Ватолина Любовь
Проект «Домашние животные» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта:
Дети средней группы,
педагоги (Ватолина Л. А.,
Марьянко И. Г.)
и родители.
Ачит, 2020 г.
Актуальность:
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет воспитание качеств милосердия и сострадания ко всему живому (в частности к домашним животным). Экологической грамотности детей, трудолюбия, любознательности, желание постоянно что-то открывать новое для себя, исследовать и экспериментировать. Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Также развивается экологическая грамотность детей, трудолюбие, любознательность, желание постоянно что-то открывать новое для себя, исследовать и экспериментировать.
Публикация «Проект „Домашние животные“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Но это возможно лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Самый эффективный способ достижения поставленной цели в дошкольном возрасте – проектная деятельность. Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».
Дети в недостаточной степени имеют представление о всех домашних животных, о том, где и как они живут, как за ними ухаживают и т. д. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны эпитетами. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у детей серьезные затруднения.
Участие детей в проекте «Мир домашних животных» позволит максимально обогатить знания и представления детей по этой теме, почувствовать красоту и доброту животных, развить связную речь, творческие способности детей, экспериментально-поисковую деятельность.
Цель проекта:
• Формирование представлений у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними;
• Воспитание гуманного и бережного отношения к животным;
• Создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта:
• Воспитывать гуманное отношение к животным.
• Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
• Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
• Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
• Совершенствование навыков творческой деятельности у детей.
• Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.
Участники проекта:
Дети средней группы, педагоги и родители.
Срок реализации: 3 недели
Ожидаемый результат:
• Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения;
• Знакомство с правилами ухода за домашними питомцами.
• Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
• Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания бережного отношения детей к животным.
• Активное участие родителей в делах группы и детского сада
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап
• Довести до детей и их родителей важность проблемы.
•Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.
• Подобрать материалы для игровой деятельности.
• Подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности.
• Составить перспективный план мероприятий.
Сформулированы проблемные вопросы:
• Как мы бы жили без домашних животных?
• Зачем держать в доме животных?
• Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?
• Зачем человек приручил животных?
• Живут в доме - значит домашние?
• Верные друзья или помощники?
• Как ухаживать за домашними животными?
Сформулированы учебные вопросы:
• Каких животных можно назвать домашними?
• Каких животных можно держать дома?
• Какова роль домашних животных в жизни людей?
• Что мы можем дать домашним животным?
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трёх вопросов».
- Что мы знаем о домашних животных (Домашние животные живут в доме, сарае. Животных кормит хозяин и ухаживает за ними.
Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей, корова и коза дает молоко, овцы и козы - шерсть, а курицы – яйца. Лошадь может перевозить грузы. С домашними животными нужно играть и разговаривать.)
- Что хотим узнать?
- Почему у кошек на лапках мягкие подушечки?
- Зачем лошади грива?
- Как появились домашние животные?
- Для чего свинье пятачок?
- Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает?
- Почему у животных разные хвосты?
- Кто такой пастух?
- Где мы можем это узнать? (В садике, у воспитателя, из книг, мультфильмов.
Спросить у мамы, у папы, у других родственников).
Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:
• Каких животных можно назвать домашними?
• Каких животных человек приучил первыми?
• Внешний вид животных: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д)
• Как называют детёнышей домашних животных?
• Чем питаются домашние животные?
• Повадки, условия содержания домашних животных.
• Профессии людей, ухаживающие за домашними животными.
• Какие экзотические животные стали домашними?
• Как ухаживать за домашними животными?
• Какова роль домашних животных в жизни людей?
• Что мы можем дать домашним животным?
• В каких сказках говорится о домашних животных?
Этап сбора сведений.
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т. д.
Источники информации:
Энциклопедии, презентации, мультфильмы.
Художественная литература:
• К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных», «Бишка», «Петушок с семьёй», «Васька», «Лошадка», «Уточки», «Курица и утята».
• В. Бианки «Первая охота»
• С. Еремеев «Как я живу», «Наши питомцы»
• В. Степанов «Говорит овечка бе-е!», «Уроки для котят»
• Т. Сенчищева «Сорванец»
• Е. Панасова «Кто, где живет?»
• А. В. Разумова «Весёлый щенок»
• Л. Толстой «Пожарные собаки», «Кот с бубенцом»
• С. Михалков «Три поросёнка»
• С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый».
