Анна Миннибаева
Проект для группы с расстройством аутистического спектра «Подари мне мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект направлен на взаимодействие педагогов, специалистов, родителей в помощь обучению детей с РАС.
Клуб «Мир открытий»
Подготовила учитель-дефектолог
Миннибаева Анна Николаевна
Ижевск 2024 г.
Тема проекта : Проект для группы с расстройством аутистического спектра.
Вид проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, специалисты, родители, дети.
Возраст детей: 3-7 лет
Публикация «Проект для группы с расстройством аутистического спектра „Подари мне мир“» размещена в разделах
Продолжительность: С сентября 2024 г. по сентябрь 2025 г. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.
Актуальность:
Есть дети как дети, а есть малыши,
в руках чьих не держатся карандаши,
чьи мысли витают всегда в облаках,
и твёрдость походки не сыщешь в шагах.
Им помощь нужна каждый день, каждый час!
Что ждёт их потом? Как помочь им сейчас?
Сплошные вопросы, сомнения, страх
и поиск надежды всесильной впотьмах.
И каждый – особенный, каждый – родной,
и каждый даётся огромной ценой!
И каждый зачем-то родился на свет.
Взгляни в их глаза – там увидишь ответ.
Проблема аутизма в мире начинает приобретать свою остроту по многим параметрам. Понятие «аутизм» было введено в середине прошлого века австрийским и американским педиатром и психиатром Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году - советский ученый Самуил Мнухин.
Проявления аутизма крайне разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете что-то об аутизме».
Аутичные люди очень своеобразны, прежде всего потому, что они действительно по-другому слышат, видят и ощущают реальность. Из-за генетических нарушений их мозг гиперактивен и просто не успевает анализировать всё то, что окружает ребёнка. Поэтому мир воспринимается фрагментарно и искажённо.
Степень изученности психологических аспектов функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, остается недостаточной. Внимание в основном уделяется изучению нарушений в развитии детей и коррекционной работе, а вопросы изучения родителей практически не затрагиваются. Работники специальных коррекционных образовательных учреждений дают родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными.
Несмотря на разнообразие специалистов и методов коррекции, используемых в реабилитации детей с аутизмом, важную роль играют родители: поскольку мама и папа проводят бо льшую часть времени с ребенком, у них есть возможность организации среды для развития своего малыша. Как же, собственно, организовать эту самую среду, которая поможет ребенку в его развитии? Основной источник развития аутичного ребенка это его игровая деятельность. Каждый вид игры имеет свою задачу. Так, стереотипная игра ребенка может быть основой взаимодействия с ним, дает возможность переключить внимание ребенка, если его поведение выходит из-под контроля. В основе сенсорных игр новая чувственная информация, переживание приятных эмоций, что дает возможность установления контакта с ребенком. Совместное рисование или лепка великолепная возможность для проявления активности ребенка с целью развития его представлений об окружающем мире.
Таким образом, аутизм - это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё воспринимается слишком сильно и ярко, особенно близкого контакта с другим человеком, и слабостью чувства Я.
РАС — это не заболевание, поэтому лечения от него нет. Людям с таким расстройством важно адаптироваться к жизни в обществе и научиться управлять своими эмоциями. В этом хорошо помогает поведенческая, образовательная и семейная терапия. Все специалисты в области аутизма отмечают : ранняя диагностика и ранее вмешательство приносят свои плоды и примерно в 50% –60% случаев позволяют к школе снять диагноз «аутизм» или вывести ребёнка в приемлемое для обучения в массовой школе состояние. Мы решили создать проект, направленный на взаимодействие всех специалистов детского сада (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родителей и конечно детей с расстройствами аутистического спектра, поставить на начальную ступеньку своей еще юной жизни.
Проблема:
Мы не будем описывать о проблемах всей России, это уже давно не новость, что очень мало специалистов, мало заведений, предоставляющих не только места для детей РАС, но и специализирующихся в помощи детям РАС. Педагогов, которые способны работать с ними. Мы тоже столкнулись с этой проблемой. Хочу описать проблему в другом ключе. Как помочь родителям принять своего ребенка и направить все свое терпение на помощь ему не только в группе детского сада, но и в домашних условиях. Как научиться общаться со своим ребенком и понимать его. Как играть с ним. Как создать развивающую среду в домашних условиях. И совместно адаптировать их в обществе.
