Светлана Фомина
Проект по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Школа мяча»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Проект разработан на основе программы Н. И. Николаевой «Школа мяча», и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы.
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Публикация «Проект по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста „Школа мяча“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и разбега, но и также в ходьбе, беге, прыжке. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей. Укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно — сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Актуальность
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Практическая значимость кружка
Проект определяет содержание и организацию работы с детьми 6 – 7 лет в рамках кружка по физическому развитию «Школа мяча». Данный проект построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и направлен на развитие координации и ловкости движений, чувства ритма, гибкости, пластичности, внимания и быстроты реакции, способствует воспитанию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью, развитию навыков общения.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья, повышение физической закалки у детей 6-7 лет через организацию спортивных игр с мячом.
Задачи:
• формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям с мячом, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
• развивать двигательные умения и физические качества;
• создать условия для реализации потребности в двигательной активности;
• воспитывать положительные морально – волевые качества.
Срок реализации данной рабочей проекта :1 год
Категория обучающихся: дети 6- 7 лет.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Место проведения: спортивный зал ДОУ
Режим занятий: 2 раза в месяц (среда, пятница, продолжительность – 25 минут.
Планируемые результаты:
• удовлетворение потребности детского организма в движениях;
• улучшение физической, психологической и интеллектуальной работоспособности детей 6-7 лет;
• повышение уровнядвигательной культуры наоснове свободноговладения игровыми действиями с мячом;
• формирование умения:
бросать мяч вверх и ловить его на месте и в движении;
отбивать одной рукой на месте и в движении;
передавать мяч друг другу в разных направлениях и разными способами;
перебрасывать мяч через сетку;
прокатывать набивной мяч друг другу и в ворота;
забрасывать мяч в кольцо.
Мониторинг качества освоения проекта кружка «Школа мяча»
Два раза в год (октябрь, май) проводится мониторинг детского развития, который предполагает отслеживание параметров деятельности, а также выявление уровня владения мячом.
№ Фамилия, имя ребенка Виды движений Сумма баллов
(уровень)
Бросание мяча Отбивание мяча Метание мяча Бросок мяча
вверх и ловля двумя руками в парах двумя руками, стоя на месте одной рукой с продвижением вперед в гориз. цель 5 м. в верт. цель 4м. в корзину, стоящую на полу
1
2
Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.
Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.
Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:
• показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей;
• пояснение и показ упражнений;
• повторение упражнения;
• использование схематичных изображений – алгоритмов выполнения упражнений;
• творческие задания;
• игровые и соревновательные задания;
• подвижные игры и эстафеты
Структура образовательной деятельности
кружка «Школа мяча»
1. Вводная часть: ходьба, бег.
2. Основная часть:
Разминка
Обучение движениям с мячом
Дыхательное упражнение
Подвижная игра
3. Заключительная часть:
Релаксация
Перспективный план
Месяц Занятие Задачи занятия
Октябрь 1-Мониторинг
2- Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками • Познакомить детей с различными видами мячей, с историей возникновения мяча
• Выявить исходные данные психомоторного развития ребёнка.
• Учить детей бросать мяч вверх и ловить его двумя руками
Ноябрь 3- Бросание мяча друг другу и ловля его в движении.
4- Подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком.
• Учить бросать мяч друг другу и ловить его в движении; ; бросать мяч друг другу с хлопком;
• Учить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений.
• Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремлению к качественному выполнению движения
Декабрь 5- Бросание и ловля мяча друг другу из положения сидя.
6-.Бросание мяча вверх и ловля его с поворотом кругом.
• Учить бросать и ловить мяч друг другу из положения сидя; бросать мяч вверх и ловить его с поворотом кругом;
• Воспитывать внимательность и заботу друг к другу
• Развивать физические качества
Январь 7- Отбивание мяча о пол двумя руками, стоя на месте.
8- Отбивание мяча о пол двумя руками, продвигаясь вперёд шагом в прямом направлении • Учить отбивать мяч о пол двумя руками, стоя на месте; шагая в прямом направлении и сохраняя равновесие;
• Учить соблюдать правила игры.
• Воспитывать внимательность.
Февраль 9- Метание вдаль мячей разного веса и размера правой и левой рукой.
10- Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
• Учить метать мячи разного веса и размера правой левой рукой; забрасывать мяч в баскетбольную корзину, принимая правильную стойку.
• Развивать физические качества (настойчивость, решительность, целеустремлённость).
• Познакомить со спортивными играми с мячом.
Март 11- Прокатывание мяча правой и левой ногой между
12-Прокатывание мяча в ворота • Учить прокатывать мяч правой и левой ногой между предметами и в цель, сохраняя равновесие.
• Развивать глазомер.
• Воспитывать желание радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей.
Апрель 13- Перебрасывание мяча друг дугу через шнур.
14- Перебрасывание мяча через шнур в команде (элементы пионербола).
• Учить; перебрасывать мяч друг другу через шнур.
• Развивать физические качества (быстроту, силу, ловкость).
• Воспитывать желание заниматься в команде.
Май 15- эстафета «Мы - спортсмены».
16- МОНИТОРИГ • Развивать двигательную активность.
• Воспитывать положительные эмоции.
• Определить уровень владения мячом.
• Поддерживать интерес к различным видам спорта.
Методическое обеспечение
1. Воротилкина И. М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.
2. Николаева Н. И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.
3. Сочеванова Е. А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.
4. Филипова С. О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
5. Хабарова Т. В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.