• С. Аксаков «Как кошки ловят рыбу»
• С. Воронин «Воинственный Жако»
• Е. Нечаев «Пёс-черный нос»
• Е. Чарушин «Томка», «Кошка», «Рассказы про Тюпу», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська», «Глупые обезьянки», «Свинья»
• В. Сутеев «Про козлёнка, который умел считать», «Кот рыболов», «Три котёнка»
• Братья Гримм «Бременские музыканты»
• Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран»
• Видеотека мультфильмов:
• «Волк и семеро козлят»
• «Волк и телёнок»
• «В стране домашних животных»
• «Доктор Айболит»
• «Котёнок по имени Гав»
• «Кот, который гулял сам по себе»
• «Кошкин дом»
• «Кот в сапогах»
• «Просто так»
Аудиозаписи:
«Звуки природы», «Голоса животных»
Этап реализации проектов
Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения.
Интеграция образовательных областей
«Безопасность»
Закрепить правила при обращении с домашними животными.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.
Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)
Образовательные области Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Деятельность в ходе режимных моментов Совместная деятельность с семьёй
Физическая культура
Подвижные игры:
«Пастух и овцы»
Игра – имитация
«Изобрази, а мы угадаем», «Лохматый пёс»,
«Кот и мыши», Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова», «Козочка», «Кошка»,.
Пальчиковых гимнастик:
«Два козлика», «Поросята».
Здоровье -Беседы: «Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?»,
-Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?»
«Кто как умывается». Моделирование правил «Чего нельзя делать при общении с домашними животными?»
«После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки» Выполнение ОРУ, рассматривание схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика Составление памятки для детей и родителей
«Азбука вашей безопасности при обращении
с животными»
Музыка -Слушание «Как волк телёночку мамой был»
-Драматизация «Кошкин дом»,
- Музыкальные игры: «Лошадка»,
«Собачка и кошечка», «Угадай животное»
-«Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов
- Слушание звуков: «Кто как ходит», «Кто как поёт» - Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского
Слова Аллы, Ламм
-Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных» Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений
Художественное творчество
Составление коллажа
«Скотный двор»
-Рисование отгадок
«Домашние животные»
- работа с раскрасками
- Рисование «На лугу пасутся.»
- Оригами «Кошка»
-Лепка домашних животных
-Рисование
«Моё любимое домашнее животное»
-Лепка
«Весёлая ферма»
Конструирование из конструктора «Домашнее подворье» Изготовление книжек малышек и плакатов
«Домашние животные»
- Создание макета «Ферма»
Коммуника-ция - Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?»
-«Какую пользу приносят человеку домашние животные?»
- Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке»
-Рассказ – описание «Моё любимое животное»
-Рассматривание картин:
«На ферме»,
«Кошка с котятами»,
«Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные»
- Дидактические игры: «Один – много»,
-«Скажи ласково»
- «У кого кто?»
-«Чем накормить?»
-«Чего не хватает?»
-«Помоги найти маму»
- «Кто кричит?»
- Придумывание сказки о животном по ряду картинок. Дидактические игры: «У кого что?»,
«Отгадай слово»,
«Назови жилище»
Рассматривание иллюстраций «Домашние животные» и составление детьми описательного рассказа по ним с опорой на схему. -Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?»
-«Как нельзя обращаться с животными?
- Игра «Доскажи словечко»
-этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных)
- Беседа-обсуждение
«Зачем ухаживать за домашними животными» Совместное изготовление с родителями брошюр,
книжек «Что мы знаем о домашних животных?»
Познание[/b] Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?»
-Беседа «Зачем держать в доме животных?»
-Беседа «Где лучше жить животным?»
-Беседа «Каких животных можно назвать домашними?»
Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?»
Беседа «Что мы можем дать домашним животным»
- Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного?»
- Беседа «Как появились домашние животные?»
- Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться?»
- Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?»
- Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование)
- Толкование пословиц:
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Корова на дворе – еда на столе.
Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить.
Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет
- Викторина «Домашние животные» Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных
Дидактические игры: «Что не так?», «Исправь ошибку», «Большой – маленький», «Кто что любит»,
«Чей домик»,
“Я знаю 5 названий домашних животных”,
“Кто как говорит”,
“Что ты будешь делать”,
“Корова с теленком”,
“Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;
-Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил
-Рассматривание иллюстраций о животных
- Собери картинку «На ферме»
-Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?»
-Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?»
-Моделирование правил «Чего нельзя делать с животными?»
- Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?»
