Елена Быкова
Проект «Герб семьи» в старшей группе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края
(компенсирующей направленности)
Разработала : Воспитатель: Быкова Е. Н.
2023 г.
Проектная работа «Герб моей семьи
Публикация «Проект „Герб семьи“ в старшей группе» размещена в разделах
Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Являясь эффективным средством развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста, проектная деятельность способствует становлению и развитию его ключевых компетентностей, формирует целевые ориентиры, включая психологические и социальные характеристики личности ребенка, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Творческо–исследовательский проект помогает решить многие задачи, в том числе и связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Проект «Герб моей семьи» – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в частности моделью герба ребенка, семьи, группы детского сада.
Актуальность проекта : В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья. Ещё лет 20 тому назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. Современные же родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка “для него самого”, то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими людьми, так как не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в третьих – на творческое самовыражение; в четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль. И этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, а в его воспитании определяющей силой является семья.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев.
Паспорт педагогического проекта :
«Герб моей семьи»
Вид проекта : творческо-исследовательский, информационно-практико-ориентированный, групповой, краткосрочный.
Девиз проекта :
«Очень дружно мы живем- ведь семья наш общий дом»
Автор проекта : Быкова Елена Николаевна
Сроки реализации: краткосрочный – 4 недели, 01февраля-28 февраля 2023г.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 10»
Участники проекта : дети старшей группы «Дружная семейка», воспитатели и родители.
Целевая аудитория: возраст 5-7 лет
Цель проекта формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи проекта для дошкольников : • познакомить детей с изображением и значением гербов в разных стран.
• формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи;
• формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства.
• способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ.
• Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Задачи проекта для воспитателей :
• Познакомить детей с общим понятием герб и его значением.
• Познакомить детей с изображением и значением герба России.
• Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, развивать умение разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Задачи проекта для родителей :
• Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Новизна проекта заключается в системе организации усвоения детьми знаний об истории развития семьи, рода и значении семейного герба, тем самым предоставляя им возможность узнать и понять самих себя. Сказать об этом можно словами китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Тип проекта : информационно - творческий, краткосрочный.
1. Подготовительный этап:
Постановка целей и задач, определение направлений, предварительная работа с детьми и родителями, подбор наглядно – дидактического материала, разработка бесед и совместной работы с детьми.
Задачи:
пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Предпроектная подготовка План осуществления проекта
Предварительная работа ( 1 неделя: с 01 по 05 февраля)
• Составление плана работы проекта.
• Подбор методической литературы для реализации проекта.
• Выявление первоначальных знаний детей о семье, её традициях.
• Подбор наглядного материала: фотографий, иллюстраций по данной теме.
• Разработка бесед и совместной работы с детьми.
• Разработка конспектов НОД
Введение темы в педагогический процесс:
• размещение информации о предстоящей выставке «Герб моей семьи» на информационном стенде группы.
• Продолжить знакомство с родным городом. Поместить в группе карту России, Алтайского края, модель земного шара – глобус, копилку гербов, игровые пособия по теме (настольно-печатная игра «Моя квартира», атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Защитники Отечества» фото достопримечательностей г. Алейска. Фото семей воспитанников.
Методы и способы, используемые в проекте : Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:
-знакомство детей с основными законами геральдической науки: формы щитов; цвета, их значение; используемые в гербах; символы и предметы;
-беседы «Моя семья» «С чего начинается Родина?», «Символы России: флаг, герб.», «Традиции моей семьи».» Дружат в нашей группе девочки и мальчики». «Герб семьи»
- дидактические игры: – «Найди флаг России». «Собери герб г. Алейска».
- чтение былин, русских народных сказок и рассказов о подвигах русских богатырей; Разучивание стихотворений В. Степанова «Герб России», В. Викторова «Спасибо маме»
- рассматривание иллюстраций В. Васнецова о богатырях.
- рисование на темы:» Герб города», «Я и моя дружная семья».
