Сюзанна Тюльпарова
Проект «Добрые слова» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16»
Проект
«Добрые слова»
Выполнили:
г. Майкоп 2021г.
Зачем копить хорошие слова?
Их надо отправлять по назначению.
И не стесняться в будничном общении
дарить друг другу добрые слова.
Актуальность.
Публикация «Проект „Добрые слова“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен.
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный с 22.02. – 05.03.2021г.
Участники проекта : воспитатели группы №12 : музыкальный руководитель., дети подготовительной группы, родители.
Цель проекта : формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
формировать нравственные чувства и этическое сознание;
формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
расширять представления дошкольников о доброте, её роли в жизни каждого человека (социально - коммуникативное развитие).
Образовательные:
познакомить детей со стихами, рассказами о доброте (художественная литература).
Развивающие:
развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки (социально-коммуникативное развитие)
развивать способность совершать добрые поступки (социально-коммуникативное развитие).
развивать речевую активность детей;
развивать словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать дружелюбие;
воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру (социально - коммуникативное развитие);
воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры.
Для родителей:
оказать просветительскую работу с родителями по вопросам воспитания в детях чувства доброты;
записать придуманный ребёнком рассказ о добром поступке, помочь оформить рисунками;
Для педагогов:
повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
расширить представление детей о доброте, способствовать созданию мотивации быть добрым.
Этапы реализации проекта :
I этап Подготовительный
Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Организация педагогического наблюдения за воспитанниками «Проявление детьми доброжелательности, сочувствия, взаимопомощи, взаимовыручки».
информация для родителей о предстоящей деятельности;
подбор и изучение методической и художественной литературы по теме проекта;
составление картотек загадок, стихов, поговорок.
Для педагога:
изучение и подбор материала;
разработка структуры проекта;
составление тематического планирования мероприятий;
подбор дидактических игр;
обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II этап Основной
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно – ролевые игры: "Магазин" "Игрушки у врача" «Туристическую компанию», Игра-ситуация-««Как я говорю?» Зайка заболел», игра-ситуация ««Давайте поздороваемся!» Игры с Жучкой», игра-ситуация «Знакомство с куклами».
Игровые упражнения:«Упражнение «Рисуем музыку» Упражнение «Волшебный мешочек» Игра «Волшебные цветы»
Найди игрушку», «Ты медведя не буди!», «Жили-были зайчики»,«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ».
Дидактические игры:
«Оцени поступок»
2. «Да или нет»
3. «Маленькие помощники»
4. «Ласковое слово»
5. «Комплименты»
6. «Вежливые слова»
7. «Клубочек волшебных слов»
8. «Помоги зайчику»
9. «Цветок доброты»
10. «Я умею уступать»
Беседы: "Доброта спасет мир!" БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?»
беседа - консультация с родителями на тему: “Воспитываем добротой”. Чтение сказки Ханс Кристиан Андерсен «Ромашка»,
стихи, пословицы и поговорки о доброте
Ситуация общения: час общения «Твори добро»
Познавательное развитие:
НОД по познавательному развитию на тему: «В мире доброты»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро и солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера
Н. Красильникова
Дети здороваются с гостями, друг с другом и садятся за столы
Воспитатель. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное волшебное слово. А как вы понимаете, что такое доброта? (ответы)
Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Дети. О человеке, поступке, дне, вечере, пути.
Воспитатель. Добрый человек. А если он добрый, значит он еще какой?
Дети. Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, не жадный.
Воспитатель. Выберете на столе карточку и покажите мне человека с добрым лицом. (выполняют)
Воспитатель. А если человек не добрый, он какой?
Дети. Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый.
Воспитатель. Покажите карточку, где на ваш взгляд злой человек? (выполняют)
Воспитатель. А как вы думаете потрогать доброту можно? Если у нее запах, вкус? (ответы)
Воспитатель. Быть может, ее не трудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети. В поступках, действиях, чувствах человека.
Воспитатель. А как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы)
Физкультминутка.
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
1, 2, 3, 4
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились
Дети читают стихи:
Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
И. Тулупова.
Воспитатель. С помощью этого стихотворения мы узнали мнение Самиры о доброте. Прекрасное стихотворение, а Карим расскажет, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю ни когда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу.
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу.
Люблю я всех ребят.
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».
Зеленеет старый пень, когда услышит. Добрый день.
Растает даже снежная глыба от слова тёплого. Спасибо.
Если тебя бранят за шалости, надо сказать. Прости пожалуйста.
Где бы ни были, на прощание мы говорим. До свидания.
Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь. Здравствуйте
А какие пословицы вы знаете о доброте? (ответы)
Воспитатель. Я отобрала картинки, где изображены хорошие поступки детей в одну сторону, а плохие поступки детей в другую доски. А злой волшебник попал в нашу группу и все перепутал, помогите мне их разобрать (2 ребенка разбирают картинки с правой и левой стороны доски и объясняют свой выбор).
Воспитатель. Людям бывает хорошо не только от подарков, но и теплых, добрых слов. Когда человек дарит, что–то другому, ему приятно в двойне. Давайте подарим своим друзьям добрые слова, которые вы знаете.