Ресурсы:
- информационные научные статьи, методическая литература;
- финансовые участие в грантах на развитие развивающей среды, благотворительность (пожертвование);
- трудовые работа воспитателей, узких специалистов, родителей.
Цель: Проект направлен на помощь в социальной адаптации в обществе, помощь в развитие через различные методики и нетрадиционные подходы в работе.
Задачи:
Расширять круг увлечений
Развивать творчество, любовь к изобразительному искусству, к нетрадиционным техникам
Развивать интерес к общению со взрослыми и детьми
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную работу.
Ожидаемый результат: Живое общение специалистов и родителей в течение всего года, повышая информированность (преодолеть отстраненность, тревогу, страх). Дети научатся проявлять интерес к окружающему миру, интерес к творчеству, появится свое увлечение (несколько).
Этапы реализации и содержание основных мероприятий.
1 этап – подготовительный: изучения литературы, подготовка необходимых материала, создание плана мероприятий;
2 этап – организационный: организовать родителей на создание развивающей среды, и общение со специалистами;
3 этап – практический: проведение мастер-классов, групповых собраний, создание развивающей среды, приобретение спортивного инвентаря и развивающих игр. Участие в грантах для развития группы (в течении всего учебного года).
Создание Клуба «Мир открытий» :
Цель:
• создавать условия для успешной реабилитации и адаптации детей с РАС
• повышать информированность (преодолевать отстраненность) родителей
• содействие сплочению родительского коллектива
• создавать благоприятный климат
Консультации для родителей (беседы в течении всего года) :
1.«Макатон» (Макатон — это уникальная языковая программа, сочетающая в себе использование жестов, символов и звучащей речи. Макатон дает возможность общаться людям с коммуникативными трудностями)
2.«Изотерапия»
3.«Песочная терапия»
4.«Джаггинг» (Вид аэробной нагрузки)
5.«Ава-терапия» (Занятия по освоению новых навыков и окружающего мира самостоятельно)
6.«Гидро-терапия» (Плавание)
7.«Дельфинотерапия» (Общение с дельфином)
8.«Пет-терапия» (Анималотерапия, общение с животными)
9.«Иппотерапия» (Верховая езда)
10.«Холдинг-терапия»
Картотеки для педагогов (создать и пополнять в течение всего года)
1. Картотека настольных игр
2. Картотека подвижных игр
3. Картотека дидактических игр
4. Картотека тактильных игр
5. Картотека коммуникативных игр
6. Картотека пальчиковых игр
7. Картотека гимнастики после сна
8. Картотека прогулок
9. Картотека игр с водой
10. Картотека «Сказкатерапия»
11. Создание паспорта Центра уединения
12. Создание паспорта группы
Развивающая предметно-пространственная среда для детей (пополняется в течении всего года сенсомоторными играми, учитывая особенности и интересы детей:
- Визуализация в группе
- Коммуникативные игры
- Тактильные игры
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
- Подвижные игры
- «Сказкатерапия»
- Центр уединения
Месяц Тема Цель Содержание работы Практический выход
Сентябрь
-Групповое собрание (цель, задача учебного года)
- «Изотерапия»
-«Макатон»
-Центр уединения
- Клуб «Мир открытий «За чашкой чая»»
Информирование родителей на предстоящий год, знакомство с задачами этого года.
Ознакомление родителей с методикой Макатон
-Создание клуба «Мир открытий»
повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти методики для развития детей РАС
-Найти информацию для чего необходима Изотерапия и как она влияет на развитие ребенка РАС.
-Найти информацию для создания центра уединения для детей РАС.
-Прописать содержание мероприятия -Анкета для родителей
- Консультация «Изотерапия»
- Консультация «Методика Макатон»
- Продумать место для центра уединения и подготовить список игр для его заполнения.
-Форма проведения мероприятия клуба круглый стол (Тревоги, страхи, идеи, обмен опытом)
Октябрь
-«Макатон»
-«Ава-терапия» (Занятия по освоению новых навыков и окружающего мира самостоятельно)
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Мой ребенок не рисует»»
Продолжаем изучать методику «Макатон», совместно с родителями, учим детей жестам.
