медведь» серия «Будьте здоровы!».
3. Продуктивная деятельность: Модульное рисование, нетрадиционное «Витамины на кустиках»; Лепка «Витамины в баночке»; Индивидуальное рисование дома с родителями "Витамины в овощах и фруктах", "Я за здоровый образ жизни".
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика.
2. Физкультурные занятия.
3. Физкультминутки.
4. Пальчиковые игры.
5. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы – весёлые ребята», «Самолёты», «У медведя во бору».
6. Закаливающие процедуры: воздушные ванны, мытьё рук до локтя, ходьба по массажным дорожкам.
Работа с родителями
1. Анкета для родителей «Здоровый образ жизни».
2. Консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», «Запомнить нужно навсегда залог здоровья – чистота!».
3. Памятка для родителей «Утренняя гимнастика в детском саду и дома», «Подвижные игры для здоровья малышей», «Азбука здоровья», «Закаливание ребёнка».
4. Рекомендовано вместе с детьми сделать семейный фотоколлаж «Здоровый образ жизни нашей семьи».
III ЭТАП – заключительный
Цель: проследить результативность проделанной работы.
Итоговый мониторинг.
Выставка семейных фотоколлажей «Здоровый образ жизни нашей семьи».
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод, что тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей первой младшей группы (2-3 года) и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную).
Возрос интерес родителей по вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни. Создана развивающая предметно пространственная среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребёнка в детском саду.
У детей сформированы первоначальные представления о себе, воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Познавательное развитие
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
«Где живут витамины?» с детьми первой младшей группы
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Знакомить детей с понятием «витамины», какую пользу они приносят для человека.
Задачи:
• Учить детей различать полезные и вредные продукты, закрепить понятия «овощи» и «фрукты».
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание.
• Продолжать приобщать к игровой деятельности детей. Способствовать проявлению доброжелательности, дружелюбия во время игры
• Развивать эмоциональное отношение к художественной деятельности.
• Обогащать двигательный опыт детей в процессе непосредственной деятельности.
• Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем здоровье.
Методы: наглядные методы (наблюдение, демонстрация иллюстраций, словесные методы (рассказ взрослого, практические методы (выполнение упражнений, игра – воображаемая ситуация, появление сказочного персонажа).
Материалы и оборудование: герой – Лиса, набор картинок «Вредные и полезные продукты», корзинка с набором пластмассовых овощей и фруктов, нарисованные кастрюли с контурами овощей и фруктов, набор картинок для наклеивания, клей, кисти, салфетки.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, вы слышите, кто-то плачет? Это не вы, а кто же тогда? Что же случилось? Давайте узнаем.
- Смотрите, кто это? Давайте поздороваемся.
- Здравствуй Лисонька! А почему ты такая не веселая, плачешь? А зачем ты горлышко шарфиком завязала?
Лиса: Ох, ох, я, кажется, заболела.
- И что же у тебя болит?
Лиса: Все болит – от ушей и до хвоста.
- Что же делать, ребята?
Лиса: А вы сходите в аптеку и купите мне много-много таблеток, и я быстро поправлюсь.
- Ребята, как вы думаете, а может быть сначала у доктора спросить, какие необходимы лекарства?
А ты Лисонька, скорее всего не правильно питалась и поэтому ослабла и заболела. Мало ешь витаминов.
Лиса: А что такое витамины? И где они живут?
- Витамины живут в разных полезных продуктах, только витамины очень маленькие и их нельзя увидеть.
- Ребята, для чего нам нужны витамины?
(Они нам нужны для того, чтобы быть здоровыми, сильными, быстрыми, хорошо видеть и слышать.)
Лиса: А разве, есть продукты полезные и, которые не полезны?
- Конечно.
Д/и «Полезное и вредное»
Лиса: Вот я была недавно в магазине и купила кое- что.
Может вы, посмотрите, и расскажите, что вредно, а что полезно?
- Конечно, Лисонька, ребята тебе помогут.
Вот возьми Лисонька корзинку и знай, какие продукты надо кушать
П/и «Собери в корзинку»
Лиса: Ой, все рассыпала и перепутала. Как же я узнаю, где овощи, а где фрукты?
- Не переживай, Лисонька, мы тебе поможем.
- Ребята, давайте поможем Лисоньке разобрать фрукты и овощи.
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Лиса: А что же я могу сделать из овощей? (суп, салат)
Лиса: А что же я могу сделать из фруктов? (компот, варенье)
-Знаешь, Лисонька как трудно собирать фрукты. Они растут в саду на высоких деревьях и чтобы их достать надо потрудиться.
