Приложение МААМ

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Фольклор для малышей»

Наиля Яшкина
Проект для детей младшего дошкольного возраста «Фольклор для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта : «Фольклор для малышей».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Вид проекта : групповой, творческий. Сроки реализации проекта : 01.09.2020г. по 31.05.2021 г. Направленность проекта : комплексный. Тип проекта : познавательный, игровой, творческий. Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) Основополагающие принципы реализации проекта- принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования :

Публикация «Проект для детей младшего дошкольного возраста „Фольклор для малышей“» размещена в разделах

·поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

·личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

·уважение личности ребенка;

·реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

"Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор. "

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Актуальность проекта.

Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка. Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта : Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

Задачи: Воспитывать интерес к художественной литературе; воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах; объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора; систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности; подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора.

Участники проекта : дети 1-й младшей группы, воспитатели, родители. Целевая группа проекта : проект предназначен для детей дошкольного возраста 2-3лет.

Основные формы реализации проекта : работа в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.

Ожидаемые результаты проекта.

Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей». Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

Продукт проектной деятельности : Создание альбома "Фольклор для малышей", книжек-малышек на тему : "Русские народные сказки". Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей». Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др. Презентация проекта.

Краткое описание проекта по этапам.

1 этап – подготовительный. Сентябрь 2020г.

Подбор методической литературы.

Планирование основных мероприятий с детьми и родителями.

Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.

Создание предметно - развивающей среды в группе по теме: "Народный фольклор для детей раннего возраста"

2 этап – основной. Октябрь 2020 - Май 2021 г.

Реализация проекта согласно плану. Совместная деятельность с детьми: чтение, обыгрывание, рассказывание сказок, потешек, пестушек, загадок, беседы по содержанию. Заучивание потешек вместе с детьми. Изготовление и рассматривание альбома «Фольклор для малышей». Театральная деятельность. Работа с родителями по теме проекта, взаимодействие с педагогами.

3 этап – заключительный. Май 2021 г.

Подведение результатов проекта. Создание презентации по итогам работы над проектом.

Подготовительный этап (сентябрь 2020 г.)

мероприятия

Цель

Участники

Сроки

Отметка о выполнении

1.

Подбор методической литературы.

Систематизация полученного материала

Воспитатели

1неделя сентября

2.

Планирование основных мероприятий с детьми и родителями.

Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества

Воспитатели, родители

1-2неделя сентября

3.

Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Воспитатели

3-4 неделя сентября

4.

Создание предметно - развивающей среды в группе по теме: "Народный фольклор для детей раннего возраста"

Создание условий для знакомства детей с фольклором.

Воспитатели, родители

4неделя сентября

Основной этап (Октябрь2020г. –май 2021г.)

№п/п

Тема, цель

Участие детей

Участие родителей, педагога

Срок реализации

Отметка о выполнении

Рассказывание рнс «Курочка ряба» Потешки: «Киска, киска, киска брысь…», «Водичка, водичка…», «Ладушки, ладушки…», «Ножки, ножки, где вы были…» Театрализованная игра «Кто это?» Пальчиковая игра: «Пальчик - мальчик», «По грибы…» Лепка: «Яичко» по сказке «Курочка Ряба» Рисование: по потешке «Водичка, водичка…» Изготовление и рассматривание альбома «Фольклор для малышей» Разработка буклетов для родителей «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ»

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Разработка буклета для родителей

Изготовление альбома

Помощь родителей в оформлении альбома

Октябрь

Рассказывание рнс «Теремок», с показом настольного театра Драматизация по сказке: «Курочка Ряба» Потешки: «Шла лисичка по мосту», «Жили были сто ребят…», «Ай, качи-качи-качи…» Словесная игра «Кто позвал?» (угадать по голосу) Пальчиковая игра: «Семья», «Сорока-белобока» Аппликация: «Украсим домик» по сказке «Теремок» Лепка: «Баранки» по потешке «Ай, качи-качи-качи…» Создание книжек-малышек на тему : "Русские народные сказки".

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Изготовление родителями книжек-малышек

Ноябрь

Рассказывание рнс «Волк и козлята» Драматизация по сказке: «Теремок» Инсценировка потешки: «Пошел котик на торжок». Потешки: «Кисонька-мурысинька…», «Нам водичка добрый друг…» Словесная игра: «Птички» Пальчиковая игра: «Апельсин» Лепка: «Пирожок» по потешке «Пошел котик на торжок…» Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Составление консультаций для родителей

Декабрь

Рассказывание рнс «Заюшкина избушка» Игра-инсценировка с игрушками по сюжету рнс «Волк и козлята» Обыгрывание потешки «Кисонька-мурысинька…» Колыбельные: «Уж ты, котинька-коток…», «Баю, баю, за рекой…» Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей Пальчиковая игра: «На лесной лужайке» Конструирование: «Заюшкина избушка» Оформление информационного стенда «Любимые книги наших малышей»