Игра «Клубок добрых слов». (Спасибо, пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, доброго пути, извините).
Воспитатель. Я предлагаю поиграть еще в одну игру, если текст вас учит вежливости и добру, вы все хором отвечаете: «Это я, это все мои друзья», а если загадка вам не по душе – промолчите.
• Кто, из вас проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твердо?
• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?
• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».
• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись. Вы добрые дети. Добрая Фея принесла нам цветной картон. Как вы думаете, для чего? (ответы)
Воспитатель. А вот и ответ. Дети иногда сорятся, обижают друг друга, а потом сами страдают от этого. Давайте забудем все обиды, и будем совершать только добрые дела. Относится к своим товарищам с добром, любовью, уважением. А в знак примирения и дружбы сделаем бумажные сердечки и подарим тому, кого мы, когда-либо обидели.
Дети вырезают сердечки.
Воспитатель. Как вы думаете, какой теме было посвящено наше занятие?
Что нового вы узнали на занятии? (ответы)
Речевое развитие:
Рассматривание иллюстраций по теме: "УРОКИ ДОБРОТЫ. " - БЕСЕДЫ ПО КАРТИНКАМ.
Разучивание стихотворений о доброте
Чтение художественной литературы: Карлик Нос, Вильгельм Гауф
«Художественно-эстетическое развитие» :
Лепка: смайлик доброты
Рисование: О доброте
Раскрашивание картинок по теме «Добро и зло»
Музыкально – ритмическое: танец «Танцуем в парах», «Что такое доброта».
Театрализованная деятельность: «Театрализованная постановка. «Что такое доброта». По мотивам сказки «Доброе облако». А. Лопатиной и М. Сребцовой.
Прослушивание аудиозаписей: Слушание детских песенок о доброте
Физическое развитие.
Подвижные игры: Игра «Цветик-семицветик», игра «Угадай настроение по рисунку», упражнение «Волшебный мешочек», игра с мячом «Назови ласковое словечко».
Взаимодействие с родителями:
консультации: «Как вести себя за столом», «Причины плохого настроения»;
«Если ребенок не здоровается…», «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»,
Рекомендации: «Вежливость воспитывается вежливостью»;
«Использование в воспитании детей вежливые слова».
III этап Заключительный
Итоговое мероприятие: Музыкальное развлечение: «Дорогою добра»
Ход развлечения
Ведущий:
Дарите добро всегда всем окружающим, скажите добрые слова родным и близким, друзьям. И помните о главном: вы не должны ждать ответной реакции на свою доброту, ведь истинная доброта – та, проявив которую вы не ждете и не требуете ничего взамен.
Звучит песня «Дорога добра», муз. Ю. Энтина.
Ведущий:
Сегодня мы поговорим о доброте.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте Земля ДОБРА!
Она нам всем очень – очень нужна!
Ведущий:
Давайте вспомним крылатые выражения о доброте.
- Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.
- Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по ежедневным делам.
- Добро не наука, оно – действие.
- Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Ведущий:
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку.
Игра «Вежливые слова»
Дети становятся в круг, ведущий передает ромашку одному из участников и говорит вежливое слово, участник получивший цветок говорит своё вежливое слово и передает цветок. Игра продолжается, пока все участники скажут вежливые слова.
Флэш-игра «Доскажи словечко»
Ведущий:
Добро должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят: "Добрый человек".
Танец «Доброта» (танцевальная композиция на одноименную песню гр. «Барабарики»)
Ведущий:
Я вам хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно послушайте и выполните задание по стихотворению.
Физпауза: Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну – ка дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Как хорошо, вы все улыбались. Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Для начала проведем такой урок в нашей группе.
В группе в зимний день с утра,
Проходил урок добра.
Все старательно учились,
И сегодня меж собой,
Не конфетами делились,
А делились добротой.
Все обиды позабыли,
Мир всей группой заключили.
И решили – с этих пор,
Никаких не будет ссор.
Чтоб в себе не замыкаться,
Будем вместе все держаться,
Будем группой успевать,
Все друг другу помогать.
На уроке доброты,
Было столько теплоты,
Что от этой теплоты,
Распустились все цветы!
(Н. Анишина)
Доброта – это еще и стремление человека дать полное счастье всем людям. Понять и исполнить желание другого – Одно удовольствие, честное слово! Я попытаюсь сейчас угадать ваше желание. Вы хотите, чтобы к нам в гости пришла фея Добра.
Появляется Фея Добра.
Фея:
Здравствуйте! Давайте знакомиться? Друзья, я фея Здрасьте. А вот мои слова : "Спасибо", "Извините", "Пожалуйста", "Простите!", "Здоровья вам с утра!" В общении друг с другом слова нам всем нужны : "Простите, вам удобно?", "Ах, будьте так добры!", И в жизни очень важно их часто повторять, чтоб было так приятно их слышать, называть, а грубыми словами людей не обижать.