Дыхательное упражнение «Фруктовый сад»
Продуктивная деятельность
Лиса: Вот какие вы молодцы, много мне рассказали об овощах и фруктах. Знаете, где живут витамины.
Но я готовить не умею ни суп, ни компот.
- Ребята, поможем Лисоньке сварить суп и компот?
Перед детьми на столах нарисованные кастрюли с контурами овощей и фруктов, набор картинок для наклеивания, клей, кисти, салфетки. Дети выбирают, что они будут наклеивать – «варить суп или компот».
Динамическое упражнение «Будешь кушать витамины»
- Устали немного, давайте разомнемся.
Лиса: Вот спасибо вам, вы мне очень помогли, замечательный и вкусный получился компот и суп, но мне пора возвращаться домой. Теперь я правильно буду питаться и есть много овощей и фруктов. До свидания!
- Молодцы, ребята, научили лисоньку заботиться о своём здоровье.
Социально-коммуникативное развитие
Игра «Доктор»
Атрибуты: телефон, халат, шапочка для доктора, медицинский чемоданчик с инструментами и лекарствами.
Сюжет: вызов доктора на дом – у больного болит животик.
Роли: доктор, больной.
Задачи:
Развивать игровую деятельность.
Развивать умения действоватьв соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил в игре.
Формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Выращивание витаминов (зелёный лук) на окне
Дети с помощью воспитателя сажают луковицы в землю, наблюдают, как они растут, поливают по мере высыхания; едят выращенные перья лука на обед.
Задачи:
Дать детям представления об основах безопасности, способах сохранения и укрепления здоровья.
Закркплять знания правил и приёмов сохранения здоровья.
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Речевое развитие
Беседа «Как быть здоровым»
о себе, своём теле, гигиене, питании
Задачи:
Расширять литературный опыт детей.
Формировать потребность пользоваться речью.
Развивать словарь посредством введения новых слов.
Модульное рисование «Витамины на кустиках»
Задачи:
Учить создавать ритмические композиции на тему «Витамины (ягодки) на кустиках».
Формировать умение рисовать нетрадиционным способом (с помощью ватных палочек).
Воспитывать интерес к продуктивной деятельности.
Лепка «Витамины в баночке»
Задачи:
Закреплять навыки лепки: отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями или пальчиками на дощечке.
Развивать мелкую моторику при складывании шариков на силуэт баночки.
Закреплять жёлтый цвет.
Персональная выставка воспитанницы
"Я за здоровый образ жизни"
Задачи:
Развивать детское творчество.
Организовать совместную деятельность детей и родителей: рисование контурных картинок.
Создание персональных выставок.
Физическое развитие
Задачи:
Укреплять физическое и психологическое здоровье ребёнка.
Формировать ценностное отношение к здоровью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Развивать потребность в активной двигательной деятельности.
Физкультурные занятия
Гимнастика после дневного сна
Ходьба по массажным коврикам
Подвижные игры
Работа с родителями
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни»
Цель анкеты:Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.
1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
а) совсем не болеет
б) редко болеет
в) часто болеет
2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за
правильным развитием Вашего ребёнка?
а) да
б) нет
в) частично
3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
а) соблюдение режима
б) полноценный сон
в) достаточное пребывание на свежем воздухе
г) здоровая гигиеническая среда
д) благоприятная психологическая атмосфера
е) физические занятия
ж) закаливающие мероприятия.
4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
а) облегчённая форма одежды на прогулке
б) облегчённая одежда в группе
в) обливание ног водой контрастной температуры
г) хождение босиком
д) прогулка в любую погоду
е) полоскание горла водой комнатной температуры
5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?
а) да
б) частично
в) нет
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
а) на море
б) дома
в) в санатории
г) в деревне
д) другое ___
9. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями
10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с ___
г) в детском саду
11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) затрудняюсь ответить
12. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно
13. Нужна ли Вам помощь детского сада?
а) да
б) частично
в) нет
Спасибо!
Уголок здоровья
Консультация для родителей
«Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»
1. Питание - детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное полноценное питание.
2. Регламентируем нагрузки - физические, эмоциональные, интеллектуальные. Живем под девизом: «Делу – время, потехе - час».
3. Свежий воздух - он просто необходим детскому развивающемуся мозгу!
Помните, для нормального функционирования детский мозг нуждается в большом количестве кислорода.
4. Двигательная активность - движение - это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка.
5. Физическая культура - систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер.
6. Водные процедуры - водные процедуры очень полезны для здоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения.
7. Теплый, доброжелательный психологический климат в семье - в комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он «впитывает» в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.
8. Простые приемы массажа и самомассажа!
Итоговое мероприятие: Выставка семейных фотоколлажей
«Здоровый образ жизни нашей семьи»