- аппликация на тему: «Флаг России»;
• Проведение бесед и консультаций для родителей: «Путешествие в страну Геральдика», «Семейный герб», «Герб моей семьи. История и правила создания гербов».
• Объединение участников проекта (родителей и детей) в рамках создания коллективных творческих работ; разработка и изготовление семейных гербов родителями и детьми, геологического древа, рисунки. Составления альбома моя дружная семья.
I. Содержание проекта :
Предпроектная подготовка План осуществления проекта
План работы с детьми
Дата Содержание работы
2 неделя
6.02.-10 .02. 1. Беседы: «Моя семья», «С чего начинается Родина?», «Герб и флаг России», знакомство детей с основными законами геральдической науки: формы щитов; цвета, их значение; металлы, используемые в гербах; символы и предметы;
2. Дидактические игры: «Собери герб города Алейска», «Найди флаг России», «Собери герб России», «Найди среди гербов разных стран герб России»
3. Ознакомление с художественной литературой:
• Разучивание стихотворения В. Степанова «Герб России» ;
• Чтение былин, русских народных сказок и рассказов о подвигах русских богатырей;
- рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»;
5. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семейные праздники»
6. Художественно-эстетическое развитие:
• рисование : «Герб города», «Я и моя дружная семья»
• аппликация: «Развевайся, флаг России!»
7. Подвижные русские народные игры: «Золотые ворота», «Ниточка с иголочкой»
3 неделя
13.02-17.02 1. Беседы: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Традиции моей семьи». «Герб семьи»
2. Ознакомление с художественной литературой:
• Разучивание стихотворений В. Викторов «Спасибо маме», Л. Давыдова «Я маму люблю» ;
3. Дидактическая игры: «Играем в профессии», «Кем быть?»
4. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Защитники Отечества»;
5. Художественно-эстетическое развитие:
• конструирование «эмблема группы «Дружная семейка» (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера);
• коллективная работа «Герб группы». «Дружная семейка»
. Подвижные игры: «Кто живёт у нас в квартире?», «Дружная семья»
План работы с родителями:
Дата Содержание работы
2 неделя
6.02-10.02. 1. Папка-передвижка «Что такое семья?».
2. Прогулки с детьми по городу.
3. Анкетирование родителей «Семейные традиции»
Консультация для родителей «Семья и семейные традиции»;
3 неделя
13.02.-17.02. 1. Консультация для родителей «Герб моей семьи. История и правила создания гербов».
2. Объединение участников проекта (родителей и детей) в рамках создания коллективных творческих работ; разработка и изготовление семейных гербов родителями и детьми.
3. Заключительный:
Анализ и обобщение результатов проекта, итоговое мероприятие, изготовление продуктов проекта, оформление паспорта проекта.
2. Продукты проекта :
• Выставка «Герб моей семьи»
Ожидаемые результаты
• Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, о профессиях родителях, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
• Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
• Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
• Оформление папки «Моя семья», «Герб моей семьи».
- сформированы элементарные знания о культуре народного края;
-сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать, анализировать, делать выводы;
- повысился уровень знаний детей о городах нашей страны;
-сформированы навыки изготовления поделок, открыток.
- повысился уровень коммуникативных функции;
Работа с родителями:
• разработка проекта семейного герба;
• реализация проекта (создание герба семьи);
• выставка семейного творчества.
Продукт проекта
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
Дети узнали больше о своей семье : о членах семьи, о традициях, о жизни бабушек и дедушек, также ребята узнали много интересного о геральдике, закрепили представления о государственных символах своей Родины.
Перспективы работы проекта.
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Также повысился интерес родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
ФОТООТЧЕТ:
РИСОВАНИЕ «герб города Алейска»,
Рисование «Моя Дружная семья»
Беседы: «С чего начинается Родина?» и» Герб и флаг России».
Коллективная работа по аппликации:
«Герб группы «Дружная семейка».
Дидактические игры «Собери герб города Алейска» и «Собери герб России»,
Сюжетно-ролевая игра :» Защитники Отечества»