-Тематическая выставка
«Наши друзья – домашние животные»
Ширма –передвижка «Если дома появился зверёк»
Чтение художественной литературы Создание выставки книг о животных:
«Животные в рассказах, сказках и стихах»,
«Детские писатели о животных»
Чтение
К. Паустовский
«Кот – ворюга»
К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных», «Бишка», «Петушок с семьёй», «Васька», «Лошадка», «Уточки», «Курица и утята».
В. Бианки «Первая охота»
С. Еремеев «Как я живу», «Наши питомцы»
В. Степанов «Говорит овечка бе-е!», «Уроки для котят»
Т. Сенчищева «Сорванец»
Е. Панасова «Кто, где живет?»
А. В. Разумова «Весёлый щенок»
Л. Толстой «Пожарные собаки», «Кот с бубенцом»
С. Михалков «Три поросёнка»
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый».
С. Аксаков «Как кошки ловят рыбу»
С. Воронин «Воинственный Жако»
Е. Нечаев «Пёс-черный нос»
Е. Чарушин «Томка», «Кошка», «Рассказы про Тюпу», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська», «Глупые обезьянки», «Свинья»
В. Сутеев «Про козлёнка, который умел считать», «Кот рыболов», «Три котёнка»
Братья Гримм «Бременские музыканты»
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран»
Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных
- Д/И «Скажи какой»
- Составление рассказов по серии сюжетных картин на данную тему
- толкование загадок и зарисовка отгадок
- Загадки, пословицы, поговорки Рекомендации родителям по семейному
чтению в соответствии с возрастными
особенностями детей.
- Папка – передвижка «Детские писатели
о животных»
Социализа-ция
-Беседа «Кто из животных когда-то спасал человека?»
-Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?»
Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?»,
- «Что было бы, если. ?» Сюжетно – ролевые игры «Ферма», «Ветлечебница»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая игра «Найди лишнее»
- Игры с макетом «Скотный двор» Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей)
«Помоги животным найти свой дом»
- Наблюдения за домашними животными на прогулке Составление совместно с родителями
фотоальбома с фотографиями детей и
животных
Труд - Беседа «Как ухаживать за домашними животными»
- Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели – последовательность ухода за животными, по картинкам)
- Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными Изготовление атрибутов к сюжетно –
ролевой игре
«У бабушке в деревне»
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры
«Кошкин дом» Оформление альбома
«О труде людей ухаживающих за животными»
(знакомство с профессиями доярки,
скотника, пастуха)
Безопасность
Беседы:
«Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?»,
«После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»,
«Правила поведения при агрессии животных»
- «Игры с животными»
- Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное» Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме - Свободное общение «Как вести себя, если?
Практикум
«Оказание первой помощи»
- Игра «Дети и звери» Ширма для родителей
«Если в доме появился питомец».
- Папка –передвижка “Дети и домашние животные”,
Вред или польза?”.
Работа с родителями[/b]
Опрос: «Есть ли в вашей семье домашние (ее) животные (ое?»
Привлечь родителей к сбору информации о домашних животных. Подбор научной и художественной литературы
Папки - передвижки, консультации: «Лохматые, пернатые и другие… воспитатели наших детей: как и чему учат нас домашние питомцы?», «Дети и домашние животные. Вред или польза?», «Почему дети боятся домашних животных».
Изготовление поделки «Домашнее животное», альбома или книжки-малышки на данную тему.
Предоставление фотографий детей с домашним питомцем для фотовыставки.
Этап презентации проекта.
Презентация проектов проходила в виде:
• Организации выставок индивидуальных, коллективных, семейных работ «Домашние животные»
• Организация фотовыставки детей со своими домашними животными, представленной в холле детского сада
• Проведение викторины “Домашние животные и их детеныши”
• Оформление выставки книг о домашних животных
• Оформление выставки наглядно-дидактического материала
• Организация выставки научно-популярных изданий о домашних животных
• Создание мини – музея в группе “Домашние животные"
результате проведенной работы мы отметили:
Ознакомление детей 4 – 5 лет с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность. Отдельно хочется отметить воспитательную роль такого мероприятия. Дети стали более заботливо относиться к бездомным животным, которых мы часто наблюдаем во время прогулок, хотя они конечно соблюдают все правила гигиены. Многие попросили родителей завести дома домашних питомцев и получили согласие взрослых. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей способствовала развитию познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
Активное включение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом, также является отличным результатом данного проекта.