Маньковская Румия Римовна
Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики рук с детьми первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для развития мелкой моторики рук с детьми первой младшей группы «Умные пальчики»
Тип проекта : практико - ориентировочный, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели 1 младшей группы, родители, дети группы.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Умные пальчики“ для развития мелкой моторики рук с детьми первой младшей группы» размещена в разделах
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, а и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Цель проекта :
Развитие речи посредством активизации тонких движений пальцев рук.
Задачи проекта :
• Стимулировать развитие речи через активизацию тонких движений пальцев рук.
• Развивать тактильную чувствительность.
• Скоординировать движения обеих рук.
• Повысить уровень зрительно – моторной координации, моторной ловкости.
• Развивать моторную ловкость, произвольность и точность движений.
• Освоить приёмы самомассажа кистей и пальцев рук.
• Обогащать родительский опыт в воспитании и развитии детей.
Ожидаемые результаты:
• Наблюдается положительная динамика в развитии речи детей.
• Воспитанники применяют самомассаж рук с помощью шариковых массажёров.
• Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Перспективный план реализации проекта
Время проведения Тематика реализации проекта Форма работы
Октябрь
1-2 неделя Самомассаж кистей рук.
«Играем мелкую моторику развиваем» 1)Учить детей делать массаж кистей рук с помощью массажного шарика, катать его в ладошках, проводить массажные движения не только ладоней, а всей руки до плеча.
2)Продолжать учить детей шнуровать, застёгивать и расстегивать застёжки, молнии, липучки, пуговицы.
Октябрь
3-4 неделя Игра с прищепками:
Лепка: «Вишенки для компота»
«Играем Мелкую моторику развиваем» 1)Учить детей действовать с прищепками.
2)Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их в шарик.
3)Учить детей собирать пазлы, картинки из 2,3,4 частей, играть с различными вкладышами.
Ноябрь
1-2 неделя 1)Продуктивная деятельность с использованием природного материала.
2)«Играем мелкую моторику развиваем»
3) Игра: «Волшебный мешочек» 1)Учить детей использовать природный материал, крупы в изо деятельности.
2)Учить детей играть с мозаикой, составлять из неё узор чередуя по цвету.
3)Учить детей узнавать на ощупь и называть знакомые предметы.
Ноябрь
3-4 неделя На прогулке: Игры с песком и водой
Продуктивная деятельность. «Выложи дорожку из камешков»
1)Учить детей строить из песка различные постройки, не разрушая их применять в игре.
2)Учить использовать в игре природный материал.
«Капуста», «Идёт коза – рогатая», «Стирка», «Семья», «Вышли пальчики гулять!», «Водичка, водичка!», «Мы готовим», «Мишка», «Уточка», «Овощи», «Травка – муравка», «Пальчики спят», «Строим дом», «Сорока – белобока», «Семейка», «Котик», «Часики», «Улитка», «Скачет зайка», «Ладушки, ладушки», «Мы делили апельсин», «Постираем бельё», «Маляр», «Наши уточки с утра», «Мышка»,«Совушка–сова», «Руки в стороны», «Колобок», «Кораблик», «Считалка», «Дружные пальчики», «У меня пропали руки», «Села птичка на ладошку», «Пальчик – мальчик».
Чтение потешек, песенок, стихов, прибауток: «Мишка косолапый», «Наша Таня», «Зайка», «Ай, лады, лады», «Кот на печку пошёл», «Доброе утро», «Мы – строители», «Кошкин дом» и др.
Лепка
Цель: обогащать словарь детей и развивать мелкую моторику рук; развивать навыки различных приёмов лепки; формировать эмоционально – положительное отношение к процессу лепки. «Витамины в баночке», «Мяч для Тани», «Тарелка для каши», «Машина едет легковая», «Лечим чашку», «Заборчик для петушка», «Печенье для бычка», «Самолёт», «Пряники для мамочки», «Бабушкины пирожки»
Рисование
Цель: развитие творческих способностей детей; знакомство детей с правилами пользования карандашами, кисточками, красками; воспитывать у детей интерес к рисованию «Ковёр из жёлтых листьев», «Волшебные пальчики», «Сшили Тане сарафан», «Лесенка», «Салют», «Зёрнышки для цыплят», «Платье в горошек», «Цветочек для мамы»
Игры со шнуровкой
Цель: развитие мелкой моторики рук. «Бусы для мамы», «Нанизывание предметов одинаковых по форме, но разных по цвету», «Нанизывание предметов разных по форме и цвету» и т. д.
Игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, крупами, камешками и т. д.)
Цель: формирование умения включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним «Поможем Золушке», «Найди сокровища», «Разложи пуговицы», «Разложи макароны», «Чудесный мешочек»
Игры с настольным и напольным строительным материалом
Цель: развитие умения детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддержание желания строить что – то самостоятельно.
«Курочка и цыплята», «Сделай цветочек», «Разноцветные дорожки», «Построим дом», «Гараж для машины», «Теремок»
Сюжетно – ролевые игры
Цель: развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
формирование начальных навыков ролевого поведения
«Устроим кукле комнату», «Напоим куклу чаем», «Зайка заболел»,
«Оденем куклу на прогулку», «Цирк зверей», «Семья» и т. д.
Консультация для родителей: «Как развить мелкую моторику рук».
Для развития мелкой моторики Вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут :
• Мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы - вязаные и набитые пластмассовыми пульками).
• Верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6мм.) для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами.
• Кистевые эспандеры-для развития мышечной силы кисти.
• Прищепки бельевые-для развития координации движений пальцев рук.
• Щётки для волос, зубные щётки,коврики»Травка»-для массажа и самомассажа ладоней.
• Палочки.
• Бигуди.
• Счётные палочки.
• Резиночки для волос.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным точным, целенаправленным движениям.
Игры с массажными мячиками.
Колючий ёжик Дети катают мячик в руках
Гладь мои ручки. делая движения вперёд- назад,
Ёжик, ёжик вправо- влево между пальцами.
Ты колючий, ну и что же Катают мячик между ладонями круговыми
Я хочу тебя погладить, движениями. Берут мячик в левую руку и
Я хочу с тобой поладить! «прыгают» им по ладони другой руки,
Затем меняют руки.
Дружба.
Я в друзьях души нечаю! Дети крепко сжимают мячик
Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой ладони.
Каждый руку мне пожмёт! Машут рукой.
Каждый мне привет пошлёт. (О Крупенчук).
Самомассаж прищепками:
Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия-смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие).
Кусается больно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь,
-Ноя не играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться- скажу кыш. (О. Крупенчук)
Игра «Волшебный мешочек»
Различные предметы складываются в мешочек, затем ребенок с закрытыми глазами, на ощупь должен отгадать какой это предмет.
(Если дети затрудняются в определении предмета на ощупь, то
предварительно можно продемонстрировать, что находится в мешочке.)
Игра «Золушка»
Смешать в большой глубокой тарелке красную и белую фасоль, и предложить детям рассортировать её по тарелочкам.
(Сортировать можно различные крупы, макароны, камешки, бусины)
Игра «Ручки»
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину)
Где вы рученьки мои? (оглядеться по сторонам)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! (показать ручки)