Аида Шорова
Проект «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
Исполнитель: Шорова А. З.
Тип проекта : Информационно-практико-ориентированый.
Срок выполнения: ноябрь-февраль.
Участники: дети, педагоги, родители.
Моя работа строится по трем основным блокам с учетом интегративных качеств:
1 блок – работа с детьми
Каждый ребенок имеет определенные задатки и способности. Я строю свою работу с детьми так, чтобы каждый ребенок, уйдя домой из детского сада, чувствовал себя веселым и бодрым. Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. В начале и конце учебного года провожу обследование физического развития детей по двигательной активности.
Публикация «Проект „Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Учитывая индивидуальные особенности детей особенности состояния здоровья детей, намечаю план соответствующей работы. Включаю – создание условий для двигательной активности, организацию рационального питания, систему закаливания воспитанников.
2 блок – работа с родителями
индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости. Работа с родителями строиться на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Детский сад осуществляет социальный анамнез семей. В этом блоке по работе с родителями проводятся консультации, анкетирование, спортивные праздники, развлечение, родительские собрания, туристические походы.
3 блок – работа с педагогами
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникшую при объединении людей для достижения общих целей. Вот и у нас с педагогами стоит одна большая общая цель в работе с детьми : создание условий необходимых для защиты, сохранение и укрепления здоровья детей. Их благоприятное физическое развитие влияет на весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива.
Целью проекта является – повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Решаю следующие задачи:
Систематизировать оздоровительную психологию детей в детском саду
Формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями.
Воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Принципы проекта
Работая над проектом, я применяю следующие принципы:
Принципы разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
Принцип гуманизации
Физкультурно – оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
Принцип индивидуальности
Обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
Принцип оздоровительный
Обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей
Принцип взаимодействие с семьей.
Соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка, и вовлечение в здоровьесберегающих и оздоровительных мероприятий и их оценка
Принцип ответственности сотрудников ДОУ
Взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функцией
Принцип активности детей
Организация режима дня детей в соответствии с сезонными явлениями.
Методы
Реализуя проект применяю следующие методы работы с детьми.
Специально – организованная деятельность
Гибкий режим и оптимальная организация режимных моментов
Утренняя гимнастика (сюжетная, с предметами, на свежем воздухе и т. д.)
Занятие по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические)
Подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
Оздоровительный бег
Динамические паузы
Корригирующая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, дыхательную артикуляционную, пальчиковую гимнастику, упражнение на напряжение и расслабление, игровой массаж)
Закаливающие мероприятия (облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные и воздушные ванны)
Рациональное питание
Оснащение спортинвентарем, оборудование спортивных уголков группах
Совместная деятельность с детьми
Индивидуальная здоровьесберегающая работа
Подвижные игры
Праздники и развлечения
Участие в соревнованиях
Самостоятельная деятельность детей
В спортивном уголке
На спортивной площадке
С использование основных движений
Интеграция с другими образовательными областями
Социализация
Труд
Безопасность
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Музыка
Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно – оздоровительной работы
Совместная физкультурно – досуговая деятельность
Наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, буклеты)
Организация совместного активного отдыха
Анкетирование
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Проведение мастер класс для педагогов «Подвижные игры на воздухе»
Основными результатами внедрения проекта являются :
В дошкольном образовательном учреждении по направлению «Физическое развитие» и «Здоровье» создания всех условий для правильного физического развития детей
Соответствующее физическое развитие детей группы возрастной нормы
Активность детей, владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья
Появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
Формирование элементарных представлений о пользе непосредственной образовательной деятельности «физической культура», освоение культурно – гигиеническими навыками
Дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик
Показание высоких результатов мониторинга двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей
Составление картотек подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик, картотеки по основным движениям
Составление перспективного плана физкультурно – мероприятия, картотека утренних и корригирующих гимнастик
Выводы
Таким образом, вся моя работа физического воспитания по оздоровлению детей строилась с учетом их физической подготовленности и имеющих отклонений в состоянии здоровья.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. В системе физкультурно-оздоровительной работы, сводя воедино те привычки и потребности, которые мы пытаемся привить детям в детском саду, получили много знаний дети и родители по воспитанию потребности в здоровом образе жизни: полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе длительное время, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета.
На первом месте стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.
Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность, как со стороны педагогов, так и под влиянием родителей.
Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями, на основе родительского договора.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказало анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутри семейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия. В соответствии с этим планирование работы с семьей были предусмотрены:
ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания и т. д.
формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы
обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, и т. д.).
В этих целях, кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают, открытые занятия детей для родителей которые организуются в детском саду. А так же открытые дни для родителей, где родители могут принять участие в занятии, что предоставляет детям большую свободу двигательной деятельности, которая достигается за счет дополнительной страховки.