Ирина Тумаева
Проект «Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Актуальность проекта
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Аннотация проекта
Этапы реализации проекта программы
План мероприятий
Ресурсы
Риски и пути преодоления рисков
1. Введение
В современных тенденциях развития продовольственной индустрии родителям и педагогам очень сложно без определенных знаний о здоровом питании сформировать у детей устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.
Публикация «Проект „Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, их родителей и педагогов.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия организации процесса питания в семье и дошкольном образовательном учреждении, предметом деятельности является процесс питания детей дома и в детском саду.
2. Актуальность создания проекта
Не смотря на то, что вопросам питания дошкольников в современной медицине отведена особая роль, рост болезней у детей, вызванных неправильным питанием, заметно увеличивается (аллергия, нарушение обмена веществ, желудочно-кишечные, сердечно - сосудистые заболевания и др.).
Очевидно, основными причинами являются не столько врожденные заболевания детей, сколько низкий уровень информированности родителей и педагогов о культуре питания.
Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания, в дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги избирают чрезмерно консервативный подход к формированию культуры питания (проблема здорового пищевого поведения).
К тому же в период летнего отдыха, когда путешествия по России и за рубеж становятся для семьи основной формой проведения летних каникул, культура питания, как правило, забывается.
Именно поэтому актуальна разработка данного проекта, направленного на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей, поскольку любой стране нужны здоровые личности, способные самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель:
Создание благоприятных условий детям, родителям и педагогам ДОУ для овладения навыками культуры здорового питания.
Тактическая цель:
1. Создать условия для изучения физиологических и психологических аспектов питания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания.
2. Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
3. Оформление тематических стендов, папок; организация и проведение выставки на тему здорового питания.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. В наличии методическая литература по вопросам здорового питания.
2. В наличии тематические буклеты и памятки для родителей и педагогов.
3. В наличии материал для стендов и папок; совместные работы детей и родителей для выставки.
2. Сформировать у детей, родителей и педагогов ДОУ устойчивый навык здорового образа жизни, гигиены питания, принципы безопасного и качественного питания.
Задачи:
1. Распространение тематических буклетов и методической памятки среди родителей и педагогов ДОУ.
2. Вовлечение детей и родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания.
3. Обобщение и систематизация полученных знаний о здоровом питании.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. Проведены консультации родителей и педагогов с использованием тематических буклетов и методической памятки.
2. Полное и своевременное информирование детей и родителей о предстоящих мероприятиях, практическая помощь в случаях затруднения, поощрение активных участников.
3. В наличии анкеты о культуре здорового питания, заполненные детьми в ДОУ, родителями дома.
Организовать индивидуальные и групповые мероприятия, направленные на овладение навыками культуры питания и формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширение представления о режиме питания, пищевом разнообразии, вкусе и пользе продуктов.
2. Развитие навыков правильного поведения за столом (столовый этикет).
3. Формирование устойчивых качеств (самоконтроль, ответственность, чувство меры, необходимости и др., воспитание уважения к другим народам и к их традициям питания.
Ожидаемые результаты, продукт:
1. Владение информацией о периодичности питания, свойствах и характеристиках продуктов, их вреде и пользе.
2. Воспитание культурной личности, способной самостоятельно контролировать поведение за столом.
3. Воспитание сильной личности, способной самостоятельно контролировать процесс питания, получение знаний о пищевых предпочтениях народов мира.
4. Аннотация
Здоровье детей свидетельствует о благополучии государства и общества, однако немало важную роль в этом вопросе играют национальные традиции питания и условия жизни в семье и организованных детских коллективах.
В основу данного проекта положены одни из основных идей здоровьесбережения дошкольников :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
•соответствует принципу развивающего образования;
•сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми.
5. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с «27» мая по «21» июня.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап : с 27 мая по 31 мая.
2 этап - Практический этап: с 3июня по 14 июня.
3 этап - Обобщающе - результативный этап: с 17 июня по 21 июня.
6. План мероприятий.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап.
- Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания (библиотека, Интернет, социальные сети и др.).
- Изучение опыта педагогов, имеющих опыт в реализации проектов о здоровом питании (опыт коллег, опыт педагогов из педагогических сообществ и др.).
- Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
- Пополнение предметно-развивающей среды (подбор материала для оформления тематических стендов, передвижных папок; игр и т. д.)
- Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей и родителей о правильном питании (разработка анкет).
2 этап - Практический этап.
Работа с детьми:
- О режиме питания (периодичность) : дидактическая игра «Кушай в «нужные» часы».
- О пищевом разнообразии (цвет, запах) :аппликация «Цветная тарелочка»; сенсорная игра «Угадай продукт по запаху».
- О вкусе:дидактическая игра «Какой вкус у продукта?»;сенсорная игра «Угадай продукт на вкус».
- О пользе:дидактическая игра «Полезная корзинка» (отбор полезных продуктов).
- О поведении за столом:дневник питания в группе.
- О кухне народов:презентация "Кухни мира".
- С использованием художественной литературы «Вкусные истории».
- Укрепление семейных связей и традиций:изготовление семейного коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания дома.
Работа с родителями :
- Распространение и заполнение анкеты об организации процесса питания в семье.
- Консультация родителей по теме : «Организация правильного питания в семье».
- Распространение тематических буклетов: «Золотые правила питания» и «Рецепты детского питания».
- Распространение видеофильма для общего домашнего просмотра «Последствия необратимы».
- Организация и проведение выставки поделок из бумажных тарелок «Здоровье на тарелочке!».
- Конкурс «Лучшее витаминное семейное блюдо» (рецепт).
Работа с педагогами
- Выпуск и распространение методического буклета «Формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста».
3 этап - Обобщающе - результативный этап.
Анализ мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
7. Ресурсное обеспечение программы
1. Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• УСТАВ ДОУ.
2. Информационные ресурсы :
• НИАЦ «Социальное питание», 2011 г., Московский фонд содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
• Как сформировать навыки здорового питания. Касьянова З. Л., 2012г.
• «Разговор о правильном питании», разработанная в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева).
• Ресурсы сети Интернет и др.
3. Учебно-методические ресурсы:
• фонд методического кабинета;
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека и др.
4. Материально-технические ресурсы:
• телевизор со встроенным DVD;
• видеоматериалы о здоровом питании;
• наборы для творчества, бумага для принтера, клей, кисти и др.
8. Критерии оценивания проекта
1. Количество участников проекта (дети, родители, педагоги).
2. Количество индивидуальных и коллективных работ, выполненных в ходе реализации проекта.
3. Отзывы детей, родителей, педагогов.
4. Физиологические (улучшение аппетита, увеличение объема употребляемой пищи др.) и психологические изменения у детей (хорошее настроение, желание хорошо покушать и др.).
9. Риски и пути преодоления рисков
В ходе реализации данного проекта возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путем:
1. Пассивное отношение родителей к проектной деятельности. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а также обеспечения материалом для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях (беседы).
3. Психологический барьер у родителей, препятствующий постановке и озвучиванию проблемных вопросов о питании детей. Ежедневные беседы с родителями о возможных трудностях в формировании у детей культуры питания (предложения помощи, беседы о домашнем питании, питании в условиях туризма и др.)