Фея:
А вы умеете делать добрые поступки? Перечислите, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники? Кто больше вспомнит и назовет таких дел, которые вы выполняли? Тогда хочу у вас спросить, как бы вы поступили, если увидели плачущего малыша, который потерял свою маму? Что бы вы сделали, если увидели, что взрослый что-то уронил? Что бы вы сделали, когда к вам в гости зашел взрослый человек (мамина знакомая, соседка? (ответы детей.)
Фея:
Наша жизнь скучна без сказки,
Долог день, как целый год.
Взгляд добрей и ярче краски,
Если сказка к нам придет.
-Звучит фрагмент песни «Добрая сказка» из м/ф.
Ведущая:
Всем известно, что в сказках существуют добро и зло, есть добрые герои, есть злые, я предлагаю вам отгадать о каких героях загадаю загадки:
1. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
Убежали от грязнули
Чашки ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слёзы льёт. (Федора)
И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечится. (Айболит)
Человек немолодой
Вот с текущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)
Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей. (крот)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (Медведь).
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу. (Лиса)
Ведущий:
Всем известно, что в сказках существуют добро и зло. Чтобы и в жизни было, как в доброй сказке с хорошим концом, нам с вами нужно быть добрыми и вежливыми, а для этого нам надо знать много вежливых слов. Ребята, давайте поиграем с вами в игру и покажем, Фее Добра, какие вежливые слова мы знаем ( объяснение правил игры: я вас прошу о чем-то, вы выполняете только тогда, если я скажу волшебное слово-ПОЖАЛУЙСТА. Например, "Дети, встаньте, пожалуйста. " и т. д. (дети встают.)
-Игра «Пожалуйста».
Фея:
Молодцы! Я вас хвалю.
Кто всех добрей, тот всем хорош,
У тех друзей не перечтешь.
Помните об этом, ребята.
Ведущий:
Наши дети знают пословицы о доброте. Послушаем их.
Дети:
- Доброму везде добро.
- Добрый человек придет, словно свету принесет.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Добрый сын – отцу радость, а плохой – печаль.
- Жизнь дана на добрые дела.
Ведущий:
Ребята, отгадайте мою загадку:
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже. (Родины)
Ведущий:
Конечно, родная земля, Родина – это место, где ты родился. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Ребята, но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.
- Ребята, а как называется наша страна?
Дети: Россия.
Ведущий:
Россия…
Вслушайтесь в это слово.
Россия - как из песни слово,
Березок юная листва.
Вокруг моря, сады и горы,
Раздолье, русская душа.
С. Васильев
Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце.
Ребенок 1
Нет края на свете красивей,
Нет Родины, в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?.
В. Гудимов
Ребенок 2
Здесь белые рощи и ливни косые,
Здесь жёлтые нивы и взлёт журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
О. Милявский
Песня «У моей России» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)
Ведущий:
Россия наш общий дом.
Разные люди живут в нем.
Ребенок 1
На огромном белом свете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки.
Ребенок 2
Кто – то ростом невелик,
Кто – то слабый ученик.
У одних большие ушки,
У других – кругом веснушки.
Кто – то рыж, а кто – то бел,
Кто – то в играх неумел.
Ребенок 3
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить,
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить.
Фея:
Ребята, а кого вы любите больше всех на свете? (ответы детей).
Конечно, ваших родных: маму, папу, сестренку, братишку, дедушку, бабушку- вашу семью.
Семья - это святое слово,
И обижать его нельзя!
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты вошёл из семьи!
Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Включить песню «Моя семья»
Ведущий:
- А теперь проведём шуточный конкурс, который подскажет нам, кого ещё мы должны поздравить в день семьи. Отвечают хором по очереди мальчики и девочки.
Про войну читают книжки
Только храбрые (мальчишки)
Шьют для кукол распашонки
Рукодельницы… (девчонки)
Если я надену шляпу,
Буду я похож на … (папу)
Заявляем твёрдо, прямо:
Лучше всех на свете… (мама)
Если трудно стало вдруг
То придёт на помощь (друг)
- Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Вот уж готово пышное тесто –
Вкусно накормит внуков (бабушка)
Для солений наших бочку
Сколотить попросим… (дедушку)
Ох, и любитель сладких груш
Нашей Кати младший… (брат)
Чепчик в рюшечках сошьёте
С мамой вместе вашей (сестрёнке.
Ведуший:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Танец-хоровод «Большой хоровод»
Фея:
Я Фея Доброты, и поэтому на прощанье хочу угостить всех вас волшебной карамелькой, которая вам, дети, поможет учить стихи и пословицы о доброте, совершать добрые поступки, защищать малышей и всех, кто нуждается в помощи. Ведь лишь тот красив и щедр душой, в ком нет злости никакой!
Фея прощается и уходит.
Предполагаемый результат:
укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе;
появление способности разрешать конфликтные ситуации с помощью слов :
повышение уровня культуры детей и педагогический уровень родителей.
Список литературы:
Алябьева Е. А. «Тематические дни в детском саду», 2005г.
Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. 2003г.
Дурова Н. В «Очень важный разговор», 2000г.
Иванова Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М. : Творческий центр Сфера, 2008.
Кондратьева А. – «Стихи о вежливых словах»
Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 384с.
Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», 2006. – 188с.