Анна Суховодова
Проект духовно-нравственного воспитания детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида № 40 "Светлячок"
с приоритетным осуществлением социально-личностного
направления развития воспитанников"
города Невинномысска
ПРОЕКТ
Духовно-нравственного воспитания детей старшего возраста
Пояснительная записка
Публикация «Проект духовно-нравственного воспитания детей старшего возраста» размещена в разделах
В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В своем послании к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В. В. Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.
Об актуальности духовно - нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания; у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, та любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 20-30 назад. С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и нашего центра воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, обладающую позитивными ценностями и качествами. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступному пониманию духовных ценностей России.
Для реализации проекта в учреждении имеются все необходимые условия: налажены социально-партнерских связи с организациями и учреждениями города, предоставляется транспорт для осуществления поездок.
Проект духовно-нравственного воспитания включает следующие направления:
-формирование духовности воспитанников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и специалистов центра;
- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.
В проекте духовно-нравственного воспитания детей «Творим добро» особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации творческой деятельности, которая способствует переключению энергии ребенка из деструктивного направления в конструктивное.
Цель проекта :
формирование у детей духовно-нравственных основ личности в процессе педагогически организованного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Задачи:
1. Создать пространство, формирующее у детей уважение к истории и культуре своей народа, страны, города.
2. Заложить у детей нравственные основы отношения к самому себе, к окружающим людям.
3. Вовлечь детей в творческую деятельность, формирующую эстетический вкус.
4. Повысить педагогический потенциал родителей как первых наставников ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
Ход реализации проекта
Реализация проекта «Творим добро» подразумевает деятельность по следующим направлениям:
1. Совместная деятельность социального педагога с семьёй.
Следует выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни своего ребенка. Для этого нужно привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: беседах, экскурсиях. В этих рамках вполне можно и нужно вести просвещение родителей воспитанников – объяснять им цель и смысл мероприятия, в котором они участвуют.
2. Социальное партнерство.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляются не только нашим учреждением, но культурными и общественными организациями. Взаимодействие нашего центра и общественных организаций имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
- участие традиционных религиозных организаций с согласия детей и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений проекта духовно-нравственного воспитания;
- посещение музеев города, культурно-выставочных центров;
- проведение экскурсий по памятным местам города, виртуальных экскурсий по городу;
Также предусмотрены занятия с членами семей по вопросам семейных ценностей и развития духовности.
Основная работа, конечно, проводится внутри семьи. Поскольку влияние семьи на развитие ребенка, становление его ценностей составляет более 40%. Поэтому объясняем родителям, что в семье должно быть:
1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2. Атмосфера искренности. Ребенок очень чутко воспринимает ложь и быстро впитывает это как норму поведения.
3. Разъяснение. Воздействие словом.
Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста лучше размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Воспитанники приобретут :
представления о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.
Родители:
сотрудничают в тесном контакте с нашим центром и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Определение актуальности проекта.
Предварительное изучение литературы, подбор диагностического материала.
Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
2. Основной этап
Реализация содержания проекта.
Отслеживание процессов, анализ состояния.
3. Заключительный этап
Подготовка аналитического отчета.
Обобщение и распространение опыта:
1. Организация фото- выставок, рисунков детей.
2. Создание и презентация проекта.
План проекта
Проект «Творим добро» включает в себя 5 блоков, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности.
Тематическое планирование
Название блока, задачи Форма занятий Сроки
реализации примечание
«Я - гражданин своей страны»
Воспитывать чувства любви к своей стране, уважения к её защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое русского государства, своего города. Беседы на темы: «Мы маленькие дети на большой планете», «Наша Родина - Россия», «Мой край», «Защитники нашей Родины», «Это наша Победа!».
Экскурсии по памятным местам: посещение мемориала воинам ВОВ и памятника неизвестному солдату.
Музейные уроки в краеведческом музее.
Сентябрь
Декабрь
Март
Октябрь, январь,
апрель
ноябрь, февраль,
май
Приложение фотоколлаж
«Край, в котором ты живешь»
Воспитывать общую культуры, верность духовным традициям России.
Познакомить с историей и культурой родного края, города.
Познакомить с народным творчеством, традициями, фольклором, особенностями быта народов Ставропольского края. Беседы на темы: «История возникновения Ставропольского края, города Невинномысска», «Знакомство с символикой края, города», «Улицы и здания города», «Памятники нашего города», «Храмы нашего города», «Люди нашего города и края».
Экскурсии по памятным местам города.
Музейные уроки в Краеведческом музее.
Ноябрь
Февраль
май
«Моя семья – мой мир»
Познакомить детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье.
Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. Беседы на темы: «Наша семья», «Папа, мама, я – дружная семья», «Проект «генеалогическое древо нашей семьи», «Умеем общаться в семье», «Подари маме дело и слово доброе».
Семейный праздник «Будем беречь друг друга».
Консультации с родителями.
Сентябрь
Декабрь
Март
Октябрь, январь,
апрель
«Православная культура»
Познакомить с историей православных праздников, традициями. Беседы о христианских праздниках.
Посещение Храма Серафима Саровского.
Участие детей в праздниках : «Праздник Рождества Христова», «Праздник Масленицы», «Светлая Пасха Христова».
Неделя добрых дел.
Октябрь
Январь
апрель
«Талантливые мы»
Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях.
Формировать интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.
Беседы на темы: «Что такое
хорошо и что такое плохо?», Клевета, ложь, сплетня», «Речь – зеркало души человека», «Культурная среда», «Честность – прежде всего».
Участие детей в творческих объединениях
«Развивайка»; 2 раза в неделю
1. У детей и их родителей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках, несколько семей самостоятельно посетили парк, театр. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание приносить пользу обществу.
2. У детей проявляется интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье. Воспитывается любовь, уважение и милосердное отношения к ближним, формируется умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.
3. Ребята учатся соблюдать православные праздники и следовать православным традициям.
4. Воспитываются ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формируется интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.