Ирина Ивановна Литвинова
Проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта «Уроки доброты»
1. Наименование проекта «Уроки доброты»
2 Основные разработчики педагогического проекта Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна
3 Основная цель Духовно-нравственное воспитании детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Публикация «Проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста „Уроки доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
4 Основные задачи 1. Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо».
2. Развивать и обогащать словарь детей.
3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним.
4. Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
5 Срок реализации Проект рассчитан на учебный год. (август 2019- май 2020 уч. год)
6 Структура педагогического проекта • паспорт;
• аннотация педагогического проекта;
• пояснительная записка;
• цель, задачи;
• содержание проекта;
• актуальность темы;
• гипотеза;
• тип проекта;
• методы
• участники проекта
• перспективный план;
• работа с родителями;
• литература.
7. Ожидаемые результаты Программы Применение педагогического проекта в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, формировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
Аннотация педагогического проекта :
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и поведения.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Само понятие «воспитание» К. Д. Ушинский определял как «духовное питание воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и самим «собой»
«Когда педагог, любящий своё дело и любящий детей, смотрит на них, общается с ними, таинственно соприкасается душой с их сердцами, он действительно многое угадывает, многое прогнозирует, многое предчувствует…
Реализация педагогического проекта «Уроки доброты» поможет обогатить сознание ребёнка духовными смыслами, показать ему пример любви, истинно христианского отношения к другим людям и к себе.
Дошкольный младший возраст рассматривается как период закладывания основ личности ребенка, элементов социального опыта, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром.
В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Педагогический проект «Уроки доброты» предназначен для воспитателей детских садов.
Пояснительная записка.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств - одна из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Педагогический проект составлен для детей 2 младшей группы, подчинен достижению основной цели - духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, отвечающая потребностям развития целостной личности ребёнка.
Педагогический проект «Уроки доброты» строится на принципах:
- принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании).
- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Занятия проводятся раз в месяц продолжительностью 15 минут. Количество занятий в год – 10.
Проект составлен с учё том реализации меж предметных связей по разделам:
• изодеятельность;
• художественная литература;
• ручной труд
Цель:
духовно-нравственное воспитании детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной культурой.
Задачи:
1. 1. Формировать у детей способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», можно-нельзя-надо». Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
1. 2. Развивать и обогащать словарь детей.
1. 3. Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
2. 4. Воспитывать чувства почтения и любви к родителям.
3. 5. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
4. 6. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
5. 7. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Содержание педагогического проекта.
Содержание проекта включает два раздела:
разделы задачи
Изобразительное искусство 1. Ввести детей в мир высоких духовно-нравственных образов.
2. Помочь детям почувствовать и понять образы героев.
3. Содействовать развитию самостоятельности в выборе нравственной позиции.
Художественная литература 1. Развивать навык связной речи детей и навыков речевого общения.
2. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Долгосрочный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети младшего возраста группы, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
В результате проектной деятельности будет подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
оформление книжек – малышек родителями;
изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Через восприятие сказок мы :
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный- август 2020 год
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной- сентябрь 2020 года- май 2021 год
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый- конец мая 2021 года
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективный план
Тематический годовой план занятий
Младшая группа
Тема занятия Содержание работы с детьми Работа с родителями
Сентябрь «Милости просим, гости дорогие» «Добрые слова» Беседа «Использование художественной литературы в семье. Книга в семье».
«Ходит сон близ окон» Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.
«Во саду ли, в огороде» Знакомство с овощами. Продуктивная деятельность – аппликация «Овощи»
«Репка» Знакомство со сказкой «Репка» продуктивная деятельность. аппликация «Репка»
Октябрь «Чудесный сундучок» Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. Консультация «Посеешь привычку – пожнёшь характер».
«Как у нашего кота» Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота», продуктивная деятельность рисование песочком «Кот»
«Котик, котик, поиграй» Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»
«Девочка и лиса» Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)
Ноябрь «Водичка, водичка умой мое личико» Знакомство детей с умывальником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико» Народный календарь (Приметы, загадки, совместно продуктивная работа с родителями).
«С гуся вода, а с Ванечки худоба» Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных. Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой»
«Идет коза рогатая» Разучивание потешки «Идет коза рогатая».
«Волк и семеро козлят» Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», продуктивная деятельность- раскрашивание раскраски
Декабрь «Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча» Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
Продуктивная деятельность рисование печки Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
«Колобок» Знакомство со сказкой «Колобок». Продуктивная деятельность. аппликация «Колобок»
«Уж ты, зимушка - зима» Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
«Сундучок Деда Мороза» Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде, продуктивная деятельность –рисование «Снежинки»
Январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Знакомство детей с Рождеством. Продуктивная деятельность- раскрашивание рождественских раскрасок Консультация для родителей: «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» продуктивная деятельность- рисование. Раскрашивание «Самовар»
«Гость на гость – хозяйке радость» Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.
«Три медведя» Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя»
Тема занятия Содержание
Февраль «Маша и медведь» Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Раскрашивание раскраски Консультация для родителей «Приемы обучения детей рассказыванию»
Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Продуктивная деятельность «Ведро»
«Половичку курочка веничком метет» Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» Знакомство детей с масленицей.
Март «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Этическая беседа «Моя любимая мама» Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»
«Приди, весна, с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красная!» раскрашивание «Весна»
«Петушок- золотой гребешок» Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.
«Заюшкина избушка» Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
Апрель «Трень-брень, гусельки» Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. Конкурс «Пасхальное яичко».
«Светлое Христово воскресенье» Знакомство с праздником «Светлое Христово воскресенье Папка-передвижка «Светлое Христово воскресенье»
«Петушок золотой гребешок» Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Петушок с семьей» Народный календарь «История праздника Пасхи».
«Курочка ряба» Знакомство со сказкой «Курочка ряба» продуктивная деятельность «Яичко»
Май «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко. Оформление папки – передвижки «Сказка в жизни ребенка»
«Сорока – белобока кашу варила» Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком Консультация для родителей «Знакомство со сказкой «
«Кто в тереме живет?» Знакомство со сказкой «Теремок»
Продуктивная деятельность по сказке «Теремок» Сочинение сказок родителями
Прощание с «избой» Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. Презентация проекта «Уроки доброты»
Литература:
1. Гладких Л. П., архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.
2. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
3. Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М. : Прометей; Книголюб, 2005 г.
4. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера» 1998 г.
6. Васильева М. А, Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М. : Мозаика - синтез, 2005 г