Продолжаем изучать и создавать сенсорные игры.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата -Найти информацию по «Ава-терапии»
- Найти информацию для чего необходима «Ава-терапия» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
- Приобретение карточек «Макатон»
-Консультация «Ава-терапия»
- Создание игры (Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия)
- Приобретение карточек «Макатон»
-Форма проведения мероприятия тренинг + мастер-класс
Ноябрь
-«Макатон»
-«Песочная терапия»
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Радость в движении»»
Продолжаем изучать методику «Макатон» совместно с родителями, учим детей жестам.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти информацию по «Песочной терапии» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
- Приобретение карточек «Макатон»
- Консультация «Песочная терапия»
- Создание игры (Игры на развитие слухового восприятия)
-Форма проведения мероприятия клуба тренинг + мастер-класс
Декабрь
-«Макатон»
-«Джаггинг» (Вид аэробной нагрузки)
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Речедвигательная гимнастика»»
Продолжаем изучать методику «Макатон», совместно с родителями, учим детей жестам.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти информацию по «Джаггинг» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
- Приобретение карточек «Макатон»
-Консультация «Джаггинг»
- Создание игры (Игры на развитие восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета)
-Форма проведения мероприятия клуба тренинг + мастер-класс
Январь
-«Макатон»
-«Гидро-терапия» (Плавание)
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Алгоритм обучения навыкам коммуникации»» Продолжаем изучать методику «Макатон», совместно с родителями, учим детей жестам.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти информацию по «Гидро-терапии» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
- Приобретение карточек «Макатон»
- Создание игры (Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных навыков)
-Форма проведения мероприятия тренинг + мастер-класс
Февраль
-«Макатон»
-«Дельфинотерапия» (Общение с дельфином)
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Меняем не ребенка, а его поведение»»
Продолжаем изучать методику «Макатон», совместно с родителями, учим детей жестам.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти информацию по «Дельнотерипии» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
- Приобретение карточек «Макатон»
- Создание игры (Игры на развитие зрительного восприятия)
-Форма проведения мероприятия клуба тренинг + мастер-класс
Март
-«Макатон»
-«Пет-терапия» (Анималотерапия, общение с животными)
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Как помочь ребенку играть самостоятельно»» Продолжаем изучать методику «Макатон», совместно с родителями, учим детей жестам.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти информацию по «Пет-терапии» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
- Приобретение карточек «Макатон»
- Создание игры (Игры на развитие физических качеств)
-Форма проведения мероприятия клуба тренинг + мастер-класс
Апрель
-«Макатон»
-«Иппотерапия» (Верховая езда)
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Важность невербальной коммуникации»»
Продолжаем изучать методику «Макатон», совместно с родителями, учим детей жестам.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти-информацию по «Иппотерапии» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
-Приобретение карточек «Макатон»
-Консультация «Иппотерапия»
-Создание игры (Игры на развитие тактильных ощущений)
-Форма проведения мероприятия клуба тренинг + мастер-класс
Май
-«Макатон»
- Групповое собрание (итоговое, планы на лето)
-«Холдинг-терапия»
-Сенсорные и сенсомоторные игры
- Клуб «Мир открытий. «Почему подражание так важно»»
Продолжаем изучать методику «Макатон», совместно с родителями, учим детей жестам. Найти информацию для консультации.
-Повышать информированность, создание благоприятного климата
-Найти информацию по «Холдинг-терапии» и как она влияет на развитие ребенка
-Прописать содержание мероприятия
- Приобретение карточек «Макатон»
- Консультация «Холдинг-терапия»
- Создание игры (Игры на развитие коммуникативных навыков)
-Форма проведения мероприятия клуба тренинг + мастер-класс
Июнь Июль Август
-«Макатон»
-Клуб «Мир открытий. Прогулка»»
-Закрепляем методику общения
-Создание благоприятного климата, сплочение родительского коллектива.
-Прописать содержание мероприятия Общаемся с родителями и детьми по методике «Макатон»
Литература.
Каращук Л. Н., Разживина М. И. «Проблема аутизма в современном мире»
Морозов С. А. «Общество помощи аутичным детям. ДОБРО»
Маленис Н. Г., Панцырь С. Н., Волгина Н. Н., Форрон Л. М., «Организация работы с родителями детей с РАС» (Методическое пособие)
Босенко Ю. М. «Особенности взаимосвязи родительского отношения»
Манелис Н. Г., Хаустов А. В., Никитина Ю. В., Солдатенко Е. Н. «Ребенок с РАС идет в детский сад»