Светлана Новолодская
Проект для старшей группы «Красавицы Петунии»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Тип проекта : долгосрочный (6 месяцев)
Актуальность темы: Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.
Публикация «Проект для старшей группы „Красавицы Петунии“» размещена в разделах
Систематический труд повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап (организационный) – подбор почвы, выбор семян растений.
Основной этап (исследовательский) - посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, пикирование рассады, уход за растением.
Заключительный этап (итоговый) - наблюдение за цветением растений, фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы и петунии», выставка рисунков на тему «Цветы», подарок мамам цветущие цветы.
Ожидаемые результаты проектной деятельности :
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться рассмотреть красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
4. В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.
Продукт проекта : выращивание петуний.
Цель проекта : вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию петуний и приучить детей к уходу за этим цветком.
Задачи:
2. Формировать умение ежедневно ухаживать за цветами в комнатных условиях.
3. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста цветов, делать выводы. Способствовать формированию навыка посадки петуний.
4. Фиксировать представления детей об изменениях роста цветов в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.
7. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.
8. Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.
9. Воспитывать любовь к труду, желание трудиться.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
3. Помощь родителей в рассаживании петуний в открытый грунт.
Тематический план
Этапы
Содержание Сроки
Подготовительный этап
- Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Огород в старшей группе»
- Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности. 13-24 марта
Основной этап - Подбор и рассматривание иллюстраций цветов;
- Совместная деятельность – посадка петуний;
- Проведение наблюдений за ростом цветка с зарисовкой изменений в росте;
- Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы);
- Беседа, игры
- Рисование - «Вот какой цветок!»;
- Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний о цветах: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде?», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый - лишний», Лото «Найди пару»;
- Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика, где живут дедушка и бабушка. Они «выращивают» овощи и цветы на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, наблюдают за ростом растения.
25 марта-31 мая
Заключительный этап Высадка растений в открытый грунт, уход: полив, прополка.
Наблюдения за цветами, рассматривание, определение и сравнение цвета и запаха. 1 июня-31 августа
Реализация проекта :
Беседы:
«Строение цветка»; «Какие бывают цветы?»; «Какие цветы полезны для человека».
Дидактическая игра "Сложи цветок".
Цель: закреплять у детей представления о строении цветка. Развивать память и внимание. Развивать мелкую моторику рук.
Ребенку предлагается составить цветок из его частей, объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Найди растение по описанию»
Цель: уточненить знания о строении цветка, закрепить название садовых растений.
Дидактическая игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Разучивание с детьми стихи, загадки, поговорки о цветах.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Дополнительно будут посажены отдельно несколько семян в контейнерах для проведения опытно-экспериментальной работы, чтобы выяснить, что влияет на рост растения.
Первый эксперимент.
В один контейнер посадили хорошие семена, а в другой контейнерпосадили те семена, которые всплыли в воде. Прошло 10 дней: у хороших семян уже 2 листочка, а у плохих семян при одинаковых условиях ухаживания, ростка ещё нет!
ВЫВОД: Для роста необходимы хорошие семена.
Второй эксперимент.
1 контейнер с семенами – не поливали. 2 контейнер с посаженными семенами поливали. У семян, которые не поливали, через 5 дней после посадки, они ещё не дали ростков.
У семян, которые обильно поливали, первые ростки появились уже через 4 дня.
ВЫВОД: Для роста необходим полив!
Третий эксперимент.
Один контейнер с проросшим растением поливали, но поставили в тёмное место и растение находилось без света. Растение стало жёлтое и вытянувшиеся.
ВЫВОД: Для роста необходим свет!
ООД с детьми: «Всё начинается с семечка»
Цель: Уточнить представления детей о том, что растения (бархатцы, петунии) выращивают из семян; учить различать семена бархатцев и петунии по форме и размеру; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.
Дидактические игры:
«Магазин цветов»
«Сложи цветок»,
«Собери цветы в вазу»,
«Садовник» и т. д.
3 ЭТАП - заключительный.
• Фото - выставка «Как мы выращивали петуньи»
• Выставка рисунков «Любимые цветы»
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
• Рассматривание выросших цветов.
• Систематический уход за ними
•
Наблюдение 1:
«Соберем семена садовых цветов». Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много.
Наблюдение 2:
«Какие они – цветущие растения?» Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.
Наблюдение 3:
«Кто помогает цветам расти?» Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наша группа для них хороший «дом» в холодное время года, в котором есть тепло, свет. Расти цветам «помогают» : солнце, вода, тепло, земля и люди.
Дидактическая игра "Сложи цветок".
Цель: закреплять у детей представления о строении цветка. Развивать память и внимание. Развивать мелкую моторику рук.
Ребенку предлагается составить цветок из его частей, объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Найди растение по описанию»
Цель: уточнить знания о строении цветка, закрепить название садовых растений.
Дидактическая игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Поговорки о цветах:
1. Где цветок там и медок.
2. Весна красна цветами, а осень снопами.
3. На хороший цветок летит и мотылек.
Загадки.
На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (Тюльпан)
Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком. (Ромашка)
Этот бархатный ковёр
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не нагрянут к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето всё без остановки
Так цветут, что во садах -
Красотища - Просто "ах"). (Бархатцы)
В нашем парке есть газоны,
Расцвели там. патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни.
Вот только музыки не слышно. (Петуния)
Живая клумба.
Все играющие разбиваются на три команды:
1. Лилии;
2. Ноготки;
3. Бархатцы.
Дети – цветы на клумбе. В центре растут лилии – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг роз. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: лилии – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.
Найди своё место.
Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы (садовые и полевые) под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.
Игра на внимание.
Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.
Игра «Садовник».
Садовник:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели
Кроме (называет цветок)
Этот цветок: – Ой!
Садовник: Что с тобой?
Цветок: Влюблён.
Садовник: В кого?
Цветок: В розу.
Роза: Ой! И т. д.
Пальчиковая игра «Посадим цветы».
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим.
Дождичек польёт,
Оно подрастёт.
Сначала стебелёк,
А затем цветок.
Наши красные цветки,
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши красные цветки,
Закрывают лепестки,
Головой качают.
Тихо засыпают. /
Все о цветах.
Петуния
Русское название: Петуния. Латинское название: Petunia
Семейство: Пасленовые. Родина: Южная Америка
Петунии – это многолетние травянистые или полукустарниковые растения, используемые в культуре как однолетние.
Название рода происходит от португальского слова petun – табак. Листья петунии и табака похожи. Они цельные, сидячие или на коротких черешках, бывают различной величины и формы. Стебли зелёные, ветвистые, в зависимости от сорта могут быть прямостоячие, стелющиеся или свисающие.
Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Плод петунии – коробочка, наполненная очень мелкими темно-коричневыми семенами диаметром 0,5-0,6 мм и длиной 0,6-0,7 мм (в одном грамме может быть до 10000 штук).
В одной коробочке может содержаться 100-110 семян. Всхожесть семена петунии сохраняют 2-3 года.
Цветение сортов мелкоцветковой петунии наступает на 70-75 день после посева, крупноцветковые сорта зацветают на 10-15 дней позже. Бутоны петунии развиваются около 7 суток, каждый цветок открыт около 5 суток. Семена созревают примерно через 4 недели после опыления.
После полного созревания семян им требуется 3-4 месяца для дозревания при комнатной температуре. Семена сохраняют всхожесть 3-4 года.
Петуния светолюбива и теплолюбива. Хорошо растет на открытых солнечных местах. В тени при недостатке света побеги сильно вытягиваются, образуется большое количество листьев, а цветение ослаблено.