Яхункина Инга Константиновна
Проект «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Сегодня формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь-май.
Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель: Изучение способов, методов и приёмов формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания.
Задачи:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением).
• Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
• Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
• Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: театрализованная игра «Муха-Цокотуха»
Предполагаемые результаты:
• Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Анализ методической литературы позволяет определить следующие направления образовательной деятельности:
Потребности.
Труд и профессии.
Продукт труда. Деньги.
Семейный бюджет.
Закрепление полезных финансовых навыков и привычек в различных жизненных ситуациях.
План реализации проекта:
сентябрь
-Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
-Викторина «Путешествие в денежную страну».
-Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
октябрь
-Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
-Виртуальная экскурсия в магазин.
-Создание буклета для родителей «Ребенок и финансы».
ноябрь
-Рассказ воспитателя «История возникновения денег».
-Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»
-Деловая игра с родителями «Азбука финансов».
декабрь
-Просмотр презентации «Деньги нашей страны. От копеечки до рубля».
-Рисование «Монеты моей страны».
- Рекомендация для родителей «Учите видеть связь между трудом и деньгами».
январь
-Д/и «Хочу и надо» (формировать представление детей о понятии «бюджет»).
-Заучивание пословиц об экономии и бережливости.
-Создание буклета для родителей «Бюджет семьи – забота каждого».
февраль
-Чтение С. В. Михалков «Как старик корову продавал».
-Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».
-Рисование «Как мы ходили в магазин за покупками».
-Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».
март
-Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
-Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
- Оформление папки-передвижки «Должен ли ребенок иметь карманные деньги».
апрель
-Д/и «Потребности семьи: доходы и расходы»
-Сюжетно – ролевая игра «Банк».
- Рекомендация для родителей «Учите ребенка выбирать и покупать товар».
май
-Беседа «Реклама-двигатель торговли».
-Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».
-Д/и «Реклама товара».
-Экономический КВН.
-Консультация для родителей «Дошкольник и экономика».
РППС
-Картотека дидактических игр по финансовой грамотности.
-Сборник пословиц и поговорок об экономии и бережливости.
-Лэпбук "Финансовая грамотность".
-Д/и «Хочу и надо», «Доходы-расходы», «О семейном бюджете», «Мои потребности».
-С/р игра «Банк».
-Энциклопедии «Как работают деньги», «Финансы для детей».
Ожидаемые результаты:
• Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
• Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.