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Помощь в

оформлении информационного стенда

Январь

Рассказывание рнс «Маша и медведь» Драматизация сказки: «Заюшкина избушка» Потешки: «Еду-еду к бабе, к деду…», «Как на тоненький ледок…» и др. Словесная игра «Угадай, о ком говорю» Пальчиковая игра: «Пирог» Лепка пирожков для мишки по сказке «Маша и медведь» Методические рекомендации для педагогов «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Составление методических рекомендаций для педагогов

Февраль

Рассказывание рнс «Рукавичка» Инсценировка по сюжету рнс «Маша и медведь» Потешки – небылицы: «На березе сидит заяц…», «Ехал Ваня на коне…» Словесная игра: «Закончи фразу» Пальчиковая игра: «Белка» Аппликация: «Украсим рукавичку» по сказке «Рукавичка» Оформление информационного стенда «Читаем вместе с малышом»

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Помощь в

оформлении информационного стенда

Март

Рассказывание рнс «Кот, петух и лиса» Драматизация по сказке: «Рукавичка» Потешки: «Петушок, петушок.», «Огуречик-огуречик…» и др. Заклички: «Весна, весна, красная…»; «Солнышко, солнышко…» Мнемотехника. «Угадай сказку по картинке» Пальчиковая игра: «На полянке дом стоит» Раскрашивание петушка по потешке: «Петушок, петушок.» Памятка для родителей "Какие сказки читать детям?", "Потешка в помощь маме" .

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Создание памятки для родителей

Апрель

Рассказывание рнс «Три медведя» Инсценировка по сказке: «Кот, петух и лиса» Обыгрывание потешки «Рано – рано по утру…» Заклички: «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга…» Потешки: «Наши уточки с утра…», «Уж как я свою коровушку люблю» и др. Пальчиковая игра: «Капустка», «В гости к пальчику большому…» Лепка: «Мисочки для медведей» по сказке: «Три медведя» Презентация: «Герои сказок. Загадки с ответами»

Развлечение «В гости к бабушке Арине»

Совместная деятельность педагога с детьми

Участвуют в беседах по сказке, в разучивании потешек, в играх и др.

Помощь родителей в изготовлении масок для театрализации

Помощь родителей в подготовке развлечения

Май

Заключительный этап - май 2021г.

Подведение результатов проекта. Развлечение с использованием произведений малых фольклорных жанров. Презентация проекта «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества» коллегам и родителям воспитанников. Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей. Оформление выставки «Наши любимые сказки». Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.

Результат проекта :

У воспитанников повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Дети стали более открытыми, раскрепощенными в общении со взрослыми и своими сверстниками. У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей, повысился культурный уровень.

Литература:

1. Алексеева М. М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.2. Аникина “ Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып. 1, 1995.3. Тарланов З. К. “ Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.4. Соловьева О. И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит” : Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №98. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.10. Никитина М. А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.11. Мартынова А. Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997, №60812. Лопухина И. С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.13. Грухих В. М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.14. Зуева Т. В. “Русский фольклор” Флинта : Наука, 2000.15. Бахтин В. С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.17. Усова А. П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.18. Флерина Е. А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.

Публикации по теме:

Книжка-малышка «ПДД для малышей» для детей младшего дошкольного возрастаКнижка-малышка «ПДД для малышей» для детей младшего дошкольного возраста Все мы знаем, что дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения и обязанностью взрослых является максимально защитить.

Краткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группе Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей» Актуальность: Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких.

Проект «Чудо-огород» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Чудо-огород» для детей младшего дошкольного возраста Проект "Чудо-огород" для детей младшего дошкольного возраста. Тема проекта: "Чудо-огород". Актуальность проекта: Во время бесед с детьми.

Проект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возрастаПроект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возраста Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В младшем.

Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому.

Проект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возраста Проект : «Мы играем в математику»Номинация: «Дошкольный возраст» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с о/в №10 Колмычек Юлия Викторовна.

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Ромашка»Проект для детей младшего дошкольного возраста «Ромашка» Проект по реализации темы: «Ромашка». Тип проекта: исследовательский, информационно-творческий. Время реализации: июнь 2021 года. Участники.

Проект «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возраста Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему.

Проект «Разноцветная неделя» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Разноцветная неделя» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Разноцветная неделя» для детей младшего дошкольного возраста Цель проекта: Закрепление всех цветов и умение находить предметы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей младшего дошкольного возраста «Фольклор для малышей»
Опубликовано: 28 июня 2021 в 20:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей младшего дошкольного возраста «Фольклор для малышей»» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Яшкина (УИ 831267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД