Ирина Кротова
Проект «Фитбол — больше, чем мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижный, быстрый человек,
гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
подвержен всем изъянам.
(Авиценна)
Актуальность
Одной из проблем современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения: появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки, речи, координации движений. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.
Публикация «Проект „Фитбол — больше, чем мяч“» размещена в разделах
- Мяч. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
При проведении мониторинга в начале учебного года выяснилось, что у детей двигательные навыки недостаточно сформированы, дети замкнуты, недостаточно хорошо развита речь и координация движений, не все дети могут воспроизвести ритмический рисунок (с помощью хлопков. голоса). В связи с этим актуальной стала проблема поиска интересных форм и новых, разнообразных приемов проведения физкультурных и музыкальных занятий.
Так мы пришли к выводу об объединении наших усилий в рамках целенаправленной работы физического развития и музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
Новое, современное спортивное оборудование, купленное по ФГОС в детском саду, натолкнуло нас на мысль о его применении. Фитбол является уникальным тренажёром. Упражнения на нём способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развивают координацию, благотворно влияют на подвижность и эластичность суставов. Он может использоваться как тренажёр, как опора, как музыкальный инструмент (барабан). Уникальное сочетание фитбола, физических упражнений, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. А на положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательных и музыкальных умений и навыков. Все это подтолкнуло нас с определением темы проекта : «Фитбол – больше, чем мяч».
Преимущества фитбола :
• оздоровительный эффект;
• многофункциональность использования фитбола;
• доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем;
• эффективность образовательной деятельности достигается положительным эмоциональным фоном при взаимодействии с фитболом.
Проблема: поддержание интереса детей к музыкальным и физкультурным занятиям посредством эффективных разнообразных форм, видов двигательной деятельности, методов и приемов в области физического и музыкального воспитания детей.
Тип проекта : спортивно-творческий.
Сроки реализации: краткосрочный (1 месяц - ноябрь).
Участники реализации проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Новизна проекта : заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, в интеграции образовательных областей по развитию речи, физического развития и музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
Цель проекта : повышение детского интереса к музыкальным и физкультурным занятиям.
Задачи проекта :
С детьми:
оздоровительные:
- укреплять здоровье детей с помощью фитболов;
- развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку;
образовательные:
- познакомить детей с приемами использования фитболов;
- учить сохранять правильную осанку на мяче, при выполнении упражнений;
- совершенствовать творческие способности у детей, посредством музыкально- ритмических и подвижных игр.
развивающие:
- развивать двигательные и музыкальные творческие способности детей;
- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки, совершенствовать двигательные навыки детей;
воспитательные:
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
-воспитывать интерес к музыкальной и двигательной деятельности.
С педагогами:
-повышать эффективность учебно-воспитательного процесса.
С родителями:
- заинтересовать родителей возможностью использования фитбола в семейном воспитании
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Методы, направленные на реализацию задач проекта :
словесные методы: объяснения, оценка, беседа, литературные (разучивание, пропевание песен, стихов при выполнении движений);
наглядные методы: показ изучаемого двигательного действия, сочетание показа со словом, имитация, звуковые и двигательные ориентиры;
практические методы: метод разучивания по частям, метод разучивания в целом, поддержка и помощь;
игровые методы: подвижные игры, приветствие, ритмопластика с фитболом, фитбол-сказки.
Формы, направленные на реализацию задач проекта :
Занятия по физическому и музыкальному развитию;
консультативная работа;
фитбол – сказки;
кружковая деятельность;
подвижные игры;
самостоятельная двигательная деятельность
Ожидаемые результаты:
С детьми:
- повысится интерес к музыкальным и физкультурным занятиям посредством музыкально-ритмичных импровизаций и подвижных игр творческой направленности, театрализации сказки на фитболах;
- повысится двигательная активность детей через использование комплексов фитбол-гимнастики;
- сформируется умение воспроизводить ритмический рисунок и
соотносить ритм движений с ритмом музыки;
- сформируется позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- раскроется творческий потенциал личности ребенка;
- приобретется практический навык контроля за своей осанкой у детей;
- использование фитболов окажет влияние на эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой на формирование здорового образа жизни.
С педагогами:
- повысится эффективность учебно-воспитательного процесса
С родителями:
- получат представление об использовании фитбола в физическом и музыкальном воспитании детей;
- заинтересуются фитболом, как средством совместного семейного досуга.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный (организационно-деятельный) этап:
цель: сбор и накопление информации
определение цели и задач проекта,создание условий для реализации проекта, разработка сценария к дню Матери, подбор музыкального репертуара, упражнений, подвижных игр и эстафет, игр на развитие чувства ритма;
с детьми:
• беседы : «Безопасное поведение на фитболе» «Основы здорового образа жизни», «О влиянии фитбол- гимнастики на организм»
• консультации для родителей: «Как правильно выбрать фитбол», «Применение фитбола в домашних условиях».
с педагогами:
• консультация и показ презентации: «Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
2. Основной (практический) этап:
цель: подготовка к драматизации сказки «Теремок»
Включал в себя практико-ориентированные методы реализации содержания проекта. Он предусматривал непосредственно организацию деятельности детей в рамках проекта в следующих видах : экспериментальной, физкультурной, музыкальной и творческой деятельности.
с детьми:
• инсценировка сказок, используя разные виды театров: кукольный, пальчиковый, варежковый, би-ба-бо, ролевой (в свободной деятельности);
• презентация для детей «Разные виды театра»;
• просмотр сказки «Теремок» на экране, через видеопроектор;
• распределение ролей, заучивание текста,
• разучивание упражнений, танцев с использованием фитбола, ритмических игр с отбиванием палочками по фитболу;
с педагогами:
• консультация для педагогов «Фитбол- гимнастика в детском саду»
• показ презентации «Фитбол-это интересно, весело и полезно!»
с родителями:
• презентация для родителей «Правильная посадка на фитболе».
• консультации для родителей по проведению мероприятия (привлечение к сотрудничеству по изготовлению костюмов, атрибутов);
Во все формы организации были включены речевые игры, комплексы фитбол-аэробики, танцы на мячах.
3. Заключительный (итогово-обобщающий) этап:
цель: подведение итогов, показ презентации
• Драматизация сказки «Теремок» на фитболах для родителей к Дню Матери
• показ фитбол-сказки «Теремок» для детей младших групп.
Результат проекта :
В ходе реализации проекта у детей появился интерес к двигательной деятельности, они научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх с фитболами. Повышен интерес к фитболу, как инструменту.
Музыка, в совокупности с речью и движением способствовала мотивации на укрепление своего здоровья посредством упражнений с фитболами. Проанализировав полученные результаты нашего проекта, пришли к выводу, что поставленные задачи в начале проекта были решены : упражнения, ритмические и подвижные игры, танцы, песни, с фитболом благоприятно сказались на физическом, музыкальном, речевом и эмоциональном развитии дошкольников.